Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций 3 страница




«Агентами» современной культурной глобализации являются транспортные и коммуникационные корпорации, средства медиа, глобальные сети, а также международный туризм. Какова же роль международного туризма в процессе глобализации? С одной стороны, международный туризм может способствовать процессу сохранения культурной идентичности отдельных регионов и стран, а с другой - он открывает возможности обогащения культур, выступает движущей силой их вхождения в новое глобальное пространство, несет в туристические регионы нововведения, созданные в передовых государствах.

Право на туризм - это не только право на отдых, развлечения и сохранение культурной самобытности. Право на туризм - это, в том числе, право на создание более справедливого международного политического и экономического порядка, право на свободу передвижения и путешествий.

Таким образом, можно сделать вывод, что международный туризм способствует формированию нового типа пространственных связей, снижающих риск войн, региональных конфликтов, способствующих культурному и техническому обогащению стран и народов.

Туризм можно рассматривать как отрасль хозяйства, активно привлекающую инвестиции. Формы инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Многообразные формы инвестиций существуют в гостиничном комплексе: франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом 221 проживания, а также вторичные резиденции с общими удобствами, т.е. квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческими компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Такой вид инвестиций в недвижимость предлагается в США, Франции и Испании, в основном на горных курортах и на побережье.

Такая форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. При этом состоятельные люди могут сочетать отдых с выгодным вложением капитала, так как известно, что недвижимость «всегда в цене». Более того, администрация многих районов приветствует вложения в туристическую инфраструктуру. И возникает вопрос: «Почему бы не обзавестись домом на Кубанской ривьере или на Черноморском побережье Кавказа?» Конечно, ожидать крупных инвестиций в индустрию туризма было бы наивно. В России не сложился пока благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, по нашему мнению, эффективными могли бы стать мелкие и средние инвестиционные проекты, в частности, для привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа. В случае небольших объемов вложений инвесторы не рисковали бы капиталом, но в то же время могли бы создать плацдарм для деятельности на емком российском рынке. Такие финансовые вложения могли бы стать дополнительными факторами развития приграничных, приморских, горных районов. Надо сказать, что такие проекты будут поддерживаться администрацией соответствующих районов и областей, заинтересованных в развитии малого и среднего предпринимательства.

Турист, приехавший в ту или иную страну или местность, совершает определенные денежные траты, заказывая экскурсии, бронируя места в гостиницах, покупая сувениры или вещи, и т.д.

Поэтому общеизвестно, что туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект, стимулируя и создавая дополнительные рабочие места в других отраслях экономики, которые в той или иной степени связаны с развитием туризма.

Одной из таких отраслей является транспорт. Растет объем мировых авиаперевозок. Следует ожидать, что в период с 2000 по 2013г. он будет возрастать ежегодно на несколько процентов. С учетом данного прогноза потребуются тысячи новых самолетов общей стоимостью в сотни миллиардов долл. США.

В настоящий момент быстрыми темпами развивается круизный бизнес.

Известно, что в течение ближайших 5 лет вследствие расширения рынка круизов планируется строительство 50 новых круизных лайнеров. Предполагается также строительство прозрачных туристических подводных лодок, предоставляющих обзор объектов подводного мира. Все это будет стимулировать развитие центров судостроения.

Международный туризм во многих случаях может выступать как «отрасль-субститут». В настоящее время индустрия туризма становится более эффективной и выгодной для развития, чем другие существующие на данной территории отрасли хозяйства. Это приводит к изменению экономической специализации территории.

Так, в Зимбабве фермеры, ведущие натуральное хозяйство, признают, что зарабатывают в три раза больше, организуя туристам посещение уголков дикой природы, экологически разумную охоту- сафари и прочие связанные с туризмом мероприятия на своей земле, чем когда они занимаются ресурсоемким скотоводством у себя на ранчо. Другой пример - город Рованиеми на севере Финляндии. В прошлом это был город финских лесорубов и золотоискателей, а сегодня это туристический центр Лапландии. Египетский курорт Хургада возник на месте поселка британских нефтяников- поисковиков.

Андорра, история которой насчитывает около 700 лет» долгое время не могла похвастаться благосостоянием своих граждан. Вплоть до 1950-х годов ведущей отраслью экономики страны было овцеводство.

 

Андоррский крестьянин-пастух считался одним из самых бедных людей в Европе. Однако, избрав международный туризм в качестве приоритетной отрасли экономики, местные власти добились того, что теперь Андорра - процветающее государство, обеспечивающее благополучие своих граждан и радушно принимающее многочисленных туристов. Аналогичная картина характерна и для Восточной Чехии.

