КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритм психодиагностического процесса
Психодиагностический процесс – процесс постановки психологического диагноза. Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, по содержанию, по степени сложности. По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза. По содержанию – это выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния объекта психодиагностики. По степени сложности психодиагностический процесс выступает как иерархически связанная этапами процедура обследования. Сложность обусловливается тем, что отклонение от этапности диагностической деятельности приводит к возникновению диагностических ошибок. В психологической литературе приводится несколько вариантов схем построения диагностического процесса. Рассмотрим схему психодиагностического процесса, предложенную И.В. Дубровиной специально для системы народного образования. 1 - изучение требования, поступившего практическому психологу в виде запроса (жалобы, симптома, вопроса и т.д.) от родителя, учителя, воспитателя или самого ребенка. 2 - формулировка психологической проблемы, заключающаяся в переводе запроса на психологический язык на основе изучения всей информации о ребенке. 3 - выдвижение гипотез о причинах отклонений в воспитании, развитии, обучении ребенка. 4 - выбор методов исследования. 5 - оценка полученных результатов, заключающаяся в сопоставлении их с проявлениями в жизненных ситуациях и с возрастными особенностями. 6 - диагноз, формулировка заключения. 7 - перевод диагноза на язык адресата (учителя, воспитателя, родителя).
8 - прогноз. 9 - рекомендации по дальнейшей работе с ребенком. 10 - разработка путей и способов коррекции. В клинико-ориентированной диагностике применяется следующая схема психодиагностического процесса. 1 этап - этап первичной диагностики. На этом этапе выясняются причины обращения человека за помощью, устанавливается психологический контакт с ним, осуществляется ориентировка в дальнейшей диагностической деятельности, и при необходимости клиент отправляется к другим специалистам в случае некомпетентности психолога. 2 этап – если психолог считает, что может оказать помощь сам, реализуется этап специальной диагностики, предполагающий определение причин нарушения, способов коррекции его, проводится патопсихологическая диагностика и т.д. Общим для большинства психодиагностических ситуаций может быть следующая схема построения психодиагностического процесса: 1 этап – определение состояния объекта психодиагностики на феноменологическом уровне. На этом этапе происходит: - ознакомление с запросом обследуемого или связанных с ним лиц; - определение соответствия данного конкретного случая компетенции практического психолога; - сбор данных о переменных параметрах деятельности или о состоянии психического дискомфорта обследуемого; - оценка состояния обследуемого и определение путей работы с ним. 2 этап – выдвижение гипотез о психологических причинах состояния обследуемого. 3 этап – проверка гипотез. Осуществляется посредством определения причин состояния обследуемого и преполагает: - выбор методов психодиагностики, адекватных каждой гипотезе; - обследование клиента с их помощью; - интерпретация и оценка состояния обследуемого с точки зрения нормы развития. 4 этап – построение общей формулы диагностического заключения. 5 этап – индивидуализация психологического диагноза. На этом этапе происходит конкретизация диагноза и его перевод на язык адресата. 6 этап – прогнозирование состояния обследуемого и формулирование рекомендаций по оказанию психологической помощи. 7 этап – наблюдение за клиентом после оказания психологической помощи с последующей корректировкой диагностического заключения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |