Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй

Российская империя была централизованным государством, высшая власть принадлежала царю-императору. Все его распоряжения должны были исполняться соответствующими государственными учреждениями, служебными лицами и подданными. Он полновластно распоряжался всеми денежными средствами и имуществом государства. Екатерина 2, Павел 1, Александр 1 и Николай 1 раздавали белорусские земли и крестьян своим генералам, чиновникам и другим фаворитам без всякого ограничения. Царю были подчинены все военные силы государства. Свою власть царь осуществлял через большую армию чиновников и разветвленный аппарат государственного управления. В первые годы царствования Александра 1 был создан так называемый Интимный комитет, в состав которого входили личные приятели царя: Кочубей, Новосильцев, Строганов и Адам Юрий Черторийский. Для белорусского народа особенно вредной была деятельность Черторийского, который проводил политику ополячивания Беларуси и домогался ее присоединения к Польше. В 1802 году царским Манифестом «Об учреждении министерств» были созданы восемь министерств: военных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции (торговли), народного образования. Особое внимание уделялось министерству внутренних дел, которое осуществляло управление всеми местными органами государственной власти. В 1810 году начал действовать Государственный совет как совещательный орган при царе. В системе высших органов Российской империи отдельное положение занимали царская канцелярия, которая подразделялась на четыре отделения: первое исполняло личные поручения царя, занималось личным составом чиновников; второе – готовило проекты законов; третье – управляло секретной полицией и жандармерией, руководитель третьего отделения был одновременно и шефом корпуса жандармов; четвертое – занималось попечительскими учреждениями. Деятельность третьего отделения была нацелена на подавление освободительного движения, в том числе и на Беларуси, на запрет даже белорусского языка. В 1837 году было создано Министерство государственных имуществ, которое должно было заниматься в первую очередь государственными крестьянами.

 

Судебные учреждения в губерниях и поветах.

После присоединения восточных районов Беларуси к Российской империи в 1772 году по наказу Екатерины 2 «суд и расправа в тех провинциях по личным делам должны проводиться по их законам и обычаях и их языком во всех тех случаях, когда не касаются нашей власти». Однако после издания «Учреждения для управления губерний» 7 ноября 1775 года и на этой территории начали вводиться суды, предусмотренные законом. На присоединенных к России в 1793 и 1795 годах белорусских землях Виленский генерал-губернатор своим Манифестом от 17 декабря 1795 года приказал суд и расправу проводить от имени и властью ее императорского величества «по древним их правам и судьями, с них же избранными… для этого в округах земские и гродские суды, а в городах ратуши и магистраты оставить под управлением Литовского трибунала, как верхнего земского суда». Далее в Манифесте предписывалось, чтобы по уголовным делам приговоры о лишении чести, наказании смертью или о торговой или публичной казни, по которым апелляции не допускались, не исполнялись без разрешения на это генерал-губернатора.

В 1797 году Павел 1 приказал восстановить и в Восточной Беларуси старые судебные органы: земские, гродские и подкоморские суды, предусмотренные Статутом ВКЛ. Но постепенно судебная система на Беларуси сближалась с судами, которые существовали в России: были созданы в каждой губернии главные суды, которые действовали на правах губернских судов.

 

Отмена крепостного права.

Постепенное, но неукоснительное развитие экономики по капиталистическому пути вызывало необходимость отмены крепостного права, привело к повсеместному распаду натурального хозяйства. Стали строиться новые фабрики и заводы. Шел процесс укрепления капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Возросло количество крестьянских бунтов против помещиков и всей крепостной системы. В обществе сложилась взрывоопасная ситуация. Многие помещики и даже сам царь понимали, что необходимо отменить крепостное право. В 1856 году Александр 2 выступил перед дворянами Московской губернии, сказал: «Ходят слухи, что я хочу объявить об отмене крепостного права…»

В связи с тем, что в сельском хозяйстве Беларуси, особенно в Гродненской и Виленской губерниях, наиболее отчетливо выразился процесс разложения феодальных отношений, царское правительство поручило виленскому генерал-губернатору организовать «заявление» дворян трех губерний о желании отменить крепостное право. «Заявление» явилось формальной причиной начать работу по подготовке проектов законодательных актов о реформе. В январе 1857 года был создан Секретный комитет, который должен был подготовить проект закона об отмене крепостного права. Создавались также губернские дворянские комитеты. Подготовкой проектов занимались и министерства. В феврале 1861 года проект был утвержден Государственным советом и 19 февраля Александр 2 издал Манифест об освобождении крестьян.