Многие шахтерские городки в горах Крконошах переориентировались В своей специализации на международный туризм. Сейчас здесь построены трамплины, проложены трассы для лыжного спорта.

Существовавшие ранее промышленные объекты часто превращаются в музеи и демонстрируются туристам. В городе Забже, недалеко от Катовице (Польша), расположен этнографический музей-заповедник угледобывающей промышленности, в котором на старой шахте «Королева Луиза» можно ознакомиться с добычей угля в районе Судет и Силезии. Старый город горняков Китцбюэль (Австрия) ныне является престижным международным курортом. В местечке Величко, недалеко от Кракова (Польша), с XIII в. добывали соль.

Работающая до сих пор шахта занесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Три верхних уровня из девяти существующих доступны для посещения. В некоторых камерах находятся скульптуры, сделанные из соли. Здесь также есть высеченный из соли алтарь. В музее, работающем в шахте, можно ознакомиться с историей добычи соли.

Одним из наиболее привлекательных для туристов курортов Германии является курорт Берхтесгаден. Он расположен в уютной долине, которая острым клином вдается в австрийскую территорию и оканчивается озером Кенигсзее. Этот регион называют в Баварии «золотым краем». Основу его богатства составила соль - ее добывают здесь с 121 2г. О роли, которую играла соледобыча в жизни местного населения, красноречиво свидетельствует тот факт, что 223 большое количество окрестных городков, селений и водных потоков получили названия, производные от немецкого слова «Salz» - «соль». Ближайшая гора называется Зальцберг (Соляная), а за горным хребтом в соседней Австрии на реке Зальцбах (Соляной Ручей) стоит Зальцбург - один из известнейших городов Австрии.

Тем, кто приезжает в Берхтенсгаден, обязательно предлагают «фирменную» экскурсию на соляные копи. Желающие собственными глазами смогут увидеть, что значит быть солекопом: облачившись в специальную робу, они соскальзывают по деревянному желобу в шахту, проезжают по темным штольням на вагонетке, переправляются по плоту по подземному озеру... А после экскурсии многие туристы заглядывают в «Берппенке» - любимую пивную солекопов. В Румынии, в городе Тыргу-Окна расположен самый большой подземный санаторий в Европе, размещенный в древней соляной шахте.

В некоторых странах местные жители с удовольствием демонстрируют туристам элементы прошлой и настоящей своей трудовой деятельности. Например, жители Фарерских островов организуют для иностранных туристов посещение овцеводческих ферм, приглашают на морскую рыбалку на океанской шхуне. В странах Южной Европы сельскохозяйственная растениеводческая специализация многих местностей замещалась туристической активностью. Характерным примером является республика Сан-Марино, которая в прошлом имела сельскохозяйственную специализацию, а теперь приоритетной отраслью ее экономики является международный туризм.

Таким образом, промышленная и сельскохозяйственная эксплуатация природных ресурсов частично замещается третичным сектором экономики. Вследствие конверсии военной промышленности по пути развития туризма могут пойти ранее закрытые для посещения районы. Характерный пример - Южный Урал, который долгие годы был «белым пятном» на туристских картах мира, так как здесь на территории Челябинской области находились «закрытые» города.

Сегодня ситуация изменилась. Наряду с Ильменским государственным минералогическим заповедником на территории Южного Урала функционируют престижные горнолыжные курорты «Завьялиха» и «Абзаково».

 

В крупных городских агломерациях, где городскими властями взят курс на вынос промышленных предприятий за черту города, остающиеся на месте бывших промышленных объектов основные фонды могут перепрофилироваться в сеть малых и средних гостиниц, что помогает решить проблему с размещением туристов. Это может произойти, например, в Москве, где столичной мэрией заявлена инициатива на создание сети малых гостиниц.

Международный туризм можно рассматривать и как фактор коммерциализации природы в интересах общества.

В последние десятилетия мировое сообщество столкнулось с целым рядом глобальных и локальных экологических проблем. Это глобальное потепление климата, разрушение озонового слоя атмосферы, опустынивание, обезлесение, «кислотные осадки» и др.

Страны самостоятельно и совместными усилиями предпринимают попытки решать эти проблемы.

Определяющая причина появления угрозы экологической катастрофы - антропогенная деятельность, связанная с воздействием на природу.

Что важнее: экономика или экология, прибыль или чистый воздух? Вот с какой альтернативой столкнулось человечество сегодня.

