Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные системы в экономике

 

 

Лекции для студентов III курса

(I образование) и (II образование ) специальностей

06.04.00 - "Финансы и кредит", 060500 – "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

 

 

Разработал: д.э.н., проф. Одинцов Б.Е.

 

  №№ пп Темы лекций   Количество часов
  Тема 1. Основные понятия информатизации, их определения и содержание  
  Тема 2.Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование  
  Тема 3. Информационные технологии и их базовое программное обеспечение  
  Тема 4. Информационные ресурсы предприятий и организаций  
  Тема 5. Применение информационных систем и технологий в практике управления    
  Тема 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений  

 

Тема 1. Основные понятия информатизации, их определения и содержание

 

1. Объективность процесса информатизации, направления ее развития.

2. Основные понятия экономической информатики.

3. Информационная система, ее роль и место в системе управления.

4. Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент.

5. Информационный сервис и информационная инфраструктура.

 

Вопросы, выделенные красным, выносятся на самостоятельное изучение.

 

Литература

1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.

2. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», № 85-ФЗ от 04.07.1996 г.

3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф. В.В. Трофимова,М.: Высшее образование, 2007.

4. Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В. Информатизация бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в

экономике:Уч. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи): Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2006.

7. Костров А.В. Основы информационнго менеджмента: Уч. пособие.- М.:

Финансы и статистика, 2001.

8. Банк В.Р., Зверев В.С. Информационные системы в экономике.- М.: Экономика, 2006.

9. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007.

 

 

1. Объективность процесса информатизации, направления ее развития

 

Информационное общество – это объективно возникающая в ходе исторического процесса стадия общественного развития, на которой устраняются ограничения в получении и производстве новых информационных ресурсов. В результате изменяется жизнь людей за счет повышения эффективности применения вновь полученных знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности, что, в конечном счете, ведет к ускоренному развитию социальных процессов. Процесс интенсификация производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

Объективность информатизации следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби1. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее “разнообразие” (читай

сложность или мощность) необходимых для этого средств, в сравнении с ²разнообразием² решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более “простых” средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность

управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.

Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта.

Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств

_____________________________

Эшби У.Р. Введение в кибернетику.- М.: Изд. Иностр. лит. 1959.

 

 

автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.

В рамках этой особенности выделяют несколько тенденций в ее развитии, первая их которых состоит в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации, как средства обеспечения взаимосвязи граждан, создают условия для материального производства, а также деятельности компаний, учреждений, организаций и т.д. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с компьютерной (информационной) техникой, что породило феномен под названием "инфокоммуникационные технологии". В перспективе отдельные информационные телекоммуникативные инфраструктуры в результате всеобщей интеграции должны создать глобальную информационную инфраструктуру

В рамках данной тенденции в последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. Этот сектор будет доминировать в XXI веке. Продукцией сетевой экономики является собранная, переработанная и переданная пользователю информация, предлагаемая на рынке в качестве товара (документы, справочники, каталоги, реферативные журналы, статистические и аналитические расчеты и т.д.).

Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения. Новый взгляд состоит в отказе от закрытости и переходе к открытым программным и другим системам. Открытой системой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами. Применение идеологии открытых систем в настоящее время является основой глобального развития процессов информатизации. Открытая система должна обеспечить:

- расширяемость – обеспечение добавления новых функций или изменение уже имеющихся при неизменных основных частях системы;

- мобильность – обеспечение возможности переноса программ, данных и знаний при замене аппаратных платформ; обеспечение возможности смены одного компьютера на другой без затруднений.

- способность к взаимодействию с другими системами;

Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются в:

- ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, сдерживающего массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности;

- отсутствии развитой инфраструктуры информатизации;

- недостаточной компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические. Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие:

- поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества;

- адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);

- интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий.

Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Методологической основой информатизации служит наука информатика, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования информационных связей между объектами реальной действительности в соответствии с представлениями о единстве информации в естественных и искусственных системах.

Информатика как наука подразделяется на фундаментальную и прикладную: фундаментальная призвана изучать общие закономерности информационных процессов без привязки к сферам применения, а прикладная создает основы для эффективной реализации информационных процессов с учетом особенностей сферы человеческой деятельности.

В нашей стране термин ²информатика² включает в себя две взаимозависимых составляющих: науку о методах моделирования информационных процессов (передачи, хранения, обработки и т.д. информации) и отрасль экономики, которая обеспечивает общество компьютерами и необходимыми для их функционирования атрибутами: средствами коммуникаций, стандартами и технологиями.

В поле зрения информатики как науки попадают с одной стороны вычислительные науки, изучающие принципы и методы организации вычислительных процессов, локальных и глобальных компьютерных сетей с одной стороны, а с другой - когнитивные науки, предназначенные для изучения мыслительных усилий человека с целью повышения интеллектуальных свойств компьютеров.

Информатика как отрасль экономики представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, предназначенных для информационного обслуживания пользователей, производства средств обработки информации и создания соответствующего программного обеспечения.

В зависимости от природы информационных связей, изучаемой информатикой, она делится по отраслям человеческой деятельности: научно-техническая, экономическая, медицинская, геологическая и т д. Отраслевое деление информатики является вполне естественным, т.к. возникающие в отраслях моделируемые информационные связи (отношения) имеют специфические отличия, что, безусловно, влияет на разрабатываемые методы и средства их обработки.

Особенно важным является внедрение информатики в экономику, так как появилась настоятельная потребность в использовании средств обработки информации во все усложняющейся хозяйственной, производственной, финансовой, инновационной и другой деятельности.

В соответствии с классификацией по отраслевому признаку выделяется понятие “экономическая информатика”. Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований.

Цель экономической информатики вытекает из цели экономики. Если полагать, что цель функционирования экономики заключается в постоянном стремлении общества в повышении её эффективности, то тогда цель экономической информатики заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Для достижения своих целей экономическую информатику интересуют, прежде всего, методы, позволяющие повысить эффективность управления в экономике

Предметом экономической информатики являются закономерности информационного моделирования и методы предоставления данных и знаний об экономической деятельности предприятий (организаций) хозяйствующему и другому субъекту, а также внедрение информационных технологий в практику управления.

Цель и предмет в свою очередь, определяют допустимое множество методов, применяемых в процессе изучения и моделирования экономических процессов. Все методы делятся на общенаучные и специфические. Общенаучные включают: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию, абстрагирование, конкретизацию, что позволяет выявлять закономерности в устойчивых информационных процессах или явлениях.

Специфические методы ориентированы на определенный круг информационных явлений, отражающих экономические процессы. К наиболее популярным методам относятся:

- информационно-логические: графы, диаграммы и графики, стандартизированные и визуальные средства представления бизнес-процессов и информационных потоков;

- математические: имитационное, стохастическое, детерминированное, сетевое и оптимизационное моделирование, нечеткая математика, системный, математический, регрессионный, факторный и другие виды анализа.

 

2. Основные понятия экономической информатики

Базовыми понятиями экономической информатики являются:

- данные;

- информация и экономическая информация;

- знания;

- задача и экономическая задача;

Данные

Информация об объектах, событиях, процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными.

В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формальных средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Суб'єкти інвестиційної діяльності | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.