В Манифесте подтверждалось, что право собственности на землю признавалось за помещиками, а крестьяне должны были свою землю покупать у помещиков, внося им выкупные платежи и исполняя определенные повинности. От крестьян требовалось также, что бы они оставались по-прежнему в «повиновении помещикам» и безропотно выполняли давние повинности не менее чем два года.

Кроме Манифеста были изданы: «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях», «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях, в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской» и ряд других законов. Количество земли, которую получал крестьянский двор, сумма платежей и другие повинности, которые должен был исполнять крестьянин, записывались в уставные грамоту.

 

Реформа местных органов.

Согласно Манифесту 19 февраля 1861 года и Общему Положению о крестьянах, которые вышил из крепостной зависимости, власть помещика над крестьянами должна была прекратиться, но фактически она оставалась.

Для надзора за крестьянами, в дополнение к старому государственному полицейскому аппарату, создавались новые органы власти: в губерниях – губернские по крестьянским делам присутствия; в поветах – мировые посредники и поветовые мировые съезды, с 1874 года поветовые по крестьянским делам присутствия и с 1889 года земские участковые начальники и их поветовые съезды; в волостях – волостные собрания, волостные старшины, волосное правление, волостной крестьянский суд; в деревнях – сельское собрание, сельский староста.

Губернское по крестьянским делам присутствие состояло из губернатора (председателя), губернского предводителя дворянства, руководителя палаты государственных имуществ, губернского прокурора, двух местных дворян, которых назначал министр внутренних дел, и двух местных дворян, избранных поветовыми предводителями дворянства. Кроме этого, в состав присутствия могли назначаться и другие губернские чиновники. Такой состав губернского присутствия полностью соответствовал интересам помещиков.

Губернское присутствие рассматривало жалобы на деятельность мировых посредников и их поветовых съездов, контролировало соглашения между помещиками и крестьянами об уменьшении крестьянского земельного надела и т.д.

 

Земская реформа 1864 года.

Крестьянская реформа 1861 года вызвала необходимость более широкого участия и проявления инициативы в управлении местными делами всех слоев населения. С этой целью 1 января 1864 года было издано Положение о губернских поветовых земских учреждениях, согласно с которым создавались губернские и поветовые земские собрания как распорядительные учреждения и губернские и поветовые управы как исполнительные. Выборы поветовых гласных (депутатов) проводились на трех избирательных съездах: поветовых землевладельцев, городских выборщиков и выборных от сельских общин. Правом выбирать от землевладельцев пользовались только собственники земли, имевшие не менее чем 125 десятин, от городских жителей – собственники определенной недвижимости или торговцы и фабриканты с оборотным капиталом не менее чем 6 тысяч рублей в год. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельское собрание, волостное собрание, поветовый съезд. Наибольшее количество депутатов в поветовое земское собрание выбирали помещики и буржуазия. Гласные губернских земских собраний выбирались на поветовых земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть поветовых гласных. Выборы земских учреждений проводились один раз в три года.

Поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней. Большинство гласных в этих собраниях составляли дворяне. Председательствовали на земских собраниях соответственно поветовые и губернские предводители дворянства.

 

Судебная реформа 1864 года.

