Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятия, общественный строй и верования




Восточные славяне. Происхождение, расселение,

ТЕСТ 1. Предмет и метод исторической науки

 

 

1. Дайте определение: история –

 

2. Что такое «факт» -

 

3. Исто­рические факты можно разделить на три группы:

-

-

-

 

4. Дайте определение: Исторический процесс –

 

 

5. Что такое принцип историзма –

 

6. Что изучает археология

 

 

7. Что изучает архео­графия

 

 

8. Что изучает генеалогия

 

 

9. Что изучает геральдика

 

 

10. Что изучает эпиграфика

 

 

11. Что изучает исто­риография

 

12. Что изучает источниковедение

 

13. Что такое исторические источники

 

14. Кто авторы теории общественно-экономических форма­ций-

 

 

15. Кто авторы теории цивилизаций?

 

 

16. 12. Дайте определение «цивилизация» -

 

17. Дайте определение «менталитет» (или «ментальность) -

 

18. Кто автор теории этносов?

 

19. Дайте определение «этнос» -

 

 

20. Что такое «пассионарность» (по теории Л.Н. Гумилёва) -

 

 

21. Кто такие «пассионарии» (по теории Л.Н. Гумилёва) –

 

 

22. Китайский историк Фань Вэньлань рассказывает о событиях, произошедших в 548 г. до н.э.: «сановник из княжества Ци, Цуй Чжу, убил правителя. Главный историограф...сделал запись: «Цуй Чжу убил своего князя». Цуй Чжу разгневался и убил историографа за такую запись. Тогда два его брата повторили эту запись в хронике, и тоже были убиты Цуй Чжу. Когда же и последний, оставшийся в живых брат историографа написал эту же фразу, Цуй Чжу уже не решился его убить».

Прокомментируйте содержание текста. Какой принцип отстаивали ценой своей жизни китайские историографы?

 

**

 

 

1. Проблема славянского этногенеза

2. Расселение восточных славян

3. Расположение племенных союзов

4. Соседи восточных славян

5. Занятия славян

6. Языческие верования

7. Основные славянские боги

8. Общественный строй. Родовая и соседская общины

9. Военная демократия

 

Проблема славянского этногенеза. Вопрос о времени появления славян в Ев­ропе является дискуссионным. Учёные-лингвисты считают, что 2–1,5 тыс. лет до н.э. праславянский язык выделился из индоевропейского. В индо­европейскую группу народов входят также англичане, германцы, скифы, балты, французы, греки, иранцы, армяне и др. Прародина индоевропейской общности находится в Малой Азии (современная Турция). Оттуда предки современных европейцев, в том числе и славян, переселились в Европу в III-II тыс. до н. э.

Расселение восточных славян. Существуют две точки зрения:

1. Восточные славяне – коренное (автохтонное) население Вос­точной Европы. Они происходят от созда­телей зарубинéцкой и черняховской археологических культур. Черняховская культура была разрушена в ходе Вели­кого пересе­ления народов III–VII вв., когда из Центральной Азии на запад мигрировали кочевые племена готов, гуннов.

2. Прародина славян – междуречье р. Вислы и Одры. Во II тыс. до н.э. праславяне заселили берега р. Вислы. Затем они двинулись на Днестр, Днепр, Оку, Верхнюю Волгу. Эта точка зрения наиболее верна.

Современные ветви славянства – восточная, западная и южная – возникли в VI–VII вв. Готский учёный VI в. Иордан подразделял славян на три группы – венедов, антов и склавинов. Иордан писал, что венеды – «многочисленное племя», проживав­шее «от истоков Вистулы (античное название р. Вислы)... они называ­ются склавинами и антами».

Археологи выделили 3 ареала расселения протославян (праславян):

-Польша и р. При­пять – склавины;

-р. Днестр и р. Днепр – анты;

-Поморье и низовья р. Вислы – венеды.

К IX в. восточные славяне занимали территорию от Онежского и Ла­дожского озёр на севере до устьев рек Прут, Днестр на юге, от Карпат на западе до р. Ока и Волга на востоке. Здесь были рассе­лены полтора десятка племенных союзов. Летописец Не­стор называет их племенными княжениями. Племенные союзы образовы­вались путём объединения мелких племён вокруг силь­ного пле­мени. Племена состояли из родов.

