Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы ландшафтной архитектуры




Методы художественной композиции лесопарковых ландшафтов, основываются как на законах биологического развития насаждений, так и на законах садово-паркового искусства, имеющего много общего с архитектурой и живописью. Ряд закономерностей, составляющих основу архитектуры и живописи, в равной степени свойственны и ландшафтным композициям лесопарков. Главными закономерностями являются единство и пропорциональность пейзажа и составляющих его элементов, декоративность формы, строение, размер и цвет входящих в композицию растительных сообществ, законы линейной и воздушной перспективы, светотеневые сочетания, приемы ритмического сочетания пород. Применение тех или иных закономерностей зависит от категории создаваемого ландшафта, и видов зеленых насаждений, однако сочетание и набор таких закономерностей в ландшафтном искусстве гораздо шире, чем в изобразительном. Наиболее приемлемыми для ландшафтного искусства являются: закон контраста; закон ритма и равновесия; масштабность отдельных компонентов и соразмерность частей; принцип повтора; эффект неожиданности; эффект нарастания; эффект чередования впечатляющих моментов;

Использование закона контраста в лесопарковом строительстве - психологический прием. Он чаще применяется в различных видах искусства и литературе. Суть его заключается в субъективном преувеличении различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной или временной смежности в восприятии. Так, черный цвет в окружении белого выглядит более контрастно и ярче, особенно контрастно цвет выражен на границе совмещения двух цветов.

В ландшафтах открытых пространств закон контраста менее применим, однако в закрытых и полуоткрытых пространствах он является одним из сильнодействующих факторов против монотонности и однообразия. В то же время закон контраста уместен тогда, когда он оживляет композицию, нарушая гармонию. Хорошо оживляют и разнообразят композицию из лиственных пород вкрапления хвойных, группа кустарников с яркими соцветьями или ярко-красной окраской листьев.

При создании пейзажей открытых пространств И. Д. Родичкин (1972) отмечает большое значение последовательных контрастов, привлекающих внимание к какому-нибудь композиционному элементу. Последовательные контрасты связаны с изменением впечатлений, происходящих под влиянием чередующихся явлений с противоположными свойствами. Подобные впечатления возникают иногда при выходе из густых насаждений на широкие поляны или при просмотре веера перспектив, сформированных из разнохарактерных по породному составу насаждений.

Исследования по изучению устойчивости, эстетических и санитарно-гигиенических свойств насаждений в пригородных лесах позволили Р. И. Ханбекову выявить некоторые особенности суммарной эстетической и санитарно-гигиенической оценки при контрастном размещении насаждений. Суть закона контраста заключаются в том, что при сменяемости ландшафта через 200 метров, суммарная эстетическая оценка в два раза выше, чем при монотонном расположении хвойных, причем эстетическая оценка резко снижается при увеличении площадей однообразных ландшафтов до 10 га. К тому же микроклиматические наблюдения в еловых, березовых, сосновых, лиственничных и дубовых насаждениях показали, что при любой погоде контрастное размещение насаждений с участием разных пород до 30% повышает вероятность комфортных микроклиматических условий по сравнению с монотонным. Этот эффект обусловлен в первую очередь значительными различиями в режиме микроклимата в древостоях разного состава. Так, в жаркую погоду под пологом хвойных пород создается более комфортный режим, чем под пологом березняков или дубрав, и, наоборот, в умеренно-теплую погоду предпочтительнее находиться не в еловом лесу, а в березовом.

Контрастное размещение насаждений разного породного состава способствует более глубокому удовлетворению разнообразных психоэмоциональных потребностей отдыхающих, что подтверждается удвоенным количеством отдыхающих на таких участках леса.

Применение закона контраста при формировании насаждений не вызывает больших осложнений. Резкий контраст создают в современных посадках такие древесные породы как лиственница и береза, ель и береза, липа и пихта, сосна и береза.

При контрастном сочетании ландшафтов, до 80 % отдыхающих, выбирают для стационарных видов отдыха насаждения с наиболее ярко выраженными эстетическими показателями, что создает возможность целенаправленного регулирования потока посетителей за счет привлечения их в специально подготовленные для массового отдыха насаждения с повышенной устойчивостью к рекреационным нагрузкам.