Отвечая на этот вопрос международная конференция в Рио-де- Жанейро (1992г.), приняла Конвенцию о сохранении флоры и фауны, т.е. о сочетании экономического роста с сохранением природы. Из этого следует, что каждая сфера экономической активности, каждая отрасль материального производства должна сочетать прогресс в своем развитии с сохранением окружающей природы. Как уже говорилось, туристическая деятельность становится одним из перспективных и динамично развивающихся секторов мировой экономики. Как же соотносится развитие туризма с проблемами рационального природопользования? Однозначного ответа здесь, пожалуй, дать нельзя. И. Енджейчик отмечает: «Обусловленная туризмом огромная концентрация людей в ограниченном пространстве создает проблему огромного масштаба, связанную с загрязнением территории стоками и отходами...».

Высказывается и более радикальная антитуристская точка зрения.

Так, по мнению известного теоретика туризма Й. Криппендорфа, туризм привел к коммерциализации гостеприимства, а на смену древнему слову «гость» пришли коммерческие термины «клиент» и «турист». Й. Криппендорф определил экономическую систему туризма термином «пожиратель ландшафта», подчеркнув тем самым огромную потребность этой отрасли во все новых территориях, которые оно подвергает необратимым воздействиям. С другой стороны, основу туристической деятельности составляют именно экологические ценности, красота дикой природы. Поэтому сохранение дикой первозданной природы эквивалентно жизнеспособности туристической индустрии.

Вариантом решения проблемы сохранения природной среды при наличии коммерческой активности является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

ООПТ в соответствии с российским законодательством классифицируются следующим образом:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Кроме того, на международном уровне существуют так называемые объекты природного наследия, чья деятельность регламентируется ЮНЕСКО.

 

В чем же особенности ООПТ и какие из них можно использовать в рекреационных целях? Коренная задача заповедников - сохранение «заповедного минимума» природных объектов, который без них сохранен быть не может. В отличие от заповедников в национальных парках могут находиться земельные участки других пользователей и собственников. Другим отличием национальных парков является зонирование их территории. В них может быть выделен ряд функциональных зон, начиная от заповедной и кончая рекреационной. Таким образом, третьим важным отличием национальных парков является возможность массовой, но регулируемой рекреации.

Заказники - это ООПТ, где охраняется генофонд животных, но в то же время разрешена регулируемая охота. Следовательно, многие виды ООПТ могут быть использованы в рекреационных целях. Во многих случаях посещение туристами ООПТ приносит средства на их развитие и поддержание.

Таким образом, можно сделать вывод, что ООПТ - это фактор сохранения уникальности природного наследия той или иной территории, своеобразная форма ее современного развития, что достигается, в частности, и за счет туризма. Налицо обратная связь: поступления от туризма направляются на цели охраны природы, а сохраненная природа приносит доход в виде поступлений от туризма.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ И ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА.

3.1. Туристский потенциал территории.

3.2. Ресурсы, как основа пространственной организации туризма: природно-географические, историко-культурные, социально-демографические.

 

Под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.

Это и автомобильные и железные дороги, вокзалы и терминалы, системы регулирования дорожного, воздушного, речного и морского движения, системы теплоснабжения, электрические и телефонные сети и другое. Развитие инфраструктуры туризма — важный этап планирования процесса использования туристских ресурсов. Как ни привлекателен был бы туристский ресурс, то доступ к нему в значительной мере зависит от возможности свободного доступа к нему потребителя — туриста. Если к природному ресурсу нет дороги или тропы, то массовое посещение объекта становится затруднительным или нередко невозможным. Поэтому водопад Анхель в Венесуэле, самый высокий водопад в мире (высота падения воды 1014м), посещаем туристами относительно редко, поскольку к нему нет дорог, нет площадок для посадки самолетов (кроме самолетов малой авиации). До этого уникального природного объекта туристского интереса можно добраться с большим трудом на лодке по бурной реке Корона.

Кроме того, просто доступа мало, массовый турист требует и достаточно комфортных условий своего пребывания в месте посещения. Например, общепринятый в мире стандарт в системе гостеприимства предусматривает размещение туристов в двухместном номере с удобствами (туалет, душ/ванна горячая вода), это является существенным препятствием для развития туризма в периферийные районы России, где даже хорошие гостиницы, построенные в 50-60-е годы, имеют санузел на этаже, а не в номере гостиницы.