Кардинальные изменения в обществе, вызванные крестьянской реформой, перемены в местных органах управления, включение миллионов крестьян в активные товарно-денежные отношения содействовали быстрому росту гражданско-правовых отношений и вызвали необходимость изменения всей судебной системы, ее демократизации. В сентябре 1862 года Александр 2 утвердил «Основные положения судебного строя», которые послужили базой для разработки новых законов. 20 ноября 1864 года были утверждены судебные уставы, которые состояли из четырех законов: «Учреждение судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Согласно с этими законами суды отделялись от исполнительной, административной и законодательной власти. Создавались новые суды: мировой суд и съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и как высший кассационный суд – сенат. Таким образом, создавались две судебные системы: местные суды, мировые суды и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, как правило один на губернию, судебные палаты – одна на несколько губерний и кассационный департамент сената.

У міравых судах справы разглядаў аднаасобна міравы суддзя. Міравыя суды ствараліся па тры-чатыры ў адным павеце. Па закону міравы суддзя павінен быў выбірацца па спісу кандыдатаў, папярэдне зацверджаных губернатарам, на павятовым земскім сходзе. У беларускіх губернях міравыя суддзі не выбіраліся, а пры-значаліся царскім урадам, бо да 1911 г. тут не было земскіх сходаў. Міравыя суды на Беларусі пачалі ўтварацца ў 1871 г. Міравымі суддзямі маглі быць мужчыны не маладзей 25 гадоў, якія мелі не менш 100 дзес. зямлі і адпаведную адукацыю. Апрача ўчастковых міравых суддзяў выбіраліся, а ў беларускіх губернях прызначаліся ганаровыя міравыя суддзі, якія маглі разглядаць справы, але не ўваходзілі ў штаты Міністэрства юстыцыі і не атрымлівалі жалавання. З'езд міравых суддзяў разглядаў апеляцыйныя скаргі на паетановы міравых суддзяў. Ён складаўся з участковых і ганаровых міравых суддзяў дадзенага павета.

Міравым судам былі падсудны цывільныя справы пры цане іска да 500 р. і крымінальныя, па якіх прадугледжваліся арэшт да трох месяцаў, грашовыя спагнанні да 300 р., заключэнне ў работны дом да аднаго года.

Акруговыя суды складаліся з крымінальных і цывільных аддзяленняў. Крымінальныя справы маглі разглядацца кароннымі суддзямі разам з прысяжнымі засядацелямі. Каронныя суддзі прызначаліся царом па прадстаўленню міністра юстыцыі пажыццёва. Кандыдаты на пасаду суддзі павінны былі мець вышэйшую юрыдычную адукацыю і стаж працы ў праваахоўных органах не менш як тры гады. Узначальваў акруговы суд старшыня, аддзяленні — яго намеснікі.

Судовыя палаты дзейнічалі як суды другой інстанцыі ў адносінах да акруговых судоў. Аднак крымінальныя справы, якія разглядаліся акружнымі судамі з удзелам прысяжных засядацеляў, апеляцыйнаму перагляду не падлягалі. Па некаторых крымінальных справах, на-прыклад па палітычных, судовыя палаты маглі дзейнічаць як суд першай інстанцыі. Судовыя палаты дзейнічалі на тэрыторыі сваёй судовай акругі. Напрыклад, акружныя суды Віленскай, Гарадзенскай, Менскай і Ковенскай губерняў знаходзіліся пад наглядам Віленскай судовай палаты, Віцебскі акружны суд — Пецярбургскай судовай палаты, Магілёўскі акружны суд — Кіеўскай судовай палаты.

Вышэйшым касацыйным судом для ўсёй Расійскай імперыі быў сенат, які дзейнічаў у складзе двух дэпар-таментаў — цывільнага і крымінальнага. 3 канца XIX ст. сенат займаўся абнародаваннем і растлумачэннем зако-наў, мог выдаваць адміністрацыйныя распараджэнні.

Судовая рэформа 1864 г. была значным крокам наперад. Былі ўведзены ў жыццё важнейшыя прынцыпы: галоснасці, спаборнасці, свабоднай ацэнкі доказаў, незалежнасці суддзяў, удзелу адвакатаў у працэсе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественно-политический строй | Грамадска-палітычны лад і права на Беларусі ў пачатку XX ст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.