Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики объективного подхода




К методикам объективного подхода относятся тесты интеллекта, тесты достижений, тесты специальных способностей и критериально-ориентированные тесты.

Тесты интеллекта – методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. Начало тестам интеллекта было положено работами Френсиса Гальтона, который с 1880 г., изучая наследственность у человека, измерял интеллектуальные особенности у детей, состоящих и не состоящих в родстве. Ф. Гальтон считал, что средством оценки интеллекта могут служить тесты сенсорного развития. Ф. Гальтон первым применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций. Он же впервые разработал методы математической статистики для анализа данных. Заметный вклад внес Дж. Кеттелл, который ввел термин «умственный тест». «Умственные тесты» Кеттелл применял для определения интеллектуального уровня студентов колледжа. Они применялись индивидуально и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения, времени реакции и т.д. Попытки оценить тесты Кеттелла принесли неутешительные результаты: проверка показала слабую согласованность тестов между собой и несоответствие интеллектуального уровня по результатам тестирования и в оценках учителей.

Большое количество серий тестов интеллекта были разработаны немецким психологом Э. Крепелиным (1895 г.). Его тесты – это в основном математические операции для измерения эффектов памяти, утомляемости, отвлекаемости. Чуть позже (1897) Г. Эббингауз предъявлял школьникам тесты арифметического счета, объема памяти, ассоциаций и моторных функций. А. Бине и его сотрудники много лет посвятили созданию эффективных и оригинальных методов измерения интеллекта. Ими были апробированы разные методы, даже измерение черепа лица, формы рук, анализ почерка, но результата группа Бине не могла добиться. Помог случай: в 1904 г. группа Бине была назначена в комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей. Так появились шкалы Бине – Симона.

Особую группу тестов интеллекта составляют неязыковые тесты и тесты, свободные от влияния культуры.

Большую категорию клиентов составляют люди, которых невозможно адекватно оценить с помощью вербальных тестов. Это не владеющие письменной речью дети, дети с дефектами речи, с отдельными психическими и физическими недостатками и т.д. Первым подобным тестом стал метод, разработанный Э. Сегеном («Доски Сегена») в 1866 г.

Определение интеллектуальных особенностей у людей другой культуры – еще одна проблема современной психодиагностики. Перед исследователями всегда стояла проблема создания таких интеллектуальных тестов, которые могли бы быть свободны от влияния культуры. При создании таких тестов пытаются чаще всего исключить параметры, по которым эти культуры различаются. Первый параметр – язык, второй – скорость выполнения теста, третий – наличие информации, специфичной для некоторых культур. Эти типы различий между культурными группами привели к тому, что тесты для испытания представителей разных культур делают преимущественно неязыковыми, исключают влияние скорости выполнения, в них не используется информация, специфичная для некоторых культур. Однако, совершенно исключить влияние культурных различий на тестовые результаты не возможно. Первым неязыковым тестом был армейский тест «Бета». К числу невербальных тестов можно отнести невербальные субтесты шкалы Д. Векслера, разрабатываемые в лаборатории Л.А. Венгера методики – «Пирамидка», «Почтовый ящик», «Разрезные картинки» и другие. К тестам, свободным от интеллекта можно отнести методику «Нарисуй фигуру» Д. Харриса и Ф. Гудинаф.

Тесты достижений – тип психодиагностических методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков, знаний. В отличие от тестов интеллекта, тесты достижений отражают не столько влияние накопленного опыта, общих способностей на поведение и решение тех или иных задач, сколько измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной и другой подготовки на эффективность обучения тому или иному комплексу знаний, формирование различных специальных умений. Тесты достижений ориентированы на оценку достижений индивида после завершения обучения. Особенностью тестов достижений является направленность на изучение достижений в какой-либо определенной области. Среди тестов достижений выделяют широкоориентированные и узкоориентированные тесты. Широкоориентированные тесты достижений применяемы для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время, целям научения (например, тесты на восприятие предмета «литература»). По содержанию заданий и по характеру получаемых результатов, такие тесты достижений близки к тестам интеллекта. Представлены широкоориентированные тесты достижений обычно в виде батареи тестов. Узкоориентированные тесты достижений – методики по конкретным учебным предметам или отдельных темам, частям учебной программы. Тесты достижений имеют преимущества перед простой оценкой успеваемости. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, а не на конкретные совокупности знаний, как это делается при обычной школьной оценке. По форме тесты достижений являются групповыми, поэтому требуют меньше затрат времени. Они компактны, в основном являются бланковыми, и с ними при соответствующей подготовке может справиться учитель.

Критериально-ориентированные тесты – особая категория тестов достижений. Термин «критериально-ориентированное тестирование» был предложен в 1963 г. Р. Гласером. Предназначен КОРТ для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия. В качестве критерия могут выступать конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. В практике КОРТ выделяют два вида критерия. Первый - критерий как показатель учебных достижений. Он обобщает ключевые задания из тех разделов учебных программ, которые уже изучены. Сравнивая результаты, полученные по КОРТ с критерием, устанавливают уровень умственного развития отдельного человека или группы. Второй вид критерия - критерий как показатель логико-психологической подготовленности учащегося к выполнению ключевых заданий из программы, которую только предстоит изучать. Критерий этого вида предназначен для того, чтобы установить, соответствует ли умственное развитие ребенка требованиям, предъявляемым новым программным материалом. Кроме традиционной ориентации на концепцию критерия как определенного набора знаний, умений, навыков и специфических операций в последнее время разрабатываются методики КОРТ, в которых воплощено психологическое содержание критерия.

Тесты специальных способностей – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности. Возникновение тестов специальных способностей за рубежом было обусловлено необходимостью профотбора и профориентации, отбора в спецучреждения. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер: индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратурные и т.д.

Тесты креативности. С 60-х годов в англо-американской психологии большой популярностью пользуется изучение особого типа общих способностей – креативности. Креативность – творческие достижения человека, проявляющиеся в способности по-разному использовать данную в проблемных ситуациях задачу в быстром психическом темпе. Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях: 1 – анализ связи креативности с интеллектом (конкретно с мыслительными процессами); 2 – изучение личности как аспекта креативности.

В 1954 г. Д. Гилфорд и его сотрудники выделили 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление», которое проявляется тогда, когда проблема должна только еще быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или подходящее решение проблемы). Гилфорд, первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться высоких показателей их валидности.

Е.П. Торренс стал основателем серии тестов на изучение креативности. Оценка творческих способностей детей в США в основном осуществляется на основе методик Торренса. Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление является невербальными и диагностируют такие параметры мышления как беглость, точность, воображение, оригинальность. Тесты на вербальное творческое мышление отражают умение задавать информативные вопросы, устанавливать причинно-следственные отношения, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.