Расположение племенных союзов:

-поляне – среднее течение р. Днепр (центр – Киев);

- древ­ляне (от слова «дерево») и дреговичи (от слова «дрягва» – болото) по р. Припять (центр – г. Искоростень);

- радимичи – верховья р. Днепр и р. Десна;

- северяне – по р. Десна, Сула, Сейм (центр – г. Чернигов и г. Новгород-Северский);

- волыняне, дулебы, бужане – р. Западный Буг;

- кривичи – верховья р. Западная Двина, Днепра (центр – г. Смоленск);

- полочане – в среднем течении р. Западная Двина и по её притоку – р. Полота (центр – г. Полоцк);

- иль­менские словене – на оз. Ильмень и р. Волхов (центр – Новгород);

- вятичи – по р. Ока, Москва;

- уличи – в меж­дуречье р. Юж­ный Буг и р. Днестр, на Чёрном море;

- тиверцы – между р. Днестр и р. Прут, устье Дуная;

- белые хорваты – в Карпа­тских горах.

Вначале историки не доверяли схеме расселения племён Нестора, но археологи подтвердили её по женским украшениям – височным кольцам. Их разновидно­сти совпадают с ареалом расселения племён.

Существует ряд точек зрения на происхождение термина «Русь»:

1. Русь – племена, населявшие берега р. Рось и Россавы у Киева.

2. Русь – на древнескандинавском языке – гребцы, дружина Рюрика.

3. Русь – от древнеславянского го­рода Рýса (Старая Русса).

4. Русь – от готского слова росоман – русый, светлый человек.

Соседи восточных славян:

-на северо-западе соседями славян являлись скандинавы – варяги (викинги, или норманны – «северные люди») – предки современных шведов, датчан и норвежцев. Отважные мореходы и воины, они бороздили на ладьях- драккарах («драконьих» кораблях) моря Европы, наводя ужас на её жителей. Скудость природных ресурсов заставлял мужчин отправляться в грабительские походы. Слово «викинг» (от vik – «бухта») означало участника таких походов, определяя не национальную принадлежность, а профессию.

-вдоль Балтики находились балтий­ские племена (ливы, эсты, жмудь, аукшайты, ятвяги);

-на севере и северо-востоке: фи́нно-у́гры (весь, чудь, сумь, емь, корела, меря, муромá, мещера);

-на юге: полукочевые народы (печенеги, хазары) и скифы.

В IV в. на территорию славян вторглись германские племена готов во главе с вождём Германарихом. Они потерпели поражение, но преемник Германариха Амал Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старей­шин во главе с Бусом (Божем) и распял их. В славянском языке остались готские слова «хлеб», «плуг», «меч», «шлем».

В IV–V вв. в ходе Вели­кого пе­реселения народов из Азии в Европу через славянские земли прошли тюркские племена гуннов.

В VI в. славяне воевали с тюркским кочевым Аварским каганатом. Авары во время переговоров вероломно убили славянского посла Мезамира. Авары под­чинили прикарпатских славян дулебов. ПВЛ сообщает о жесто­кости аваров. «Обры», как называет их летописец, впрягали в те­леги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом ве­лики и умом горды», но «исчезли бесследно». Аварский каганат в VII в. был уничтожен Византией.

В VI в. в Причерноморье возникло тюркское Болгарское царство. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откоче­вали на Дунай, где ославянились. Другие осели на средней Волге и Каме, создав Волжскую Болгарию (Булгарию) с центром в г. Бýлгар.

К VII в. на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье и При­чер­номорье возник Хазарский каганат. Хазары заимст­вовали у еврейского населения Крыма иу­даизм и устано­вили господство над восточными славянами, кото­рые платили им дань до IX–X вв.

С VI в. славяне совершают походы на Византию – наследницу древней Римской империи, жители которой называли себя «ромеями». Из ви­зан­тийских ис­точников известно о славянах и антах, которые, по словам Маврикия Стратега, автора сочинения VI в. «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе»; «их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчине­нию». Византийцы характеризовали росов как «скифский народ, жестокий и варварский», «дикий и грубый». Византийский автор VI в. Прокопий Кесарийский писал, что «славянские племена не управляются одним человеком, но живут в народоправстве (демокра­тии), и поэтому у них счастье и несча­стье в жизни считается делом об­щим, жизнь и узаконения были одинаковы». Женщины наравне с мужчинами принимали участие в военных походах и битвах. В 830-х годах в Константинополе при дворе императора Феофила появилось первое посольство русов.

Путешественники из Арабского халифата, следуя заветам пророка Мухаммеда «ищите науку хотя бы в Китае», совершали дальние научные экспедиции. В описаниях арабов VIII–IX вв. упо­минаются три протогосударства – объединения пле­менных союзов русов – Куяба, или Куявия (со столицей в Киеве), Слаба, или Славия (с центром в Новго­роде) и Артаб (Арсаб), или Арта­ния. Местопо­ло­жение Артании неизвестно, возможно, Рязань, Ростов Великий или Белоозеро.

Занятия славян – земледелие, скотоводство, охота, ры­боловство и др.