Система перевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнем технического прогресса и стабильно формируется на основе использования:

животных — слонов, верблюдов, лошадей, ослов, собак;

наземных механических средств передвижения (велосипед, автомобиль, автобус, железная дорога);

воздушных средств передвижения;

водных — лодки, плоты, речные и морские надводные и подводные суда.

Пока техническая мысль человека иные средства передвижения и перемещения в пространстве еще не придумала и все остальные — суть сюжетов научно-фантастических рассказов.

Перевозчики разделяются на основных и вспомогательных, сообразно этапам работ, их месту в составе туристского продукта. По этапам работ можно выделить:

трансфер, чаще всего автобус, доставка туристов к основному перевозчику в месте отправления, доставка туристов в отель от терминала аэропорта, вокзала, и аналогичные операции на пути возвращения туристов на родину;

перевозки туристов на дальнее расстояние к месту назначения;

перевозки на автобусных или железнодорожных турах по маршруту, где этап перевозки и собственно является неотъемлемым и главным элементом тура, а средство перевозки является чаще всего местом ночевки, сюда следует отнести и круизные маршруты;

перевозки на экскурсионных маршрутах, например, по городу, в тематических парках и др.

грузовые перевозки для шоппинг-туров.

Питание — естественная потребность любого человека. Кроме обычной и неотъемлемой потребности, питание в туризме рассматривается и как важный элемент развлечения и познания местной культуры, в частности гастрономии. Национальная кухня являет собой важный элемент культуры народа, несет четкие отличительные черты, представляет элемент познания и способ получения удовольствия.

Система общественного питания образуется ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктами быстрого питания и самообслуживания, удовлетворяющими потребности посетителей туристского центра или региона. Вид питания всегда указывается в составе туристских услуг: завтрак, полупансион, полный пансион. Полупансион (два питания) может предусматривать завтрак и обед или ужин. Пансион — трехразовое питание. В вариантах дорогого обслуживания может быть предусмотрена возможность питания и напитков (включая спиртные) весь день и даже ночь в любое время в любом количестве.

Также определяются и градации плотности (по количеству) и часто калорийности предоставляемого питания и виды обслуживания. Так, количество разновидностей завтраков зависит от традиций страны или региона посещения (европейский, континентальный, английский, американский, бермудский и т.д.). Важен и вид обслуживания гостей (шведский стол, табльдот, а-ля карт).

В общем случае принято, что турист с утра должен непременно принять легкую пищу, то есть завтрак. Поэтому обычно большая часть гостиниц имеет пункты питания или рестораны и предоставляет такую услугу, которая считается столь неотъемлемой частью услуг гостеприимства, что часто просто включается в стоимость размещения (Bed, & Breakfast). Показатель наличия посадочных мест в ресторане при гостинице весьма существен. Лучше всего, если это количество соответствует количеству мест полной загрузки номерного фонда;

В отношении завтрака будет наилучшим, если турист не будет покидать гостиницы, хотя есть средства размещения, где пункты питания не предусматриваются, а туристам рекомендуется питаться в близлежащем ресторане. Но в этом случае стоимость услуг размещения резко понижается.

Пища не просто является обычной потребностью каждого человека, но и рассматривается туристами как развлечение и удовольствие. Питание разных народов и даже местностей имеет своеобразные, часто привлекательные, особенности. Кроме того, хорошо угостить желанного гостя — приятная традиция, свойственная практически всем народам. Для многих туристов национальная кухня является весьма занимательным элементом программы тура. Есть и специальные туры для гурманов, основу которых составляет систематизированное посещение различных ресторанов национальной кухни, изучение принципов гастрономии и приготовления особенных блюд, дегустация продуктов, посещение винных, пивоваренных и колбасных заводов и др. В исключительных случаях напряженной экскурсионной программы дневной рацион выдается туристам сухим пайком. В жарких странах туристам предусматривается значительное количество питьевой воды.

Организация питания должна учитывать и медицинские аспекты. Неправильное питание, плохо приготовленная (без соблюдения правил) пища может привести к отравлениям. Так, до 60% туристов страдают диареей при посещении Египта и Индии. Особенно опасна питьевая вода и пища с рук на улице у мелких торговцев, а также в низкопробных ресторанах. Следует учитывать и общепринятые ограничения у отдельных групп туристов по религиозным признакам (не употребляют свинину, соблюдают пост), особые требования вегетарианцев, детское питание. Эти особенности в требованиях к питанию туристы должны указать при приобретении тура. При невозможности исполнения им следует отказаться от тура.

 

ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА.

