Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика факторов риска в онтогенезе

Проблема факторов риска: сущность и значение для решения социально-педагогических задач.

Психическое развитие человека на всем протяжении его жизни и деятельности обусловлено факторами наследственности и среды. Ведущие потребности выступают как движущие силы, а социальная ситуация развития как основное условие целенаправленного психологического и личностного развития. В свою очередь социальная ситуация развития как основное условие может быть необходимой, достаточной, оптимальной, благоприятной и неблагоприятной, и даже повреждающей психическое развитие. Средовые условия могут оказывать как непосредственное, так и отсроченное действие, что и актуализирует в проблеме факторов психического развития такой частный ее аспект, как «факторы риска».

В широком смысле факторы риска — это то, что может оказаться решающим моментом в тот или иной период онтогенетического развития. Обычно решающее влияние оказывает не один фактор, а целый комплекс. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями они могут оказаться весьма значимыми для того или иного хода (или отклонения) психического развития. В числе факторов риска, обусловливающих то или иное нарушение психического развития можно выделить следующие группы:

- биологические (то есть наследственные, генетические осложнения, нарушения в ходе формирования центральной нервной системы в пренатальном возрасте);

- социальные (низкий социально-экономический статус семьи, обострение социальных отношений, экологическая обстановка и т.п.);

- психологические (критические периоды жизни, психологическая неустойчивость, нормативные и отклоняющиеся условия развития);

- педагогические (ошибки воспитания, нарушения родительско-детских отношений, личностные особенности родителей и т.п.).

Факторы риска — явление, сопровождающее психическое развитие человека на всем протяжении его жизни, но это еще не означает, что они обязательно будут иметь место. Однако знать об их существовании необходимо всем воспитателям, родителям и специалистам.

 

 

В самом общем виде их можно представить в следующей классификации Таблица 1

ФАКТОРЫ РИСКА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Возрастной период Факторы риска  
Пренатальный Последствия влияния эмоционального стресса матери; недоношенность; родовая травма; низкий вес при рождении.
Младенчество Особенности отношения матери с ребенком; материнская отзывчивость, привязанность и сепарация; различия по темпераменту — «заторможенные» и «трудные» дети.
Раннее детство Характер раннего опыта; кризис 3-х лет; детский негативизм; раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
Дошкольный возраст Негармоничная семья; враждебные отношения в семье; противоречивость воспитания; изменение состава семьи; утрата близких; сверхтребования; информационная перегрузка; обедненная среда; дети вне семьи; уязвимость одаренных детей; кризис 7 лет; готовность к школьному обучению.
Младший школьный возраст Изменение социальной ситуации развития; адаптация к школе; неготовность к обучению; трудности в общении со сверстниками; завышенные ожидания родителей; особенности реагирования на трудные ситуации; роль позитивного образа Я как фактора психологической устойчивости.
Подростковый возраст Роль позитивного образа Я и самоуважения; поддержка семьи; окружение вне семьи; социально-значимая деятельность; профилактика подростковой делинквентности и девиаций.
Юношеский возраст Отсроченные психологические последствия неблагополучного детства; самоутверждение; профессиональное самоопределение; личностная незрелость; эмоциональная неустойчивость; отношения со сверстниками.
Зрелый возраст Последствия неблагополучного детства, связанные со здоровьем, с ранней потерей матери и семьи, с неблагоприятно складывающимися отношениями в семье; с перегрузкой в учебной деятельности: экономическая и профессиональная нестабильность

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационные социально-педагогические технологии | Социально-педагогическое обеспечение как фактор успешности образовательно-воспитательного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.