Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы организации и деятельности органов государства

Роль и задачи государственных органов

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы. Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РБ.

В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РБ).

Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РБ и занимаются, в основном, делами, имеющими местное значение.

Система органов государственной власти строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства.

Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов.

С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РБ.

Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РБ.

Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открыто сти в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти.

И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РБ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную).

Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили.


Тема 19. Президент в Республике Беларусь

 

Порядок выборов Президента Республики Беларусь

Выборы Президента Республики Беларусь являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь обеспечивают:

Центральная избирательная комиссия;

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах комиссии по выборам Президента Республики Беларусь;

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей (инициативная группа) в количестве не менее 100 человек.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией. К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Считается, что выборы Президента Республики Беларусь состоялись, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Если ни один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению Центральной комиссии проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Выборы во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей, включенных в список граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если один из кандидатов в Президенты Республики Беларусь, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат в Президенты Республики Беларусь также считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Повторные выборы проводятся в течение трех месяцев после основных выборов. Голосование проводится на тех же участках для голосования по спискам, составленным для проведения основных выборов и уточненным накануне повторных выборов.

Статус Президента. Для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности перед народом Республики Беларусь в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 года, другими законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь:

1) Олицетворяет единство народа,

2) гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики,

3) представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

4) принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности,

5) обеспечивает политическую и экономическую стабильность,

6) преемственность и взаимодействие органов государственной власти,

7) осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент несет ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение своих обязанностей.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Срок полномочий Президента - пять лет. Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождением Президента от должности, смертью Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

Полномочия Президента. Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Согласно ст.79 Конституции Республики Беларусь, он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики государства, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, выступает арбитром между властями.

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также в статьях Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах, в которых содержатся нормы, посвященные правам и обязанностям Президента Республики Беларусь. Полномочия Президента можно классифицировать на:

1. Полномочия в области организации работы Парламента и местных представительных органов: Президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией и другие;

2. Полномочия в области формирования Правительства Республики Беларусь и других центральных органов управления: назначает на должность Премьер-министра (с согласия нижней палаты Парламента); определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов и другие;

3. Полномочия в области законодательства и законности: имеет право отменять акты Правительства; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; имеет право приостанавливать решения местных представительных Советов депутатов и др.

4. Полномочия в области внешних сношений: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные грамоты и отзывает грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

5. Полномочия в области обороны, обеспечения правопорядка и защиты граждан: является Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил; формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь и другие;

6. Полномочия в области формирования судебных органов: с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда (в их числе Председатель), иных судей Республики Беларусь.

7.Личные полномочия: решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование граждан и другие;

Акты Президента. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента Республики Беларусь, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. Инициатором издания временных декретов может выступить Президент или Совет Министров Республики Беларусь. Если временный декрет издается по предложению Совета Министров Республики Беларусь, он должен быть скреплен подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем Советом Республики в порядке и сроки, определенные регламентами палат.

Не подлежат рассмотрению временные декреты, утратившие силу к моменту их рассмотрения в Национальном собрании Республики Беларусь.

Палаты Национального собрания Республики Беларусь вправе отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решения палат принимаются в форме постановлений. Если голосование в палатах не привело к принятию решений об отмене временного декрета или такое решение принято одной из палат, временный декрет сохраняет свою силу.

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.(ст.2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. № 361-З)

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления. Порядок их деятельности определяется Президентом. Президент назначает Главу Администрации Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.

В своей деятельности Администрация Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, решениями Президента Республики Беларусь, а также Положением об Администрации Президента Республики Беларусь утвержденным Указом Президента Республики Беларусь «Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь» от 23 января 1997 г. № 97

 

 


Тема 20 Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь

Порядок выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Выборы депутатов Палаты представителей являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва.

При роспуске Палаты представителей в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент одновременно назначает выборы в Палату представителей нового созыва. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного.

Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно проживающий в Республике Беларусь.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей с одновременным занятием:

1 должности Президента Республики Беларусь;

2 судьи.

