Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс




Законодательный процесс имеет два значения: 1) это порядок деятельности (в данном случае посозданию закона) и 2) сама эта деятельность.

Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет определенные стадии. Ими являются:

1. законодательная инициатива;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие законопроекта;

4. промульгация.

1. Законодательная инициатива – официальное внесение в компетентный орган Парламента управомоченным субъектом законопроекта или законопредложения.

Право законодательной инициативы в Республике Беларусь принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в коллективе не менее чем 50 тыс. человек, и реализуется в Палате представителей.

2. Обсуждение законопроекта (чтение) – стадия законодательного процесса, предполагающая работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).

Законопроект сначала рассматривается в соответствующих постоянных комиссиях, а по завершению работы вместе с заключением и другими материалами направляется в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях.

Принятый Палатой представителей законопроект в пятидневный срок передается на рассмотрение в Совет Республики, который одобряет его либо отклоняет.

3. Принятие закона. Законопроект после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от состава каждой палаты представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Законопроект, подписанный Президентом, становится законом.

4. Промульгация (лат. promulgatio – объявление, обнародование) понимается как «официальное провозглашение закона, принятого Парламентом».

Данная стадия означает санкционирование законопроекта Главой государства в установленные конституционные сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном вестнике. Промульгация обычно осуществляется актом Главы государства – указом, приказом или другим документом, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона. Опубликование же закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжающемся издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Закон подлежит немедленному опубликованию и вступает в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не предусмотрен иной срок.


Тема 21 Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Компетенция, порядок организации регулируются законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. № 424-З.

Совет Министров - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят: министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления; объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Председатели государственных комитетов по статусу являются министрами.

Министерства, государственные комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

В центральных аппаратах министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе Первого заместителя Премьер-министра, и министров. Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь. Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь: осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу; организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями; подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь; издает распоряжения; в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев; информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях; распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность; представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры; осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь; выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в таком доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Правительства Республики Беларусь.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности.

Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Правительству.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Правительства Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

Полномочия Правительства.

1.Полномочия Совета Министров Республики Беларусь по экономическим вопросам: обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики; определяет государственную миграционную политику; обеспечивает проведение единой государственной политики в области оплаты труда; - разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации; определяет государственную страховую политику; регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь, другие программы и обеспечивает их реализацию; разрабатывает основные направления развития экономики в целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по ускорению научно-технического прогресса и другие;

2. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в социально-культурной сфере: обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики и другие;

3. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов; осуществляет меры по охране, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды и другие;

4. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка: принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; определяет основные направления правовой работы в органах государственного управления и другие;

5. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства: принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами; решает вопросы военного строительства, обеспечения Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь всем необходимым для надежной вооруженной защиты республики, а также строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов и другие;

6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области внешнеполитической деятельности: осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь и другие;

7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области кадровой политики: разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации; координирует и контролирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти Республики Беларусь по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров; участвует в формировании кадрового реестра Главы государства, создает кадровый реестр Правительства Республики Беларусь.

Организация и порядок деятельности Совета Министров Республики Беларусь

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Для оперативного рассмотрения вопросов в качестве постоянно действующего органа действует Президиум в состав входят Премьер-министр, его заместители, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета Государственного контроля, Председатель Правления Национального Банка, Министр экономики, Министр финансов, Министр иностранных дел.

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии - под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Указом Президента Республики Беларусь.

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

 


Тема 22 Судебная власть в Республике Беларусь

Суд – это государственный орган, принимающий юридические санкции и назначающий наказание за нарушение общественных правил поведения, установленных государством.

Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (лат.justitia – справедливость). Предметная и пространственная деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство).