Мерой контрастности размещения может служить вариация оценок санитарно-гигиенических, эстетических свойств и устойчивости к рекреационным нагрузкам. Путем отсева размещений с низкой вариацией этих оценок можно отобрать только те, которые удовлетворяют функциональному назначению лесопарка или его определенной зоне.

Эмоциональное воздействие раскрывающихся по пути следования ландшафтов должно быть тесно связано с законом ритма и равновесия.

Одним из важных его моментов является связь между вертикальными и горизонтальными линиями. Деревья с коническими кронами (ель, лиственница в молодом, пихта, кипарис), способствуют повышению активности нервной системы, вызывая чувство тревожной настроенности, а мягкие очертания деревьев (дуб, липа, клен, вяз), с овальной и шарообразной кроной, способствуют покою, располагают к раздумью. В лесопарках равновесие между этими элементами соблюдается, как правило, благодаря искусственным посадкам.

Живая природа демонстрирует исключительное богатство ритмических процессов. Любая функция, любые жизненные проявления ритмичны, и это справедливо не только по отношению к человеку, но и к любому живому существу, на какой бы ступени эволюции оно не находилось.

Ритм в организации отдыха, как и в труде, играет исключительную роль. Установлено, что рабочие биоритмы передаются по наследству и подвержены влиянию положительных внешних раздражителей: благоприятное сочетание внешних ритмов формирует у рекреанта состояние «боевой готовности», у организма нарастает мышечный тонус, улучшается настроение; отрицательные раздражители вызывают негативные эмоции.

Чередование участков древесных пород в определенном ритме - это также один из важнейших факторов, играющих весьма существенную роль в проектировании лесопарков. Расположение насаждений в определенной последовательности создает спокойную гармоничную картину, благотворно действующую на человека. Закон ритма и равновесия при создании лесопарков искусственными посадками применяется широко и успешно. Дело в том, что его применение не вызывает особых трудностей, поскольку он сочетается с законом повтора и чередования.

Масштабность отдельных компонентов и соразмерность частей соблюдать при проектировании и создании лесопарков труднее, но соблюдение этого закона абсолютно необходимо, иначе происходит дробление выделов и измельчение отдельных компонентов ландшафта. Масштабность - это правильное отношение составных частей к целому, второстепенному, господствующему, деталей к главному (Гостев, Юскевич,1991). Соразмерность пространственных элементов - это соответствие их размеров росту человека и его психофизиологическим возможностям "воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин (Боговая, Фурсова, 1988).

Древесные насаждения проектируются достаточно крупными однопородными массивами, чтобы подчеркнуть их своеобразие: дубовая и лиственничная роща, березовое редколесье должны иметь достаточно большие площади, чтобы избежать вычурности и измельчания композиций, но слишком крупные массивы быстро утомляют восприятие. Размещение громоздких пейзажных групп на небольших полянах по соотношению величин считаются не масштабными: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла.

Принцип повтора в лесопарковом строительстве тесно переплетается с законом ритма и равновесия и предполагает чередование через определенное расстояние типов ландшафтов: полян, полуоткрытых закрытых ландшафтов, ландшафтных выделов одной древесной породы, пейзажных групп.

Эффект неожиданности, как правило, присущ отдельным композиционным узлам лесопарков. Здесь наиболее выигрышными моментами являются неожиданно раскрывающиеся панорамы, удачно вписанные на изгибе дорог малые архитектурные формы, красиво цветущие кустарники.

Эффект нарастания достигается за счет многих факторов - перехода горизонтальных линий в вертикальные, за счет изменения высоты деревьев, постепенное увеличение густоты древостоя или встречаемости отдельных деревьев, изменения типов ландшафтов, плавно переходящих от полуоткрытых к закрытым и наоборот.

Эффект чередования впечатляющих моментов основан на сочетании контрастных форм деревьев, отдельных пейзажных групп различной декоративности или скульптурных групп, чередующихся на протяжении прогулочного маршрута.

Использование этих несложных приемов при формировании лесопарковых ландшафтов, проведении ландшафтных рубок, посадке деревьев и кустарников намного увеличивает возможности обогащения лесопарков новыми формами и элементами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.