Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституция как основной источник конституционного права




Термин «конституция» с латинского переводится как «учреждение». В самом общем смысле – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

В 1787 году была принята первая конституция в мире – Конституция США, которая действует до настоящего времени. Первыми европейскими конституциями были Конституция Польши 1791 года и Конституция Франции того же года, принятая в период Великой французской революции.

Самым распространенным является понятие Конституции как закона, обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила означает, что, во-первых, нормы конституции всегда имеют главенствующее значение по отношению к другим нормам. Во-вторых, законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре.

Сущность Конституции представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент ее принятия. Сущность Конституции определяется в ее функциях и признаках.

Функции конституции:

1) юридическая функция проявляется в том, что конституция – это основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений;

2) политическая функция: конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы;

3) идеологическая функция объясняется как функция наивысшего правового авторитета для граждан и организаций.

Признаки Конституции:

1) преемственность - в англосаксонских государствах это понятие определяется через термин «континуитет» т.е. непрерывность, преемственность государственной власти, тем самым подчеркивается незыблемость государственности.

2 ) народный суверенитет – в конституциях всегда подчеркивает, что они принимаются народом или от имени народа. Народный суверенитет означает, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу.

3) прямое действие конституции позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4) стабильность конституции.

5) реальность.

6) легитимность конституции означает, что новая Конституция должна быть принята таким способом который указан в предыдущей конституции.

Форма и структура Конституции. Форма конституции: это способ организации и выражения конституционных норм.

Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную.Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами (без судебных прецедентов и обычаев), то речь идет о некодифицированной конституции. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые.

Структура конституции имеет стандартизированный вид. Она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные положения и дополнительные положения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Положения преамбулы правовыми нормами не являются, носят идеологический характер.

В основную часть входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе органов, как правило, излагаются с учетом принципа разделения властей.

Заключительные положения содержат различные нормы: обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционным норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Классификация Конституций.

По времени действия различают постоянные и временные, последние могут приниматься на определенный срок или впредь до наступления определенного события.

По форме выражения – писаные и неписаные. В неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента, и некоторые правовые обычаи. Например, Великобритания.

По способу изменения – «жесткие» и «гибкие». Жесткие конституции требуют для своего изменения специальной процедуры. Есть несколько вариантов жесткости, которые могут применяться: 1) требование к изменению конституции, конституция должна изменятся квалифицированным числом голосов (2\3, иногда 3\4) членов парламента, в отличие от обычных законов, которые изменяются простым большинством. 2) двойной вотум - означает, что поправки к конституции могут быть приняты только после двух голосований. Гибкие изменяются как текущие законы.

По способу принятия – народные, принятые на референдуме; октроированные (дарованные); учредительные, принятые учредительным собранием.

По политическому режиму – демократические и авторитарные, а среди последних и тоталитарные.

По форме территориального устройства – унитарные и федеративные.

По форме правления – монархические и республиканские.

Конституция Республики Беларусь обладает классической структурой, по форме выражения является писанным актом, по способу изменения - жесткая.

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе:

1) Президента;

2) не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть приняты, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламент.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, Парламент, Правительство, суд», «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения». Могут быть изменены только путем референдума.


Тема 5 Конституционное развитие Республики Беларусь

 

Конституционализм прошел в своем развитии те же этапы, что и страна в целом. В соответствии с этими этапами можно выделить:

1) конституционные акты и конституции Советского государства в период перехода от «капитализма к социализму»;

2) конституции Советского государства, закрепившие «победу социализма»;

3) современное развитие конституционализма.

2 Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов Декретом от 8 ноября 1917 года "Об учреждении Совета народных комиссаров" образовал для управления страной рабочее и крестьянское правительство, установив одновременно, что контроль за деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его ЦИКу. Решениями съезда были созданы практически все звенья государственного руководства страной, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года. На втором всероссийском съезде были приняты первые декреты: «О земле», «О мире» и другие

Декретом "О земле":

1. отменялась помещичья собственность на землю немедленно и без всякого выкупа;

2. признавались самыми справедливыми путями решения земельного вопроса отмена частной собственности на землю и обращение ее во всенародное состояние;

3. переход всех недр земли, руды, нефти, угля и т.д. в исключительное пользование государства.