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты Республики Беларусь. Принципы правосудия. Принципы правосудия и судопроизводства закреплены в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

Основными принципами правосудия являются:

· принцип законности, т.е. осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов;

· независимость судей при осуществлении правосудия и подчинении их только закону;

· осуществление правосудия только судом;

· гласность судебного разбирательства;

· право выступать в суде на родном языке;

· коллегиальность рассмотрения дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда дела рассматриваются судьями единолично;

· осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом;

· обеспечение обвиняемому права на защиту;

· устность разбирательства в заседаниях суда;

· участие прокурора при рассмотрении дел в общих судах;

· обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

Система судебных органов Республики Беларусь. Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Систему общих судов составляют: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный военный суд – с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований, специализированный суд – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

 

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Систему хозяйственных судов составляют:

хозяйственные суды областей (города Минска);

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

 

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Общие и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основе назначаемости судей.

Статус судей. Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист». Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Конституционный Суд Республики Беларусь

Принципы деятельности Конституционного Суда Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от. 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ

Конституционный контроль – это обеспечение соответствия нормативных актов, принимаемых в государстве, Конституции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Порядок формирования и срок полномочий Конституционного Суда. В состав Конституционного Суда Республики Беларусь входят 12 судей, из них:

· шесть судей, в том числе и Председатель Конституционного Суда, назначаются Президентом Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики;

· шесть судей Конституционного Суда избираются Советом Республики.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь, Конституцион­ный Суд Республики Беларусь формируется из высококвалифицированных специалистов в об­ласти права, имеющих, как правило, ученую степень. Судьей может быть только гражданин Республики Беларусь.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность, выполнять другую работу, кроме преподавательс­кой и научно-исследовательской. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут быть членами Совета Республики, а также членами политических партий и других гражданских объединений, ставящих перед собой задачу достижения политических целей. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь должен обладать высокими моральными качествами. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь неприкосновенен.

Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь. К онституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения по предложениям Президента Республики Беларусь, Национального Собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в следующих случаях:

· о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховно­го Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Консти­туции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· в случаях, предусмотренных Конституцией и Законом о «Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд
по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Порядок рассмотрения дел Конституционным Судом Республики Беларусь. Предложения, которые поступают на рассмотрение Конституционного Суда Республики Беларусь, подлежат пред­варительному изучению в Секретариате Конституционного Суда. После это­го изучения Председатель Конституционного Суда вправе принять решение о возбуждении дела, его отклонении, возвращении инициатору для устранения недостатков. Термин «решение Конституционного Суда» собирательный. Он включает различные по своей форме правовые акты, посредством которых Конституционный Суд реализует свою волю.

В Законе Республики Беларусь «О Конституционном Суде» и Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь содержится перечень видов его решений. Главное место занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. Помимо решений, принимаемых данным судом в порядке проверки конституционности нормативных актов, могут приниматься также решения по вопросам организационного характера.

Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд Республики Беларусь анализирует обычно широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию Конституционного Суда Республики Беларусь.

По итогам рассмотрения дела в зависимости от субъекта, обратившегося в Конституционный Суд Республики Беларусь, председательствующий объявляет об окончании слушания дела и указывает дату вынесения заключения. Последнее выносится на закрытом заседании, на котором судьи Конституционного Суда имеют право высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу, просить других судей уточнить свою точку зрения по данному вопросу. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Они голосуют «за» или «против» и не имеют права воздержаться или не принимать участия в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей от полного состава Конституционного Суда Республики Беларусь.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа или протокола, то есть выбор формы документа за некоторыми изъятиями принадлежит Конституционному Суду Республики Беларусь. В заключении изложены требования, которым оно должно отвечать.

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь объявляется не позднее чем через 15 дней после окончания слушания дела. Оно может быть опубликовано в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь». В трехдневный срок после объявления заключение направляется:

· Президенту Республики Беларусь;

· Национальному собранию Республики Беларусь (обеим палатам);

· Премьер-министру Республики Беларусь;

· Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

· Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

· Генеральному Прокурору Республики Беларусь;

· Министру юстиции Республики Беларусь;

· сторонам по делу;

· иным государственным органам и служебным лицам.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или акта обладающим более высокой юридической силой является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или на его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Согласно ст.9 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде», предложения таких актов не могут приниматься судами, другими органами и должностными лицами. Если же аналогичные признанные неконституционными положения содержатся в другом, обладающем более высокой юридической силой акте, чем проверяемый акт, то Конституционный Суд обязан также предложить компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.

