Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Isвn 5-89838-397-2

ЧАСТЬ II

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: КУРС ЛЕКЦИЙ

Г.И. Куцебо, Г.В. Гарбузова, Н.С. Пономарева

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания

 

Брянск

Издательство БГТУ


ББК 88

 

Куцебо, Г.И. Психология и педагогика: Курс лекций [Текст] + [Электронный ресурс] / Г.И. Куцебо, Г.В. Гарбузова, Н.С. Пономарева. – Брянск: БГТУ, 2010. – Ч. 2. – 139 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»).

 

 

 

 

Курс лекций по педагогике является составной частью дисциплины «Психология и педагогика» и раскрывает основные понятия педагогической науки и образовательной практики на современном этапе.

Курс лекций предназначен для студентов всех форм обучения всех непедагогических специальностей, а также может быть полезен преподавателям и магистрантам.

 

Научный редактор О.А. Семерич

 

 

Рецензенты: кафедра «Общая и профессиональная педагогика» Брянского государственногоуниверситета им. академика И.Г. Петровского; Л.А. Юрьева.

 

 

Темплан 2010г., п. 77

Подписано в печать 30.12.10. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ. л. 8,07. Уч.-изд. л. 8,07. Т. 60 экз. Заказ.

 

Издательство Брянского государственного технического университета

241035, Брянск, бульвар им. 50-летия Октября, 7, БГТУ, тел. 58-82-49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16

 

ISВN 978-5-89838-549-1 © Брянский государственный

технический университет, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 4

лекция №6. 7

научно-теоретические основы педагогики и философия образования.. 7

6.1. Педагогика как наука об образовании человека. 7

6.2. Развитие, формирование и становление личности. 12

6.3. Образование как социокультурный феномен. 13

6.4. Основные парадигмы и модели образования. 25

6.5. Сущность, аспекты, функции, цель и результат образования. 34

6.6. Сущность целостного образовательного процесса. 38

6.7. Образование как общечеловеческая ценность. 42

6.8. Образование и культура. 46

Рекомендации преподавателю и студентам по активизации учебно-познавательной деятельности. 55

Задания для активизации познавательной деятельности у студентов……57

Список рекомендуемой литературы.. 57

лекция №7. Современные системы образования.. 58

7.1. Социально-педагогическая система. Понятия и виды систем.. 58

7.2. Общая характеристика системы образования. 63

7.3. Система образования в России. 72

7.4. Основные направления развития современных систем общего и профессионального образования. 79

7.5. Современное мировое образовательное пространство. 96

Задания для активизации познавательной деятельности у студентов…..107

Список рекомендуемой литературы.. 107

лекция №8. Профессиональное

самосовершенствование личности.. 108

8.1. Актуализация потребности в личностном самосовершенствовании будущего специалиста. 108

8.2. Формирование ключевых и общекультурных компетенций. 114

8.3. Современное требование к профессионалу. 119

8.4. Стимулирование профессионального самосовершенствования студентов в процессе организации их познавательной деятельности. 125

Задания для активизации познавательной деятельности у студентов…..134

Список рекомендуемой литературы.. 134

заключение. 135

Список использованной и рекомендуемой литературы.. 136

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации.

Решение этих задач требует новых подходов к процессу подготовки специалистов. В условиях современного общества роль специалиста социально-культурной сферы, руководителя творческого коллектива, закладывающего основы нравственного, духовного, творческого развития подрастающего поколения, все более возрастает. Это, в свою очередь, требует от педагога наличия соответствующих качеств, ибо он не только передает знания, но и развивает духовный опыт и творческое начало, формирует сознание личности студента. Именно поэтому представляется важным поиск новых путей и методов развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы.

Проблема комплексного развития личности, ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество - одна из форм обновления мира и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. В исследованиях В.И. Андреева, Л.Н. Дроздиковой, А.Ю. Козыревой говорится, что только в творчестве и через него человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития. [14]

На современном этапе перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить окончательный переход от школы «усвоения знаний» к школе жизни, школе мысли, школе активного действия, призванной формировать личность, готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объеме включиться в производительный труд и социальные отношения. Ввиду этого уже в период обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления.

Итак, нам предоставляется возможность обсудить острую и, пожалуй, «вечную» проблему – единство профессионального и нравственного становления личности будущего работника преподавательской сферы. И, конечно, аргументировать непреходящую роль творчества в этом «единстве». Творчества не только в нашей специфике, но и творчества в жизни вообще, в стенах вуза, и за пределами этих стен. Именно мотив творческой самореализации у студентов способен наиболее органично трансформироваться в нравственные побуждения, подкреплять их.