3 членом Совета Республики;

4 депутатом местного Совета депутатов.

Выборы депутатов Палаты представителей проводятся по одномандатным избирательным округам.

Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.

Подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают следующие избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит: политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов; трудовым коллективам; гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Палаты представителей.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты Палаты представителей, получивший более половины голосов избирателей (50% и 1 голос), принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, включенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии проводится в избирательном округе второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в депутаты Палаты представителей, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При выбытии депутата Палаты представителей менее чем за год до истечения срока полномочий депутатов Палаты представителей выборы нового депутата Палаты представителей вместо выбывшего не проводятся.

 

Порядок выборов членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики.

При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты, которые назначаются Президентом Республики Беларусь.

Кандидатами в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Член Совета Республики не может быть одновременно:

1)Президентом Республики Беларусь;

2)депутатом Палаты представителей;

3)членом Правительства Республики Беларусь;

4)судьей.

Выдвижение кандидатов в члены Совета Республики начинается за 90 дней и заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам - районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске - президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

Решение совместного заседания президиума местного Совета депутатов базового уровня и соответствующего исполнительного комитета о выдвижении кандидата в члены Совета Республики принимается большинством голосов от их состава.

Президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и соответствующий исполнительный комитет могут выдвинуть только одного кандидата в члены Совета Республики. Один и тот же кандидат в члены Совета Республики может быть выдвинут несколькими президиумами районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.

Избранным членом Совета Республики считается кандидат, получивший по результатам голосования более половины голосов депутатов местных Советов депутатов базового уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов, принявших участие в голосовании (50% и 1 голос).

Если при голосовании установленное количество членов Совета Республики, подлежащих избранию от области, города Минска, не было избрано, по решению заседания депутатов проводится второй тур голосования по кандидатурам, получившим наибольшее количество голосов. Если во втором туре голосования установленное количество членов Совета Республики, подлежащих избранию от области, города Минска, не было избрано, в срок, определенный Центральной комиссией, проводятся повторные выборы

 

Понятие парламента и его сущность. Термин «парламент» происходит от английского «parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить. Родиной Парламента является Англия, где с XII в. власть короля ограничила собрание крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей городов и графств. Позднее подобные учреждения возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах.

Современный Парламент – общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Он включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления того или иного государства Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью.

Деятельность Национального собрания основывается на принципах: демократичности; гласности; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; верховенства права и законности; приоритета общепризнанных принципов международного права; равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов; свободного обсуждения и принятия решений; участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни. Палаты Национального собрания в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008 г. № 370-З, иными законодательными актами Республики Беларусь, а также регламентами палат Национального собрания. Статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», иными законодательными актами Республики Беларусь. Отдельные вопросы их деятельности могут регулироваться регламентами палат Национального собрания, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Структура Парламента Республики Беларусь

В соответствии со ст. 90 Конституции Республики Беларусь Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Состав Совета Республики - 64 члена. Срок полномочий Парламента 4 года, однако он может быть продлен в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь). Полномочия Парламента Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены по решению Президента в следующих случаях:

· отказ в доверии Правительству;

· выражение вотума недоверия Правительству;

· двукратный отказ в даче согласия Президента на назначение Премьер–министра;

· на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Роспуск Парламента не допускается:

· в период чрезвычайного или военного положения;

· в последние шесть месяцев полномочий Президента;

· в период решения Палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности;

· в течение года со дня первых заседаний Палат.

В соответствии со ст. 92 Конституции Республики Беларусь депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.

Сессия палат Парламента Республики Беларусь. Сессия – это период времени, в течение которого палаты Парламента могут проводить пленарные заседания и принимать свои решения.

В Республике Беларусь палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год: осеннюю (открывается 2 октября) продолжительностью не более чем 80 дней и весеннюю, которая открывается 2 апреля и работает не более чем 90 дней. Если 2 октября или 2 апреля приходится на нерабочий день, то сессия открывается в первый, следующий за ним рабочий день.

