Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование в психологической диагностике исследовательских методов




Понятие психодиагностического метода

Лекция 1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ТЕМА: СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

План:

1. Понятие психодиагностического метода.

2. Использование в психологической диагностике исследовательских методов.

3. Психодиагностическая методика.

4. Классификация психодиагностических методик.

 

Средствами в психологической диагностике называют способы получения и анализа информации, способы осуществления диагностической деятельности.

Метод как конкретный способ получения информации в психологической диагностике может быть нескольких уровней:

- общенаучный исследовательский метод;

- уровень конкретной методики;

- уровень методологического подхода (например, парадигмальный уровень отношения к процессу постановки диагноза в психоанализе).

Психодиагностика как вид научно-практической деятельности заимствует из психологии основные исследовательские методы, адаптируя их к условиям психодиагностической задачи. Это наблюдение, опрос и анкетирование, анализ продуктов деятельности и т.д. Применительно к практической психодиагностике данные методы имеют свою специфику использования: если целью применения исследовательских методов является получение нового знания, то задачей использования практических диагностических методов является решение конкретных вопросов, связанных с определенной ситуацией объекта психодиагностики. Поэтому, общенаучные методы адаптируются к психодиагностической ситуации с точки зрения их краткости, простоты, экономичности и конкретности использования в соответствии с индивидуальными особенностями каждого человека.

Наблюдение – старейший метод психологической диагностики, позволяющий получить обширную информацию о человеке. Особенность наблюдения заключается в том, что при его проведении не требуется согласия или иной формы участия обследуемых. Важное значение наблюдение имеет для изучения психических особенностей детей, в клинико-ориентированной диагностике и профессиональной аттестации. В методе наблюдения в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому важно, чтобы он владел техникой наблюдения на достаточном уровне и в полном объеме. Различают наивный и научный способ наблюдения. Наивный способ зависит от личностных способностей наблюдателя, его установок, намерений и т.п. Результаты такого наблюдения носят неопределенный характер и могут интерпретироваться другими исследователями совершенно по-разному. Научное наблюдение осуществляется на основе тщательной предварительной подготовки. Оно предпринимается со строго заданной целью, которой и определяется время наблюдения, отбор нужных фактов. Научное наблюдение отличается от наивного постановкой проблемы, выбором ситуации для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов, однозначностью понимания другими людьми полученных данных.

Опрос – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Мастерство психодиагноста определяется умением спрашивать, знанием, какие вопросы, в какой ситуации задавать, навыками получения достоверных ответов. Самый распространенный вид опроса – интервью. Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Диагностическое интервью важное средство (а иногда и единственно возможное) проникновения в состояние обследуемого. Поскольку интерпретация поведения респондента может вести к неадекватным заключениям, то к личности интервьюера предъявляют высокие требования:

- он должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого;

- владеть языком респондента;

- должен выражать заинтересованность в знании, получаемом от респондента.

Интервью может быть свободным (не регламентированным темой и формой беседы) и стандартизированным (по форме близким анкете с открытыми вопросами). Границы между видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа обследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов; а уровень получаемой информации – многообразием и сложностью ответов. Интервью бывает управляемым (строящимся по определенной стратегии) и неуправляемым (свободно текущим, «исповедальным»).

Анализ продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод) – количественно-качественный анализ документальных источников (писем, автобиографий, фотографий, видеозаписей, продуктов изобразительной, литературной деятельности и т.д.). При изучении документации чтобы преодолеть субъективизм исследователя использует прием контент-анализ (буквально «анализ содержания»). Контент-анализ – формализованный метод анализа документации с выделением и подсчетом специальных единиц содержания информации. Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Основная трудность контент-анализа – умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это зависит от личной компетентности диагноста, уровня его профессиональных возможностей. Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц, и его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного приема. Конкретно он может применяться при обработке данных проективных методик, интервью, письменных сочинений, открытых анкет и в ряде других случаев.

Отдельным случаем архивного метода, активно использующимся в психологической диагностике, является биографический метод. Биографические методы – способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти 20 века (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути. Позже биографические методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (приемы: будущая автобиография; управляемая фантазия; графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (дополнительная биография, линии отношения субъектов). Современные биографические методы направлены на реконструкцию жизненных программ, сценариев развития личности, особенностей деловой, семейной и духовной жизни человека, природной и социальной среды. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой является автобиографический метод (опросники, интервью, тесты), спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос близких людей).

К группе биографических методов относится прием сбора анамнеза (истории жизни клиента), широко использующийся в клинико-ориентированной диагностике и при диагностике детского развития. Анамнез – понятие медицинское, обозначающее в узком смысле слова историю болезни. В более широком понятии анамнез – данные о начале и развитии болезни и сведения об условиях жизни, работы, деятельности и т.д. Составляя историю развития, выделяя систему объективных условий и обстоятельств жизни важно определить степень их влияния на личность человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.