В современной психологии и педагогике принято различать творческие и нетворческие виды деятельности. При этом нетворческие виды деятельности, определяемые как рутинные, репродуктивные, алгоритмические и т.п., рассматриваются чаще как подражательные, т.е., по Л.С. Выготскому и М.И. Махмутову, когда «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений». Творческие же формы освоения деятельности, определяемые как оригинальные, продуктивные, эвристические и т.п., преимущественно рассматриваются как противостоящие подражательным, которые носят творческий характер, изменяясь от творчества низкого уровня к творчеству все более совершенному, т.е. творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». [7, c.3]

Развитие у студентов творческих способностей, креативного мышления на современном этапе приобретает особую теоретическую значимость и практическую актуальность.

Курс лекций по педагогике является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Психология и педагогика» и представлен как модуль теории науки. Готовящийся курс практических занятий будет направлен на отработку практических умений в формировании способов самостоятельной и познавательной деятельности, умение работать с информацией, навыков самовоспитания и саморазвития, в наработке опыта творческой деятельности.

 


лекция №6

научно-теоретические основы педагогики и философия образования

ПЛАН

6.1. Педагогика как наука об образовании человека.

6.2. Развитие, формирование и становление личности.

6.3. Образование как социокультурный феномен.

6.4. Основные парадигмы и модели образования.

6.5. Сущность, аспекты, функции, цель и результат образования.

6.6. Сущность целостного образовательного процесса.

6.7. Образование как общечеловеческая ценность.

6.8. Образование и культура.

 

6.1. Педагогика как наука об образовании человека

Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика – это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика».

Понятие «образование» рассматривают и другие науки: философия, социология, психология, экономика и т. д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах – в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По краткой формулировке известного публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика – наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом».

Предмет обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.

Рис. 6.1. Функции педагогики

Исходя из приведенных на рис. 6.1 педагогических функций, основными задачами педагогики являются:

· анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

· разработка теоретико-методологических основ образования;

· выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управленияпедагогическими системами;

· определение содержания образования в конкретных условиях;

· разработка образовательных стандартов;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

· изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

· внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

· изучение истории развития образования и педагогической мысли.

 

Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие

 

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, ко­торые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагоги­ческих явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагоги­ки.

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимо­связанных структурных компонентов, объединенных единой образо­вательной целью развития личности и функционирующих в целост­ном педагогическом процессе».

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и це­ленаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении скла­дывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая «представляет собой специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образова­ния, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии». Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических сис­тем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитан­ников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса состав­ляет педагогическое взаимодействие. Оно представляет собой пред­намеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспи­танников, следствием которого являются взаимные изменения в по­ведении, деятельности и отношениях. Технология педагогического взаимодействия может быть представлена схематически.

Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспи­танника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

 

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение

 

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «об­разец». В древности это слово относилось ко всем видам деятельно­сти человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т. д.). Потом термин «образование» стал обозначать преимущественно про­цесс и результат педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализа­ции, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны». В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социаль­ное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обу­чения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функ­ции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие – определяют их как противо­положные стороны педагогического процесса. Мы придерживаемся той точки зрения, что образование как целенаправленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в уз­ком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как об­щественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в ус­ловиях педагогического процесса». Деятельность педагогов при этом называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Воз­никло воспитание из практической потребности приспособления че­ловека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основные виды воспитания – ум­ственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, само­внушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение – это «специфический способ образования, направлен­ный на развитие личности посредством организации усвоения обу­чающимися научных знаний и способов деятельности».

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспитывающим, а воспитание – обучающим.

 


6.2. Развитие, формирование и становление личности

 

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом решающую роль в нем играет собственная активность человека.

Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования личности и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возрастных периодов). Созревание – это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созревание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.

 

Рис. 6.3. Факторы развития личности

 

Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается формируясь и формируется развиваясь.

Становление личности – это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма, мастерства и т. д.

 

6.3. Образование как социокультурный феномен

 

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогично немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Каждый взрослый член общества становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых развитых общинах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспитывали главным образом старшие дети. В любом случае образование было неотделимо от жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охотиться, владеть оружием. Вместе со взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте, военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и непрерывно в процессе самой жизни.

Однако представление о первобытном обществе как об обществе, в котором образовательный процесс происходил стихийно, без приложения специальных усилий, не является верным. Специальными исследованиями установлено, что у людей того времени не могла не существовать развитая в достаточной мере система накопления информации и передачи ее от поколения к поколению. Изучение опыта примитивных обществ позволило отойти от традиционных взглядов на труд только как на средство к существованию и понять его великую гуманистическую ценность.

В этом отношении особый интерес представляют классические работы американского этнографа М. Мид, изучавшей жизнь туземцев на островах Самоа в Тихом океане. На Самоа практически нет различий между делом взрослых и игрой детей. «У самоанского ребенка, – отмечает М. Мид, – нет никакого желания превратить деятельность взрослых в игру, перевести одну сферу в другую... Они никогда не делают игрушечных домов, не пускают игрушечных корабликов. Маленькие мальчишки взбираются на настоящие каноэ и учатся управлять ими в безопасных водах лагуны».

Каждый член общины, в том числе и самые маленькие дети, на Самоа принимают участие во всех жизненно необходимых видах деятельности: посадке и уборке урожая, приготовлении пищи, рыбной ловле, строительстве жилищ, уходе за детьми, приеме гостей. Это не значит, что у детей Самоа нет досуга, осуществляемого в виде совместных игр.

Процесс социализации, в том числе и образования, у первобытных народов был далеко не прост и требовал от взрослых понимания процесса развития ребенка. Это наглядно иллюстрирует обряд инициации, знаменующий переход от детства к взрослости. Юноши и девушки в присутствии всего племени демонстрировали знания, умения, ловкость, доказывали способность выносить боль, преодолевать страх и т.д.

Не следует представлять образование в первобытном обществе и как что-то недифференцированное, единообразное у всех племен. Содержание и технологии обучения и воспитания у разных народов были различными и, соответственно, приводили к различным результатам. Например, для жителей острова Алора в Тихом океане было характерно безразличное отношение к детям, которых ничему не учили, их плохо кормили и вообще не проявляли никакой заботы о них. Такое отношение приводило к подавленности и озлобленности детей. Процесс социализации проходил с трудом и запаздыванием. Племя отличали недобрые отношения, постоянные стычки, пониженная эмоциональность. И напротив, для индейского племени команчей была характерна постоянная забота о детях со стороны матери или отца, сочетавшаяся с разумной требовательностью. После первой удачной охоты подросток приобретал самостоятельность. В результате эмоционального и достаточно строгого воспитания развивалась сильная и уверенная в себе личность, не знающая страха смерти. Отношения взрослых друг к другу были проникнуты заботой и участием.

При всех различиях и нюансах образование в доклассовых обществах имело общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной социальной, прежде всего производственной, жизни. Кроме того, все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а не только к своим, причем старшие дети занимались воспитанием младших. Именно эта черта образования в первобытном обществе позволяет называть его архаичным типом образования (Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова).

Расширение границ общения, развитие языка и общей культуры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных институтов, специализирующихся на накоплении и распространении знаний.

Например, чтобы сохранить в памяти все богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, родословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы – варе вананга (дома знаний), в которых наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили его с обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовства. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Полный курс обучения в такой школе занимал несколько лет. Школы подобного типа существовали не только у маори, но и у других племен. Распространение таких школ существенно ускоряло прогресс человечества, делало общество более мобильным и адаптированным к изменениям окружающей среды.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали систему образования, сложившуюся в Древней Спарте. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых устанавливался суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, жестоких, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в Древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейным образованием государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.

Изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной.

Крупные школы имелись уже в III веке до н.э., например в Двуречье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один – письменность, другой – математику, третий – религию и мифологию, четвертый – танцы и музыку, пятый – гимнастику и т.д. Однако распространенность и уровень образования в разные периоды древней истории были неодинаковыми у разных народов. Так, в Древнем Риме в период его расцвета как мировой державы начальные школы с пятилетним сроком обучения охватывали детей не только из богатых, но и из бедных (свободных) семей крестьян и ремесленников.

Во II в. в Римской империи появились грамматические и риторские школы. Они давали широкое гуманитарное образование и готовили своих воспитанников к деятельности политического и судебного оратора. Это приводило к тому, что образование все более отдалялось от материального производства, его гуманитарный компонент, подчиненный общефилософской подготовке человека как единственно достойной свободного человека, противопоставлялся обучению, направленному на освоение конкретного дела.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

Нужно отметить, что общий уровень образования в эпоху средневековья значительно снизился. Светские феодалы презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умениями ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Всему этому мальчики обучались обычно в семье под руководством учителей. Девочки из феодальных семей учились чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы, либо в монастыре.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII-XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность. Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании. Правда, образование трудящимся давалось лишь в той мере, в какой это соответствовало интересам господствующих классов.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем и полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого «образовательного взрыва». Такое стало возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект, хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего.

Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Перманентное обновление техники и технологии производства повлекло за собой быструю инфляцию профессиональной подготовки, основанной на практическом опыте.

Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию. Например, в Японии в 1980-е гг. свыше 90% вступающей в трудовую жизнь молодежи имели полное среднее образование в объеме двенадцатилетней школы, а каждый третий закончил высшее учебное заведение. Причем самые разные профессии, отличающиеся по содержанию и условиям труда, базируются примерно на равной и довольно высокой общеобразовательной подготовке (Л.П. Ярская, Ч. Макмиллан).

Выделение образования в специфическую отрасль духовного производства, следовательно, отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение. Оно было обусловлено возросшей сложностью процессов обучения и воспитания и в то же время ограниченной социальной возможностью реализовать его.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление – это прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а следовательно, и с законами производства и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых связей. Содержание и характер всей совокупности взаимоотношений в обществе решающим образом определяют общую направленность развития личности. Как бы ни были оригинальны в методах воспитания и обучения родители и педагоги, их цели, желания и стремления в конечном счете диктуются обществом, теми или иными социальными группами, общими условиями жизни, интересами и идеалами.

В зарубежных странах наряду с общественным (public) или государственным образованием существуют и частное (private), негосударственное. Последнее получает развитие и в России: негосударственные детские сады, школы (гимназии, лицеи), колледжи, вузы (институты, академии, университеты). Наблюдаются попытки противопоставить его государственному образованию. Однако организационные формы образования, создаваемые государством, общественными организациями, частными лицами (включая самообразование), являются по своему содержанию общественными, так как связаны с формированием определенных норм и ценностей и отражают определенный уровень общественного производства, науки и культуры, социально-бытовой и политической сфер.

Образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский).

Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична. Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути («не подверженной конъюнктуре и шараханиям из одной крайности в другую»). Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни.

При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) суперсистема, или макросистема, образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский).

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных – технических, кибернетических, экономических и т.п. Система образования – это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она – открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Ученые все чаще и чаще приходят к выводам, что Вселенная развивается как системное и гармоничное целое по своим законам – пусть и изменяющимся во времени, как считает лауреат Нобелевской премии И.Р. Пригожин. Как известно, В.И.Вернадский ещё в первой четверти XX века пришел к убеждению, что человечество и окружающая его живая и неживая природа тоже составляют нечто единое, функционирующее и развивающееся по общим (космическим и земным) законам. «Поскольку в познании этих законов мы продвинулись не очень далеко, - пишет Г.С. Шаталова, кандидат медицинских наук, - это в немалой степени способствовало тому, что развитие цивилизации приобрело уродливый характер. Произошел сдвиг представлений о нормах жизни, что вплотную подвело человечество к угрозе самоуничтожения» [9].

Если и не всегда дело доходит до признания необходимости изучения и практической деятельности в соответствии с интегральными законами развития живого и неживого, социального и биогенного, то о серьезных противоречиях во взаимоотношениях человечества и биоприроды (биосферы в целом) с тревогой говорят и даже бьют в набат уже многие социологи, экологи, политики и другие специалисты. Так, А.Н. Аверьянов пишет: «Глубокие заблуждения нынешнего поколения в том, что человек есть вершина развития природы, что окружающая среда есть лишь предмет деятельности человека, уже поставили человечество и в целом белковую жизнь на грань катастрофы... Ученые продолжают скептически относиться к религии, работам теологов, деяниям людей, не укладывающимся в так называемый здравый смысл. Ученые и практики продолжают терзать оболочку Земли, не задумываясь над последствиями. Только немногие понимают, что Земля есть нечто большее, чем слипшиеся в шар химические соединения элементов таблицы Менделеева. Что природа и Земля живут своей жизнью, где все сбалансировано…» [9].

Но эта проблема и особенно её решение не лежат на поверхности, как многим сегодня кажется. Сам по себе человек не смог бы нанести природе такой ощутимый ущерб, какой ей наносится общественными действиями. Весь вопрос в организации и деятельности всей общественной системы, и особенно той системы, которую мы называем глобальным метасоциумом, или, по выражению А.А. Зиновьева, Глобальным Человейником [9].

«Ещё не так давно полагали, - пишет В.А.Кутырев, – что причина большинства существующих проблем, драм и трудностей в недостатке знаний о природе, материи, мире, слабом развитии науки и техники. Теперь такого мнения придерживаются лишь самые узкие, социально глухие сциентисты и безнадежные технари...

Хаос, непредсказуемость в развитии общества являются в основном результатом нашей преобразовательной и проектировочной деятельности. Именно она становится глобальным источником угроз и рождает проблемы, влекущие цивилизацию к пропасти» [9].

Пожалуй, проблема трансформации и даже деградации биосферы выдвигается сейчас на одно из видных мест в осмыслении социально-природных, экологических процессов и явлений на Земле, особенно после Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Именно на этой конференции, самой крупной и самой влиятельной за всю историю человечества, впервые были глубоко проанализированы различные проблемы социально-экологического состояния и кризиса на Земле, остро поставлен вопрос о выработке стратегии устойчивого развития, коэволюции социума и биосферы в интересах человечества и биосферной жизни. Было принято решение о выделении приоритетов конкретных действий на XXI век в области взаимоотношений и развития системы «общество-природа». В то же время были упущены такие важные проблемы как становление на Земле метасоциума, сопровождающегося разрастанием техносферы, разрушение естественных почв и их роль в жизни природы и общества, деградация человека и его интеграция с техникой и техносферой, нарушения взаимосвязей в живой природе, особенно связанных с формированием трансгенных организмов, изменения в информационно-поведенческой сфере животных и человека и т.п.

Гармонизировать отношения человека с окружающим миром призвано образование. Современная цель образования – это творческая, созидательная высоко нравственная личность, способная к самоизменению. Именно такая личность способна будет оценить соотношение прирорды и цивилизации в сохранении равновесия в культуре посредством целостного мировоззрения.

В силу единства и целостности человеческой культуры каждая отрасль духовной деятельности неизбежно ориентирована не только на то, чтобы быть рационально вписанной в единоый компонент духовной культуры, т.е. осознанно занять в нем определенное место, ясно понимать свои функции в культуре, быть ценностно-сопряженной с другими компонентами духовной культуры. Сопряжение достигается же в сфере оснований форм деятельности. Ни одна отрасль духовной культуры не может собственными силами выполнить эту задачу.

Выдающиеся представители русской философии (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. и Н. Трубецкие, С. Франк) обосновали концепцию «соборного человека», гармонически взаимодействующего с миром природы, обществом, Богом. В соответствии с их взглядами человек не может существовать вне общества. Более того, полностью раскрыться, как личность, человек может, только будучи признан обществом.

Отметим, что в проблеме гармонизации отношений в системе Мир - Человек гуманистическая философия решающую роль отводит Человеку. Только упорядоченный, целостный нерасщепленный внутренний мир человека выступает решающим условием гармонического взаимодействия индивида с обществом. А. Маслоу подчеркивал: «Улучшение взаимоотношений человека с миром неминуемо последует тогда, когда человек научится ладить со своим внутренним миром, когда он станет интегрированным и цельным».

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

 

6.4. Основные парадигмы и модели образования

Парадигма – это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

В современной педагогике выделяют четыре ведущие парадигмы образования: когнитивную, личностно-ориентированную, функционалистскую, культурологическую.

 

Когнитивная парадигма

 

В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается только как познание на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности при обучении не ставится. Учебный предмет трактуется как своеобразная «проекция» науки, учебный материал – как дидактически интерпретированные научные знания.

Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения.

Основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается. Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, но не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности.

Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а соответствующую ей школу – «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умению мыслить.

 

Личностно-ориентированная парадигма

 

Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они стали предпосылкой личностно-ориентированной парадигмы образования, утвердившейся в конце 80-х гг. XIX в.

Важную роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др. В своей практической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и т. п. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение, отличались определенностью и целостностью, способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.

Исследователи утверждают, что личностно-ориентированное обучение в России возникло в процессе педагогического поиска педагогов-новаторов, а также в практике создания инновационных учебных заведений, вариативных учебных планов и региональных программ образования.

В 90-х гг. XX в. появились работы методологического характера, в которых были обоснованы необходимость и возможность личностно-ориентированного образования. Основные его положения изложены в работах Н.В. Алексеева, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, П.Г. Щедровицкого, И.С. Якиманской и др.

Сущность личностно-ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие личностно-ориентированной педагогики от когнитивной, или традиционной, заключается, прежде всего, в том, что субъект-объектные отношения заменяются на субъект-субъектные.

