Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники развития отечественной диагностики




Большинство экспериментальных исследований в русской психологии были пронизаны материалистическими идеями. И.М. Сеченов с 1863 г. последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности через разработку рефлекторной теории психической деятельности. И.П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов, продолжил дело Сеченова. Взгляды этих ученых оказали влияние на мировоззрение В.М. Бехтерева – автора рефлексологии. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами и называл психические процессы «невропсихикой». По его мнению, изучение психического не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Объективная психология должна пользоваться только объективными методами и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Первая в России экспериментальная лаборатория была создана в 1885 г. в Казанском университете, в клинике нервных и душевных болезней. После этого подобные лаборатории открывались в Петербурге и Дерпте. С 1895 г. по инициативе С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Во всех лабораториях центральной проблемой было выявление зависимости психики от мозга.

В дореволюционной России начала 20 века тесты были известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педагоги, использующие их для получения сведений о степени одаренности учащихся, особенностях их личности. Делались попытки организовать при школах кабинеты для экспериментально-психологического (тестового) обследования учащихся. Первые отечественные работы собственно по психодиагностике проводились в первые десятилетия 20 столетия. Одной из первых значительных работ была работа Григорий Ивановича Россолимо (1909 г. – Московский университет) по определению метода количественного исследования психических явлений в нормальном и патологическом состоянии. Разработанный автором метод – профиль Россолимо - был одним из первых тестов для измерения интеллекта как в России, так и за рубежом. Система обследования сводилась к изучению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной шкале на основе ответов на 10 произвольно подобранных вопросов. Устанавливалась сила прирожденного ума («первичного ума»), который как некое устойчивое качество противопоставлялся «вторичному уму», образовавшемуся под действием внешних факторов. Психические процессы, измеряемые методикой Россолимо, в целом составляли три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты измерений представлялись графически. Отличительной особенностью данного метода являлась его независимость от возраста испытуемых. Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализирующимися по проблемам умственной отсталости. Подобные «профили» прочно вошли в психологическую диагностику.

А.Ф. Лазурский в то же время создает новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Автор занимал позицию создания научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии Лазурский считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно полной естественной классификации характеров. А.Ф. Лазурский, неудовлетворенный лабораторно - экспериментальными методами, выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому удается исследовать, по мнению автора, не отдельные психические процессы, а психические функции и личность в целом.

С развитием дифференциально-психологических исследований психология обогатилась рядом новых методов и подходов. Все это послужило основой для возникновения психологической диагностики.

В советский период практика тестирования набирает обороты. В области психодиагностики работают М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, В.М. Коган, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская и др. Особый вклад в учение о психологическом диагнозе внес Л.С. Выготский. Большое количество работ по психодиагностике появилось в 20-30 гг. по педагогике, медицине и педологии. Однако многие из них были копированием западных психологических тестов. Незначительные отличия проявлялись в формах проведения тестовых испытаний, в обработке и интерпретации материала.

Новой формой тестирования стала «Измерительная шкала ума» А.П. Болтунова (1928 г.). В основе шкалы лежал метод Бине-Симона. Но шкала Болтунова имела специфические особенности: в ней модифицировано большинство заданий, введены совершенно новые задания, предложена новая инструкция и форма ее использования, определено время решения тестовых заданий, разработаны показатели возрастных ступеней. Принципиальным отличием шкал было то, что методика Болтунова давала возможность группового тестирования.

20-е гг. в нашей стране – это время развития психотехники и психологии труда (И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, Н.Д. Левитов, А.А. Толчинский). В рамках этих отраслей психологии развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения. Во многих городах России работали психотехнические лаборатории, готовились специальные кадры, проводились конференции и съезды. Как особая область психологической науки психотехника оформилась к 1927-1928 гг. Ею много сделано в области поисков рациональных методов психотехнического и профессионального обучения, организации трудового процесса, формирования профессиональных навыков и умений.

Вместе с тем психотехника подвергалась критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически необоснованных и неапробированных тестов. Результатом этого стало прекращение работы психотехнических лабораторий и свертывание научных работ в данной области (после постановления ЦК ВКП (б) от 1936 г.). Резкая критика педологии отрицательно повлияла на развитие психодиагностики, поскольку отвергла все положительное, что было создано учеными. Постановлением был наложен запрет на применение тестов в школе и прекращены новые разработки в области психодиагностики. Ущерб, нанесенный психологический науке был огромен, сопоставимый с потерями, которые понесли биология и кибернетика.

В 1960-70-е гг. в отечественной психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый «качественный подход», реализуемый прежде всего в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения узкого круга задач, в силу своей громоздкости не могла заменить тесты.

В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых отраслей психологического знания, крайне нуждающейся во внимании со стороны исследователей. Возрождение тестов проходило как формирование новой, ориентированной на марксистское учение, психодиагностики. Дискуссии о тестах продолжаются до середины 70-х гг. и окончательно угасают к началу 80 гг. Основное содержание дискуссий о тестах касаются критики их. Критическому анализу, главным образом, подвергаются тесты интеллекта. Основные позиции, по которым отечественные авторы критикуют тестовые задания следующие: 1 – тесты дают представление о процессе психического развития как о чисто количественном явлении; 2 – в тестах применяется общая схема диагностики в различные возрастные периоды без учета качественных изменений, которые происходят при переходе от одного периода к другому; 3 – в основе тестов лежит представления о неизменности темпов развития, которые в конечном итоге оказываются наследственно преопределенными; 4 – полная невозможность на основе такой диагностики строить коррекционные мероприятия (Д.Б. Эльконин).

Современный этап развития психодиагностики в России начинается с 80-90 гг. в связи с введением в системе народного образования должности психолога.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.