В Декрете "О мире" были заложены основы внешнеполитической деятельности Советского государства, базирующиеся на миролюбии, неприменения насилия и самоопределении наций в решении национального вопроса, отмене тайной дипломатии, пролетарском интернационализме и солидарности рабочих всех стран в борьбе за дело мира и освобождения "трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации".

Конституционное значение имели и последующие декреты Советского государства. Их можно разделить на четыре группы.

Первая группа – акты, направленные на устранение системы хозяйствования и создание экономической основы Советской власти. В частности, это «Положение о рабочем контроле» от 27 ноября 1917 года, декреты «О национализации банков» от 27 декабря 1917 года, «О социализации земли» от 9 февраля 1918 года и др.

Второй группой декретов была заложена основа национально-государственного строительства: «Декларация прав народов России» от 15 ноября 1917года, декрет «О Финляндской республике» от 31 декабря 1917 года.

Третья группа декретов посвящалась формированию права: «О порядке утверждения и опубликования законов» от 2 ноября 1917 года, «О праве отзыва делегатов» от 4 декабря 1917 года.

Четвертая группа посвящалась организации общественной жизни и правовому положению граждан: «О восьмичасовом рабочем дне» от 1 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года, «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918 года.

Особое значение имела «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 года, принятая 3 Всероссийским съездом. В документе закреплялись основы общественного и государственного устройства России. Россия объявлялась республикой Советов, по форме государственного устройства – федерация советских национальных республик на основе свободного союза наций. Декларация подтвердила решение СНК о представлении независимости Финляндии и самоопределении Армении. Объявлялась: 1) отмена частной собственности на землю, 2) земельный фонд – общенародное достояние, 3)полный переход фабрик, заводов, ж/д дорог и транспорта, всех банков в собственность государства.

Конституция 1918. 1 апреля 1918 года на заседании ВЦИК была создана конституционная комиссия. В ее состав вошли представители от партийных фракций (большевиков, эсеров) и ряда народных комиссариатов (по делам национальностей, военным делам, внутренним делам, юстиции, финансов, ВСНХ). Председателем комиссии стал Я.М.Свердлов. 10 июля 1918 года на 5 съезде Советов была принята первая Советская Конституция. Основные принципы Конституции были сформулированы в 6 разделах:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2. Общие положения Конституции РСФСР;

3. Организация советской власти в центре и на местах;

4. Активное и пассивное избирательное право;

5. Бюджетное право;

6. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялись: 1) социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата; 2) политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, экономические основы – национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

Срок действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство – СНК - Совет народных комиссаров. ВЦИК – это высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Он давал «общее направление деятельности» правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Всего образовывалось 18 народных комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

2 февраля 1919 года Временный революционный рабоче-крестьянский съезд принял первую Конституцию ССРБ. Она включала 32 статьи и состояла из Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа Беларуси и трех разделов:

1. общие положения Конституции,

2. конструкция Советской власти,

3. о гербе и флаге.

Верховная власть принадлежала Всебелорусскому съезду, а в период между съездами - Центральному Исполнительному комитету. СНК не образовывался.

30 декабря 1922 года - Декларация и Договор об образовании Союза ССР.

11 апреля 1927 года 8 Всебелорусский съезд Советов принял Конституцию БССР. Она состояла из 13 разделов и 76 статей. БССР объявлялась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Конституция предусматривала двойное гражданство (СССР, БССР), равноправие белорусской, еврейской, русской и польских языков. При перевесе белорусской. Главы 2-10 регулировали деятельность Всебелорусского съезда Советов, ЦИК, СНК, окружных и районных съездов Советов, исполкомов. Гл.11 определяла избирательное право трудящихся граждан с 18 лет. Статья 7 запрещала принимать участие в выборах предпринимателям, частным торговцам, посредникам и служащим полиции, царским чиновникам, осужденным и духовенству. Гл.13 посвящалась гербу, флагу и столице.