Земледелие основное за­нятие. Археологи находят зёрна ржи, пшеницы, льна, орудия земле­делия – мотыги, серпы, косы, металлические наконечники сох. Рожь у славян называлась «жито» («жизнь»). В южной лесо­степной полосе господствовала зáлежная сис­тема земледе­лия, или перелог – после снятия несколь­ких урожаев землю не засевали для вос­становления плодо­родия. В се­верных лесных рай­онах существо­вала подсечная (подсечно-огневая) система земледелия, или подсека: деревья ру­били и сжигали, расчищая участок земли («лядину»).

Скотоводство. Славяне выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей. Скот высоко ценился. В древнерус­ском языке слово «скот» озна­чало также деньги.

Бóртниче­ствоборть» – улей-колода) – сбор мёда диких пчёл.

Торговля. Меха, мёд, воск, моржовую кость, а также рабов славяне обмени­вали на ткани, драгоценности, вина, оружие. Ос­новным являлся водно-сухо­путный путь «из Варяг в Греки». Его маршрут: Балтийское (Варяжское) море, р. Нева, Ладожское озеро, р. Западная Двина, Вóлхов, Ильмень-озеро, р. Ловать, далее суда вóлоком перемещались в р. Днепр (Борисфен) и по Чёрному морю достигали Византии. По р. Волге (Итиль) пролегал Волжский торго­вый путь в страны Востока – Хазарию, Волжскую Булгарию, Персию, Хорезм.

Языческие верования. Религия славян – язычество (от старославян. «языци» – народы-иноземцы, не принявшие христианства) религия, основанная на поклонении многим богам, олицетворяющим силы и явления природы, идолопоклонство. Формы верований:

-фетишизмпоклонение предметам и явлениям (камням, деревьям);

-анимизм – вера в духов, культ предков. Славяне верили, что духи – души предков, роди­чей, живут рядом. Дух (демон) оказывает положи­тельное или отрицательное влияние. Существовала вера в рожаниц – богинь плодородия. В воде жили водяные и бере­гини, в лесу – леший (лесовик), в полях – полевики, в жилище – домовой, в бане – банник;

-тотемизмвера в происхождение человече­ского рода от животных. Славяне поклонялись кабанам-вепрям, медведям, лосям и т.д. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотни­чество. Так, в былинах бога­тырь Вольга оборачивается соколом, девушка-невеста превращается в лебедя, утку, лягушку;

-политеизмвера во многих богов.

Основные славянские боги:

- Перун – бог молнии и грома, покровитель князя и дружины;

- Сварóг – бог неба и небесного огня, покровитель ремесленников;

-Сварожичи – сыновья Сварога;

- Род – божество Вселенной и плодородия;

- Ярило – бог весеннего плодородия, у ряда племён – бог Солнца;

- Хорс, или Даждь-бог – бог Солнца и света, солнечный конь;

- Купала бог лета;

- Стри́бог – божество ветра и бурь;

- Велéс – бог скота, покровитель пастухов и богатства;

- Мóкошь (Ма­кошь) – супруга Перуна, богиня плодородия, покрови­тельница жен­ского рукоделия и девичьей судьбы;

- Семаргл – единственный зоо­морфный славянский бог, крылатый пёс, воплоще­ние священного числа семь (иранского происхождения).

Языческие праздники были связаны с сельскохозяйственным циклом.

Археологами найдены языческие идолы, святилища – кáпища и места захоронений – трéбища. Обряды совершали жрецы – волхвы́. Спо­собы захороне­ния – помещение трупа в почву (ингумация) и трупосожжение (кремация). В по­гребальный костёр клали оружие, сосуды с пищей. Существовали человеческие жертвоприношения. Многочисленные останки людей, как взрослых, так и детей, принесённых в жертву, найдены в языческих святилищах в Прикарпатье. Византийский автор IX в. Лев Диакон описал языческие обряды росов (называя их скифами) во время осады г. Доростола князем Святославом. «Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Общественный строй. Родовая и соседская (территориальная) общины. В VI–IX вв. у восточных сла­вян шёл процесс разложения первобытнообщинного строя, формирование го­судар­ства, развитие феодальных отношений. Низкий уровень земледелия требовал больших затрат физиче­ского труда. Основной хозяйственной единицей была родовая община (вервь) – коллектив людей, связанных кровным род­ством и единством хозяй­ства. В родовой общине все её члены родственники – члены одного рода. Они совме­стно вели хозяйство, обрабатывали землю общими ору­диями труда, урожай потребляли также совместно.