Очередные сессии – это сессии, которые созываются в срок, установленный Конституцией Республики Беларусь или Регламентом Палат. Сессии палат Парламента проводятся раздельно. Сессии состоят из раздельных (и совместных) заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат.

Палаты Парламента в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента Республики Беларусь. В неустановленное время сессии собираются только по экстраординарной причине: решение вопроса войны, мира, преодоления стихийного бедствия и т.д.

 

Компетенция Палаты представителей и Совета Республики. Парламент обладает обширной компетенцией. Компетенция – это совокупность прав и полномочий, это важнейший фактор, который определяет роль и значение Парламента в жизни страны и его взаимоотношениях с другими органами государства.

Компетенцией Палаты представителей являются следующие действия:

· Палата назначает выборы Президента;

· дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

· рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов;

· рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

· выражает вотум недоверия Правительству;

· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет либо отклоняет программу;

· принимает отставку Президента;

· принимает решение о смещении Президента с должности;

· выдвигает обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

· отменяет решения председателя Палаты.

В компетенцию Совета Республики входит следующее:

· Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

· избирает шесть членов Центризбиркома;

· одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;

· принимает решения о роспуске местного Совета депутатов в случаях, предусмотренных законом;

· рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента Республики Беларусь в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании;

· дает согласие на назначение Президентом Республики Беларусь: Председателя Конституционного Суда; Председателей и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда; Председателя Центризбиркома; Генерального прокурора; Председателя и члена Правления Национального банка;

· рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и в трехдневный срок принимает соответствующее решение. Принимает решения по другим вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь.

 

Внутренняя организация палат Парламента Республики Беларусь. В органы Палаты представителей входят: Председатель Палаты, его заместитель; Совет Палаты. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Основными структурными подразделениями являются комиссии и комитеты, которые состоят из депутатов Парламента. Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. Задачами Совета Палаты представителей являются:

· организация законодательной работы,

· предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей,

· организация работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей.

Комиссияэтоспециальный орган, который образуется для подготовки работ по созданию и оценке законопроектов, для контроля за выполнением законов и исполнительной властью. Комиссии подразделяются на постоянные и временные. Постоянные комиссии создаются на срок полномочия Парламента. Как правило, постоянные комиссии образуются на первой сессии заседаний палат.

Постоянные комиссии Палаты представителей могут создаваться по законодательству, по национальной безопасности, по вопросам экономики, по бюджету и финансам, по аграрным вопросам, по правам человека и национальным отношениям, по государственному строительству и др. Основными задачами таких комиссий являются: ведение законопроектной работы; рассмотрение обращений граждан и других субъектов по другим вопросам по поручению руководства Палаты представителей; предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей.

Палата представителей при необходимости создает и временные комиссии. Временные комиссии – это комиссии для подготовки и рассмотрения конкретного вопроса. Задачи и порядок деятельности временных комиссий определяются Палатой представителей при их образовании.

Верхняя палата Парламента (Совет Республики) состоит из: Председателя, его заместителя; Президиума Совета Республики; постоянных и временных комиссий Совета Республики. Президиум Совета Республики является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. Членом Совета Республики может быть лицо не моложе 30 лет, являющееся гражданином Республики Беларусь и проживающее на территории соответствующей области, города Минска не менее чем 5 лет.

Постоянные комиссии Совета Республики часто носят отраслевой характер, они создаются: по региональным вопросам; по социальным вопросам; по законодательству и государственному строительству; по международным делам и национальной безопасности; по экономике; по бюджету и финансам.

Совет Республики при необходимости может создавать из числа членов Совета временные комиссии – следственные, ревизионные и иные. Временные комиссии могут привлекать к своей работе специалистов, которые не являются членами Совета Республики. Заседания комиссий в Парламенте могут проводиться как в период сессии, так и между сессиями палат Парламента.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 16 Избирательное право и избирательная система | Законодательный процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.