Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пирамида потребностей по А. Маслоу

Содержательные теории мотивации

Тема 6: Мотивационная деятельность в управлении

Социально- психологические методы управления

Социально-психологические методы управления основаны на психологии и социологии. С точки социологии изучается личность в обществе; в коллективе, ее образ действий и быт. Психология изучает мир субъективных явлений психики личности. Характер протекания психологических процессов кладется в основу развития личности.

Социально-психологические методы управления включают:

1. Планирование социального развития коллектива.

2. Повышение творческой активности, инициативы членов организации.

3. Установление в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

4. Использование различных форм коллективного, индивидуального и морального
поощрения.

5. Формирование трудового самосознания коллектива.

6. Сохранение и развитие заводских традиций и обычаев.

7. Учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива.

8. Учет и целенаправленное формирование мотивов трудовой деятельности.

Для реализации вышеуказанных направлений использую различные методы:

· Анкета.

· Социальный опрос.

· Хронометраж рабочего времени.

· Социометрия (выявление лидера).

· Беседа.

· Интервью.

Содержательные теории мотивации описывают структуру и содержание потребностей, их связь с мотивацией человека к деятельности; пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

В соответствии с теорией иерархии потребностей А. Маслоу люди испытывают определенный набор четко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Это потребности: физиологические; безопасности; принадлежности и причастности; признания и уважения; самовыражения.

Теорию иерархии потребностей человека разработал в 1943 г. американский врач и психолог А́брахам Маслоу.

Основные идеи теории А. Маслоу:

· люди постоянно ощущают какие-то потребности;

· люди испытывают определенное количество сильно выраженных потребностей, которые можно объединить в группы;

· группы потребностей расположены иерархически относительно друг к другу:

- физиологические потребности (пища, вода, воздух и т. п.);

- потребности в безопасности (защищенность, уверенность в будущем);

- социальные потребности в причастности, принадлежности;

- потребности в уважении, признании;

- потребности в самовыражении;

· удовлетворенные потребности не мотивируют людей;

· потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворены;

· если одна потребность удовлетворяется, ее место занимает другая неудовлетворенная потребность;

· обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения;

· потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня;

· потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, нежели потребности низшего уровня.

Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены хотя бы частично потребности низшего уровня.

Клейтон Пол Альдерфер в своей ERG-теории (экзистенциальные (existence);
социальные (relatedness); развития (growth)) исходит из того, что потребности человека можно объединить в три группы, расположенные иерархически: существования; связи; роста. Различие теорий К. Альдерфера и А. Маслоу состоит в том, что, по А. Маслоу, движение от одной потребности к другой происходит только снизу вверх. К. Альдерфер считает, что движение происходит в обе стороны: вверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня.

Автор теории приобретенных потребностей Дэвид МакКлелланд считает, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:

ü в достижении (люди с выраженной потребностью в достижении выбирают персональные, умеренно ложные задачи и цели, несущие в себе элементы вызова и гарантирующие немедленный ощутимый результат);

ü в соучастии, проявляющаяся в стремлении к дружеским отношениям с окружающими;

ü во власти, проявляющаяся в стремлении контролировать ресурсы и происходящие вокруг процессы.

Согласно теории двух факторов Фридерика Герцберга, на удовлетворенность человека работой влияют две группы факторов:

· гигиенические (или факторы «здоровья») – зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными; наличие таких факторов снижает у человека чувство неудовлетворенности работой;

· мотивирующие – достижение, признание, ответственность, продвижение, содержание работы, возможность роста; именно эти факторы заставляют человека работать в полную силу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-административные методы управления | Процесс принятия управленческого решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.