Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности использования клинического подхода в психологической диагностике




Лекция 1. КЛИНИКО-КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА

ТЕМА: НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

План:

1. Особенности использования клинического подхода в психологической диагностике.

2. Методы и приемы клинико-консультативной диагностики.

 

Одной из сфер применения диагностического знания является клинико-консультативная деятельность. Психологическая диагностика в клинико-консультативной деятельности осуществляется в основном в ситуации консультации и реже в ситуации принудительного обследования.

Клиническая диагностика понимается как интенсивное изучение отдельного случая, поэтому применительно к данной области оказания психологической помощи можно говорить только об индивидуальных формах диагностической деятельности.

Клиническая диагностика применяется не только в медицинских учреждениях, но и в работе психологических консультативных центров, в учебных заведениях, на предприятиях. В современной психодиагностике, после работ Ж. Пиаже, который исследовал развитие детского интеллекта на основе клинического метода, понятие клинический подход употребляется в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельных, индивидуальных случаев. По нескольким существенным характеристикам он противоположен стандартизированным процедурам тестового обследования и имеет как свои преимущества, так и сложности. Тестовое обследование базируется на жестко фиксированном способе получения данных, предполагает однозначно формулируемую инструкцию, оценку успешности выполнения заданий за строго ограниченный период времени, специальные количественные показатели. В то же время клинический подход делает акцента на качественном анализе способов выполнения испытуемым заданий, учете характера и причин ошибок испытуемого, определении возможностей их устранения в результате оказания помощи. Указанная направленность клинического обследования предполагает у психолога совершенно иную (по сравнению с проведением теста) установку – активную и гибкую, а не нейтральную. Здесь не только допускается, но и специально широко используется изменение инструкций в заданиях – их пояснение, уточнение и т.п. Практикуется отказ от ограничений испытуемого во времени. Снимая жесткую фиксированность и регламентацию теста, клиническая процедура позволяет психологу прицельно и гибко реагировать на все ответы клиента. В клиническом варианте можно эффективно использовать самые разные задания, в том числе взятые из известных тесов. Теряя в этом случае право применять количественные нормы, психолог получает возможность гибко варьировать задания.

Клиническое обследование предполагает умение диагноста фиксировать не только результат выполнения задания, но и многообразие качественных особенностей психической деятельности человека, проявляющихся при выполнении того или иного задания. Одно и тоже задание может обнаружить особенности внимания испытуемого, организованность его деятельности, работоспособность и многие другие качества. Возможность разностороннего анализа составляет важное преимущество клинического обследования. Однако, это преимущество может проявиться только при условии значительного опыта психодиагноста.

Оценка результатов психологического исследования в клинической диагностике обычно проводится без применения статистических процедур, главным образом, на основе индивидуального профессионального опыта психолога, его интуиции. Субъективность суждений при этом может сниматься созданием специальных условий клинического диагностирования – проведением повторных исследований или использованием или использованием широкого спектра диагностических методов.

Основные функции клинического диагноста состоят в сборе, анализе и обобщении большого числа необходимых данных. Важная функция клинического диагноста состоит в правильном синтезе полученных данных, который позволяет более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Рассмотрение результатов тестирования, анализ истории болезни, личный контакт с клиентом дают возможность сформулировать предположения в виде заключения, прогнозировать дальнейшее развитие.

Клиническая диагностика отличается от другого диагностического исследования многообразием, большим количеством применяемых методик для рассмотрения единичного случая. Получить полную информацию о клиенте можно только на основе комплекса используемых методов. Эффективность работы клинического диагноста определяется его способностью выдвигать гипотезы, предположения и намечать пути их проверки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.