В соответствии с Конституцией СССР от 5 декабря 1936 года в БССР была принята Конституция от 19 декабря 1937 года. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Разделы 2-5 посвящались государственному строю, высшим и местным органам власти и управления, регулированию отношений БССР с СССР. Высшим органом власти стал Верховный Совет БССР. Равноправие белорусского и русского языков. Особенность Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Конституция 14 апреля 1978 года. Конституция состояла из 19 глав и 10 разделов. В первом разделе «Основы общественного строя и политики БССР» подчеркивалось, что экономической основой государства является социалистическая общенародная собственность, политической – Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль коммунистической партии. Второй раздел «Государство и личность» был посвящен правам и обязанностям граждан. Подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Провозглашались право граждан на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, на объединение в общественные организации. Третий раздел был посвящен положению БССР в составе СССР. Закреплялось право выхода из состава Союза, а также право законодательно инициативы в высших органах власти Союза. Четвертый раздел закреплял систему и принципы деятельности Советов народных депутатов, правовой статус народного депутата. Возраст пассивного избирательного права был снижен до 18 лет, за исключением депутатов в Верховный Совет - 21 год. Пятый раздел – Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет Министров. Шестой раздел – деятельность местных органов: советов и исполкомов. Седьмой рассматривал вопросы государственного плана, экономики и социального развития, государственного бюджета. Восьмой – правоохранительным органам: суду, арбитражу и прокуратуре. Девятый – герб, флаг, гимн и столица. Десятый – действие Конституции и порядок ее изменения.

В целом Конституция БССР соответствовала Конституции СССР от 7.11.1977 года. Однако положения Конституции СССР о внешней политике, сущности и основных принципах не воспроизводятся в республиканской конституции (у республик нет какой-либо обособленной внешней политики, они участвуют в осуществлении внешне политики Союза ССР). Конституция БССР включает раздел седьмой, а союзная конституция не имеет такого раздела. Установлен твердый численный состав Верховного Совета.

Развитие конституционализма в период с 1990-2004гг.

Развитие конституционализма в данный период можно разбить на следующие этапы:

- Принятие Декларации о государственном суверенитете и Закона о принципах народовластия;

- Конституция 1994 года;

- Изменения и дополнения в Конституцию принятые на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 года.

Первый этап. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь была принята 27 июля 1990 года и состояла из преамбулы и 12 статей. Республика Беларусь признавалась суверенным государством, утвердившимся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Впервые закрепляется положение о том, что неотъемлемые права республики реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В ст.7 говорилось, что на территории республики устанавливается верховенство Конституции и законов. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования республики как правового государства.

Республика Беларусь ставила своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. Особое значение имела статья 11, где закреплялось право Республики Беларусь самостоятельно осуществлять права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Единственным представительным органом имеющим право выступать от имени народа республики признавался Верховный Совет Республики Беларусь.

27 февраля 1991 года был принят Закон о принципах народовластия. Основными принципами признавались:

1) единственным источником государственной власти является народ,;

2) обеспечение прав и свобод граждан;

3) верховенство законов;

4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

5) равный доступ к государственной службе;

6) невмешательство государства в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство общественных организаций в деятельность государства не допускается;

7) признание политического плюрализма.

Два данных акта легли в основу Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Второй этап. Конституция Республики Беларусь была принята квалифицированным большинством депутатов Верховного Совета 15 марта 1994 года и вступила в силу 30 марта 1994 года (со дня опубликования). Состояла из 8 разделов и 149 статей.

Республика Беларусь признавалась унитарным демократически социальным правовым государством. Закреплялись принципы правового государства. Государственным языком являлся только белорусский язык. Во втором разделе закреплялись права, свободы, гарантии и обязанности граждан Республики Беларусь. Выборы являлись всеобщими, равными, свободными, прямыми при тайном голосовании. Закреплялся принцип разделения властей на законодательную в лице Верховного Совета Республики Беларусь, исполнительную в лице Президента и Правительства и впервые на конституционном уровне закреплялось понятие «судебная власть». Впервые на законодательном уровне закреплялся институт президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду Республики Беларусь. По Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года Конституционный Суд Республики Беларусь относился к органам конституционного контроля и надзора. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривался Верховным Советом Республики Беларусь по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента и Конституционного Суда.