4.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства.

4.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса.

4.3. Модели организации гостиничной индустрии.

4.4. Индустрия питания.

4.5. Индустрия досуга и развлечений в туризме.

4.6. Туристская анимация.

4.7. Экскурсионная деятельность.

4.8. Туроператорская и турагентская деятельность.

 

Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т.п. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов.

В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные.

Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно (например, в России—10 номеров, в Италии—7 номеров). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству (даже если оно не ставит целью извлечение прибыли), быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием.

К коллективным средствам размещения туристов относятся:

гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками:

состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум, имеют единое руководство;

предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;

не входят в категорию специализированных заведений.

1. Коллективные средства размещения туристов

1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения

1.1.1Гостиницы

1.1.2.Аналогичные заведения

1.2. Специализированные заведения

1.2.1. Оздоровительные заведения

1.2.2. Лагеря труда и отдыха

1.2.3. Общественные средства транспорта

1.2.4. Конгресс-центры

1.3. Прочие коллективные заведения

1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха

1.3.2. Кемпинги

1.3.3. Прочие

2. Индивидуальные средства размещения туристов

2.1. Индивидуальные средства размещения

2.1.1. Собственные жилища

2.1.2. Арендуемые комнаты

2.1.3. Арендуемые жилища

2.1.4. Размещение у родственников и знакомых (бесплатно)

2.1.5. Прочие

Аналогичные заведения включают пансионаты и меблированные комнаты, туристские общежития и другие средства размещения, которые состоят из номеров и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

Специализированные предприятия, помимо предоставления услуг размещения, выполняют еще какую-либо другую специализированную функцию.

К числу предприятий данного вида относятся оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, конгресс-центры и т.д. Прочие коллективные средства размещения предоставляют ограниченные гостиничные услуги, исключая ежедневную заправку постелей и уборку жилых помещений. Они могут состоять не из номеров, а представлять собой единицы типа «жилища», «площадки для кемпинга» или «коллективные спальные помещения (общежития)». Все средства размещения классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает: гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития.

Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс-центрах.

Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.

К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища—квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми.

Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны. Например, в Италии «Основной закон по развитию и совершенствованию туризма» относит к гостиничному хозяйству предприятия по приему туристов—гостиницы, мотели, сельские туркомплексы и пансионаты, базы и лагеря отдыха для молодежи, туристские деревни, сельские дома, дома и меблированные квартиры, дома отдыха, дома молодежи, альпийские приюты. Предприятия размещения в Дании включают гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, дома приезжих, интернаты, имения и т.д.

В Российской Федерации приняты и действуют следующие нормативные документы, определяющие услуги размещения:

Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997г. №490 (приложение 5);

ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»,

ГОСТ Р 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;

Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002—93 (ОКУН). Раздел 061600 «Услуги по предоставлению мест проживания»; раздел 041200 «Услуги гостиниц и прочих мест проживания», раздел 082100 «Проживание, лечение и другое обслуживание (входящие в стоимость путевки)»;

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

Временное положение о лицензировании гостиничной деятельности в г.Москве, утвержденное постановлением правительства Москвы от 3 июня 1997г. №416.

Вышеуказанные документы не раскрывают значение понятий «средство размещения», «гостиница». В постановлении Правительства РФ №416 понятие «гостиница» трактуется как «имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг».

ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» дает следующие определения некоторых видов размещения: «Гостиница — предприятие, предназначенное для временного проживания. Мотель—гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги».

По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей—от одной до четырех звезд. Классификация услуг проживания и терминология, представленные в нормативных документах России и Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СИКТА), принятой Евростатом и ВТО, существенно отличаются.

В различных странах мира для обозначения категорийности гостиниц и других средств размещения применяются различные символы—от звезд во Франции и России до корон — в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом.

Однако в 1989г. Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями (приложение 8). Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго- и водоснабжения, отоплению, санитарии, безопасности и связи, кухне, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу. К гостинице любой категории может быть отнесено здание, имеющее не менее 10 номеров, в котором в течение суток должна быть холодная и горячая вода. Высшая категория гостиницы—категория «пять звезд». Средства размещения, не отвечающие требованиям к гостиницам категории «одна звезда», могут быть классифицированы как некатегорийные гостиницы. В большинстве стран предварительная классификация гостиницы является необходимым условием при получении лицензии на гостиничную деятельность. Следует иметь в виду, что многие гостиничные цепи устанавливают свои, как правило, более высокие, чем в национальных стандартах, требования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.