Совершенствование производительных сил (развитие зем­леделия, ското­водства, железных орудий труда) создавало излишки уро­жая. Родовая община распалась на семьи, на смену ей пришла соседская (территори­альная) об­щинапоселение людей, состоявшее из семей, живущих по соседству на определённой территории, не связанных родственными узами, коллективно обрабатывающих землю. В сосед­ской общине основой стало не кровное родство, а близость проживания. Основ­ной хозяйственной единицей являлась семья. Сохра­нялась общинная собственность на леса, сенокос­ы, па­стбища, водоёмы. Пашня делилась между семьями на наделы. Собст­венно­стью семьи являлся собранный ею уро­жай, орудия труда, жилище, скот. Возникло имущест­венное неравенство.

Военная демократия (вóждество)форма племенной организации в эпоху разложе­ния первобытнообщинного строя в VI–VIII вв.; переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках материальные ценности и политическую власть. Высшим органом управле­ния продолжало оставаться вече – верховный орган племенного самоуправления и суда. Но в условиях многочисленных войн возрастала роль воена­чальника – князя. Князь вначале вы­бирался на вече. Затем роль вече падает, и власть князя становится на­следственной. Князь опирался на дружину, которая могла принудить народ к повиновению.

Список литературы для более углублённого изучения темы

 

Алексеев С. В. Славянская Европа V–VIII веков. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/305313/read; URL: http://lib.rus.ec/b/319724/read

Алексеев С. В., Инков А. А. Скифы: исчезнувшие владыки степей. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/241517/read

Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/381634/read

Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/324448/read

Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних сла­вян. М., 2001. ИОНБ:1.279.127; URL: http://lib.rus.ec/b/441858/read

Велецкая Н. Н. Символы славянского язычества. М., 2009. URL: http://lib.rus.ec/b/273855/read

Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. URL: http://lib.rus.ec/b/109406/read

Вельмезова Е. Чех, Лех и Рус: В поисках мифических первопред­ков // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 26–28.

Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. М., 1996. ИвГУ: 63.3(2)/В35. ИОНБ:1.257.024; URL: http://lib.rus.ec/b/165398/read

Восточные славяне. URL: http://ru.wikipedia.org/

Горский А. Ветви славянского древа // Родина. 2001. № 9.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read

Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/b/202386/read

Иордан. Getica. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997. URL: http://lib.rus.ec/b/141710/read

Ишутин А. А. Восточнославянские боги и их имена. URL: http://magiaworld.org.ru/library/book-138.html

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read

Киселёва М. С. Мера и вера(знание о жизни и смерти у древних славян и книжников Киевской Руси) // Вопр. философии. 1995. № 8.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества. М., 2004. URL: http://lib.rus.ec/b/328309/read

Климов Е. В. Монотеизм восточных славян // Вопр. истории. 2007. № 12. С. 168–169.

Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read

Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995. ИОНБ:1.250.086.

Кучкин В. А. Формирование и развитие государственной террито­рии вос­точ­ных славян в IX–XIII веках // Отечеств. история. 2003. № 3.

Кучкин В. А. Формирование государственной террито­рии Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. URL: http://www.tuad.nsk.ru/.

Мадлевская Е. Л., Эриашвили Н. Д., Павловский В. П. Русская мифология. Энциклопедия. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/183510/read

Мордовцева Т. В. Культ мёртвых в древней Руси // Человек. 2004. №1.

Мудрова И. А. Словарь славянской мифологии. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/425316/read

Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чеш. М., 2000. URL: http://lib.rus.ec/b/403796/read

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987. ИОНБ:1.073.967; URL: http://lib.rus.ec/a/19974/read

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. ИОНБ:890.823; URL: http://lib.rus.ec/a/19974/read

Седов В. В. От истоков Вистулы: Откуда есть-пошли славяне // Ро­дина. 2001. № 1/2. С. 20–25.

Седов В. В. Соседи Рима, кельтов и германцев // Родина. 2006. № 4.

Седов В. В. Этногенез ранних славян. URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. URL: http://lib.rus.ec/b/191761/read

Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/200386/read

Семёнова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2001. ИОНБ:1.291.332.

Семёнова М. В. Мы – славяне! М., 2009. URL:http://lib.rus.ec/b/141428/read

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ:63.3(2) /С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read

Славяне и Русь. М., 1999. ИвГУ:63.3(2)/С471.

Словарь славянской мифологии. URL: http://magiaworld.org.ru/library/

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read

Таевский Д. А. Краткая история славян. URL: http://lib.rus.ec/b/166931/read

Токунь А. А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // Вопр. истории. 1997. № 4. С. 160–163.

Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции: Малый город. Иваново, 2007. ИОНБ:1.339.041.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read

Цветков С. Э. Начало русской истории. С древнейших времён до княжения Олега. М., 2012. URL: http://lib.rus.ec/b/447884/read

Интернет-ресурсы: URL: http://slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

URL: http://www.world-history.ru/countries/81.html

 

**

 

ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ!!!

 

НАЙДИТЕ ОТВЕТЫ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.