Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы мониторинга земель в российском законодательстве




Классификация системы мониторинга земель

Объект мониторинга земель и его классификация

Структура и содержание мониторинга земель

Основные понятия мониторинга земель Российской Федерации

 

В современных экономических условиях принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли [2]. С этой целью ведется мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов [15]. Мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды.

Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации, независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования. При этом, в соответствии со статьей 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, а также Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

- эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);

- цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера);

- антропогенные (связанные с деятельностью человека);

- чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.).

Основными задачами мониторинга земель являются [15]:

- своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение Государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части земель,

Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

- состояния землепользований, угодий, полей, участков;

- процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие процессов водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радиоактивными нуклидами, другими токсичными веществами;

- состояния береговых линий рек, озер, морей, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

- процессов, вызванных образованием оврагов, оползней, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

- состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер [15].

Мониторинг земель призван выполнять базовую связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов. Поскольку земля является важнейшей частью окружающей природной среды, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода и мониторинг земель должен иметь государственный статус, что обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращает затраты на функционирование систем наблюдений.

 

В естественных науках под «землей» понимают важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующейся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, недрами, водами, растительностью, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственным базисом для размещения всех отраслей человеческой деятельности [13]. Другими словами, понятие «земля» включает в себя всю экологическую систему, в которой находится земельный участок, то есть, весь комплекс факторов окружающей природной среды и естественных условий производства, которые определяют рост и развитие растений, условия сельскохозяйственного использования земель и, в конечном счете, определяют фактическое состояние земель, изменения которого и являются конечной целью мониторинга земель. При этом, основной составной частью «земли» как сложного природно-хозяйственного комплекса принято считать почвенный покров, который наиболее полно отражает сущность и свойства земли.

Основные задачи мониторинга земель заключаются в оперативном выявлении изменений в состоянии земель, их оценке, выработке рекомендаций и управленческих решений для предупреждения и устранения последствий негативных процессов, а также в информационном обеспечении государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства и контроля за использованием и охраной земель и обеспечении граждан информацией о состоянии окружающей среды в части земель

Очевидно, что решение всего комплекса задач возможно лишь в результате анализа многомерных временных рядов комплексных топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, инвентаризационных и других наблюдений, отражающих изменения в состоянии всех составляющих сложного природно-хозяйственного комплекса: почв, растительности, грунтовых и поверхностных вод, природных условий, влияющих на формирование и качество земель. Кроме того, должны быть отражены изменения, произошедшие в правовом и экономическом состоянии земель [31]. Исходя из вышеизложенного, структуру системы мониторинга земель, одновременно определяющую и его содержание, можно представить в следующем виде (см. рис.6.3-1).

 

 

 

Рисунок 6.3-1 – Структура мониторинга земель

 

 

 

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации [29] все земли РФ принято разделять по основному целевому назначению на семь категорий земель. Это земли:

1. сельскохозяйственного назначения;

2. населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов);

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли

для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов

5. лесного фонда;

6. водного фонда;

7. запаса.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий

Подробная характеристика земель каждой из вышеперечисленных категорий уже была рассмотрена ранее (см. пункт 3.1.1).

 

 

В существующих условиях систему мониторинга земель Российской Федерации можно классифицировать на несколько видов, взяв за основу различные критерии.

Классификация мониторинга земель, основанная на территориальном охвате Российской Федерации, предполагает выделение трех уровней ведения мониторинга земель: федеральный, региональный, локальный мониторинги.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.

Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и другими границами.

Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов [15].

В пределах административно-территориального деления мониторинг земель содержит подсистемы, соответствующие категориям земель Российской Федерации, обозначенным статьей 4 Земельного кодекса Российской Федерации:

- мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

- мониторинг земель населенных пунктов;

мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения;

- мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов;

- мониторинг земель лесного фонда;

- мониторинг земель водного фонда;

- мониторинг земель запаса.

На основе характера воздействий на состояние земель различают фоновый и импактный мониторинги [32].

Фоновый мониторинг предполагает наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека. Его проводят в биосферных заповедниках.

Импактный мониторинг представляет собой наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

В зависимости от сроков проведения и периодичности проведения мониторинг земель классифицируется на следующие виды:

- базовый (он фиксирует состояние объекта наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель);

- периодический (проводится через равные или сравнимые промежутки времени);

- оперативный (фиксирует текущее изменение состояния земель под воздействием одномоментных факторов);

- экстренный (фиксирует последствия чрезвычайных ситуаций);

- ретроспективный (обобщает имеющиеся данные).

Базовый мониторинг выполняется региональными подразделениями Росреестра и заинтересованными министерствами и ведомствами. На основе материалов базового мониторинга земель территориальные отделы Управлений Росреестра по субъектам РФ осуществляют оперативный (дежурный) мониторинг земель.

Структурная схема классификации системы мониторинга земель приведена на рисунке 6.5.1.

 

 

 

Рисунок 6.5.1 - Классификация системы мониторинга земель.

 

Согласно статье 42 действующей Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экономическим правонарушением».

Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды;

- мерами превентивного характера в отношении экологически вредной деятельности;

- мерами по оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Кодифицированным законом, регулирующим на сегодняшний момент деятельность государства в области контроля и охраны за использованием земель Российской Федерации, является Земельный кодекс [29].

Более детально задачи экологического контроля освещены в разделе 10 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», действующего с марта 1992г. Эффективность экологического контроля обеспечивается мониторингом, то есть наблюдением за состоянием окружающей природной среды, составной частью которого является мониторинг земель.

Помимо экологического контроля, осуществление мониторинга земель в Российской Федерации реализует одну из функций государственного регулирования земельных отношений – экологическую учетную функцию [7].

Вышеозначенные нормативные документы дают общее представление о системе мониторинга земель в Российской Федерации. Основные организационно-технические и правовые аспекты мониторинга земель определены Положением «Об осуществлении государственного мониторинга земель» утвержденным Постановлением Правительства от 28 ноября 2002г.[46], и Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г.[8].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.