Как видим, в когнитивной педагогике общение осуществляется через содержание, формы, методы и средства, тогда как в личностно-ориентированном обучении есть непосредственное взаимодействие между учителем и учеником, которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств. Кроме того, в личностно-ориентированном обучении каждый ученик имеет свой вектор развития, который строится не от учителя к ученику, а наоборот – от ученика к учителю.

 

Функционалистская парадигма

 

Наряду с двумя упомянутыми парадигмами образования, исследователи выделяют еще одну – функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Эта парадигма исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в системе развития негосударственного образования в России.

Функционалистский подход состоит в том, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества. Это предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание. Четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование – подготовка личности к профессиональному труду.

Реализуется эта парадигма либо на когнитивной основе (подготовка специалиста), либо по личностно-ориентированной теории (профессиональное развитие личности).

 

Культурологическая парадигма

 

На принцип кулътуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры.

В настоящее время к культурной сфере относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно-ориентированного образования:

· человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

· образование как культурно развивающая среда;

· творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированного образования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

· главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

· образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;

· объектом и целью образования является человек культуры;

· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

· творчество – основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

· образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом;

· культурологический подход является основным методом проектирования личностно-ориентированного образования, компонентами которого выступают отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию;

· отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии;

· отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников;

· отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

 

Общая характеристика моделей образования

 

 

В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основные модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная. Дадим общую характеристику этим моделям.

Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Прежде всего, под этим подразумевается совокупность базовых знаний, умений и навыков в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции, позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка.

Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков. Обучение ставит своей задачей, в первую очередь, воздействие на механизмы памяти, а не мышления обучающихся. Целью такого образования является формирование личности с заранее заданными свойствами. Результаты выражаются в уровне ее обученности и социализованности.

Основной дидактической единицей в этой модели является содержание образования. Система образования рассматривается как государственно-ведомственная организация, которая строится по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры образовательных учреждений и учебных дисциплин. При этом все учебные заведения контролируются административными или специальными органами.

Рационалистическая модель образования во главу угла ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Обучающимся отводится сравнительно пассивная роль. В ней не предусмотрено место таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность. Учащиеся, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Поведенческие цели вносят в образование дух узкого утилитаризма и навязывают учителю механический, нетворческий образ действий. Учитель должен следовать предписанному шаблону, а его деятельность превращается в натаскивание обучающихся на решение задач, выполнение тестов и т. д. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальные занятия, коррекция.

Рационалистическая модель образования обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу и производству. Нужно учитывать, однако, что любая образовательная программа должна быть направлена на обеспечение «поведенческого» аспекта знаний, умений и навыков.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира, межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители этого направления отрицают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». По их мнению, образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, помогать ему проявлять и развивать то, что заложено природой, а не формировать личность с заранее заданными свойствами. Необходимо создавать условия для самопознания и саморазвития каждого учащегося, предоставлять как можно больше свободы в выборе и самореализации.

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как обучающихся, так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

Неинституционалъная модель образования ориентируется на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных. Это образование «на природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Интернет, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

В мировой педагогике хорошо осознана роль «параллельной школы» – так называют радио, телевидение, кинематограф, прессу, которые систематически готовят специальные воспитательно-образовательные программы. Так, в США учебные программы транслируют около 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует национальные учебные радио- и телепрограммы, разработкой и внедрением которых занимаются несколько педагогических центров.

Использование средств массовой информации в образовании позволяет повышать эффективность образовательного процесса. Но многие педагоги считают, что эти средства должны использоваться крайне осторожно, так как они отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты, живое общение. Сомнительные ценности массовой культуры, которые нередко несут радио, телевидение, кинематограф и пресса, могут разрушать, а не развивать личность ребенка.

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению универсальной информационной системы Интернет. Это глобальная электронная сеть, объединяющая более 40 млн пользователей персональных компьютеров различных стран, организаций и учреждений. Работа в Интернете обычно осуществляется либо в диалоговом, либо в автономном режиме. В настоящее время наиболее используемыми средствами автономного режима являются электронная почта, интернет-фестивали и телеконференции.

Система Интернет резко расширила возможности получения информации, появился термин интернет-образование, который означает обучение людей с помощью программных электронных устройств. Однако и это техническое новшество в образовании может иметь свою оборотную сторону: механическая «перекачка» информации может привести к снижению роли активной познавательной (мыслительной) деятельности субъектов обучения.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.

Особенностями дистанционного обучения являются:

· индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.