 


 

Тема 23. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

Порядок выборов депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь.

Выборы депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам.

Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все местные Советы депутатов проводятся одновременно.

В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска и проводятся с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Депутатом местного Совета депутатов может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

Депутатами местных Советов депутатов не могут быть:

1)председатели областных, Минского городского, районных, городских (кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов;

2)судьи;

3)депутаты Палаты представителей.

Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов образуются избирательные округа: по выборам в областной Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов; по выборам в районный Совет депутатов и городской Совет депутатов - от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) - от 15 до 25 избирательных округов; по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов - от 11 до 15 избирательных округов.

Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов обеспечивают следующие избирательные комиссии:

территориальные избирательные комиссии - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские;

окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов (в каждом районе города Минска образуется по одной комиссии);

участковые избирательные комиссии.

Политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных подразделений из числа своих членов, а также граждане путем подачи заявления могут выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию только по одному представителю.

Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на территории соответствующего местного Совета депутатов, а также работающие в организациях, расположенных на территории другого местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территории данного местного Совета депутатов.

Избранным в первом туре выборов по избирательному округу считается кандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если выборы были признаны состоявшимися.

Выборы признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах.

Если по избирательному округу ни один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов не был избран в первом туре выборов, территориальная, окружная избирательная комиссия, территориальная избирательная комиссия, осуществляющая в районе города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, принимают решение о проведении в избирательном округе второго тура голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим в первом туре выборов наибольшее число голосов избирателей. Второй тур голосования проводится не позднее чем в двухнедельный срок. Выборы во втором туре голосования признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если один из кандидатов в депутаты местного Совета депутатов, включенный в бюллетень для баллотирования во втором туре голосования, снял свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При выбытии депутата местного Совета депутатов менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий депутатов местного Совета депутатов выборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: понятие и принципы.

Местное управление и самоуправление организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 108-З и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан. Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах.

Местное самоуправление форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее – Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

1. законность;

2. социальная справедливость;

3. защита прав и законных интересов граждан;

4. сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

5. единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

6. взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

7. разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

8. выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

9. гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

10. ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

11. обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

12. самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления

 

Советы. Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий и через деятельность органов Совета, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.

Органами Совета являются президиум, постоянные и временные комиссии Совета.

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более половины депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Сессии Совета проводятся в форме заседаний в порядке, определенном регламентом Совета.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решения Совета принимаются на сессии Совета простым большинством голосов от числа избранных депутатов тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Решение о самороспуске Совета принимается не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов. Исключительно на сессиях Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты; установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов; признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий; избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя; утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

Деятельностью Совета руководит председатель Совета, подотчетный Совету, его избравшему. Председатель Совета является государственным служащим. Председатель Совета избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва. Кандидатуры на должность председателя Совета областного уровня вносятся депутатами соответствующего Совета, кандидатуры на должность председателя Совета базового уровня – депутатами соответствующего Совета и председателем вышестоящего Совета. В том же порядке вносятся предложения о досрочном прекращении полномочий председателя Совета. Председатель Совета считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало более половины от числа избранных депутатов соответствующего Совета.

Председатель Совета первичного уровня одновременно по должности является председателем соответствующего исполкома. Особенности порядка избрания председателя Совета первичного уровня устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться.

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае:

1. систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства;

2. если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов Совета по неуважительным причинам;

3. если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии Совета не образовал свои органы.

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены:

1. по решению этого Совета – в случае самороспуска;

 

2. по решению вышестоящего Совета либо Президента Республики Беларусь – в случае изменения административно-территориального устройства в установленном законодательством порядке.

Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления.

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Орган территориального общественного самоуправления может являться коллегиальным органом либо единоличным органом. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может создаваться без образования юридического лица либо в виде юридического лица. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией.

Орган территориального общественного самоуправления подотчетен в своей деятельности местному собранию и соответствующему Совету.

Контроль за деятельностью органа территориального общественного самоуправления осуществляет соответствующий Совет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.