Раздел 4 именовался как «законодательная, исполнительная и судебная власть». В иерархии высших государственных органов первое место занимал Верховный Совет Республики Беларусь. Он признавался высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти. Состоял из 260 депутатов. Срок полномочий – 5 лет. Для организации его работы создавался Президиум Верховного Совета Республики Беларусь. Правом законодательной инициативы обладали: депутаты Верховного Совета Республики Беларусь, постоянные комиссии Верховного Совета, Президент, Высший Хозяйственный Суд, Генеральный прокурор, Контрольная палата, Национальный банк и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Президент Республики Беларусь являлся главой государства и главой исполнительной власти. Им мог быть гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет и проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет. Срок полномочий – 5 лет. Кандидаты выдвигались не менее чем 70 депутатами Верховного Совета, а также гражданами – при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Президент мог издавать указы и распоряжения. Для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Судебная система строилась на основе следующих принципов:

1. независимости и подчинения только закону;

2. коллегиальности и единоначалии;

3. открытости судебных разбирательств;

4. состязательности и равенства сторон в процессе

5. несменяемости.

Конституционный Суд Республики Беларусь избирался Верховным Советом Республики Беларусь в составе 11 судей, срок полномочий 11 лет, а предельный возраст членов– 60 лет. Конституционный Суд по предложению Президента, Председателя Верховного Совета, постоянных комиссий, не менее 70 депутатов, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Генерального прокурора давал заключения о соответствии законов, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированными Республикой Беларусь; о соответствии правовых актов международных образований, в которые входит Республика Беларусь указов Президента, постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, а также актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, имеющих нормативный характер, Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. Конституционный Суд мог поставить вопрос о конституционности того или иного нормативного акта по собственной инициативе. Еще одним контрольным органом являлась Контрольная палата, образуемая Верховным Советом. Она действовала под его руководством и была подотчетна ему.

Анализ Конституции позволяет сделать вывод, что по форме правления Республика Беларусь была парламентским государством.

Третий этап. 24 ноября 1996 года по результатам республиканского референдума были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 года. Изменения касались в основном устройства государственной власти. По форме правления Республику Беларусь можно признать как смешанная республика. В настоящее время Конституция состоит из 9 разделов и 146 статей.

Первые разделы не претерпели существенных изменений. В настоящее время государственными языками признаются белорусский и русский.

Право назначения республиканских референдумов принадлежит Президенту Республики Беларусь. Инициирование референдума принадлежит Президенту, Палате представителей и Совету Республики, граждан в количестве 450 тысяч, в том числе не менее 30 тысяч от каждой области и города Минска.

В иерархии высших государственных органов первое место принадлежит Президенту, который является теперь главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Им может быть гражданин Республики Беларусь по рождению и проживающий не менее 10 лет в Республике Беларусь перед выборами. Возрастной ценз и срок полномочий не изменился. Полномочия расширились. Президент может издавать декреты, указы и распоряжения. Впервые введено понятие делегированного законодательства.

Парламент называется – Национальным Собранием и состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Парламент работает сессионно. Постоянно действующими органами палат являются соответственно Совет и Президиум. Уменьшился количественный состав парламента. Палата представителей включает 110 депутатов, избираемых путем всеобщих, равных, прямых выборов путем тайного голосования, пассивное избирательное право – 21 год. Совет Республики избирается путем косвенных выборов и состоит из 64 членов, из которых восемь назначаются Президентом. Устанавливается возрастной ценз – 30 лет и ценз оседлости – 5 лет. С введением двухпалатной структуры полномочия распределяются между палатами. Право законодательной инициативы принадлежит: Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правительство – Совет Министров является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в республике. Подотчетно Президенту и несет ответственность перед Парламентом. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституционный Суд отнесен к органам судебной власти. Состоит из 12 судей, шесть назначаются Президентом, шесть избираются Советом Республики. Срок полномочий не изменился, а предельный возраст увеличился до 70 лет. Конституционный Суд утратил право по собственной инициативе рассматривать конституционность актов. Инициаторами проверки конституционности актов теперь являются: Президент, Парламент, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд и Совет Министров. Контроль только последующий. Раздел 5 «Местное управление и самоуправление» был дополнен статьей в которой предусматривается, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Контрольная палата была переименована в Комитет государственного контроля, образуемый Президентом.

Вопрос об изменении и дополнении может рассматриваться только по инициативе Президента и граждан в количестве 150 тысяч. Конституция была дополнена 9 разделом. Ранее данный вопрос решался путем принятия Закона о порядке вступления в силу конституции.

Четвертый этап. В Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума от 17 октября 2004 года были внесены изменения, а именно, статья 81 изложена в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.