Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение двухлеток и подростков




Двухлетки Подростки
1. Протестуют против родительских требований 1. Протестуют против родительских требований
2.Безумно тянутся к сверстникам 2. Безумно тянутся к сверстникам
3. Нуждаются в постоянной родительской опеке (в полной доступности родителей) 3. Нуждаются в постоянной родительской опеке (в полной доступности родителей)
4. Требуется контроль: а) чтобы приучить к туалету; б) чтобы накормить упрямцев, отказывающихся есть самостоятельно 4. Требуется контроль, чтобы вовремя приходили домой
5. Их следует оберегать от опасных игрушек 5. Их следует оберегать от «опасных» друзей
6. Борются за власть в игре 6. Борются за статус и власть среди сверстников
7. Все подряд тянут в рот - от пуговиц до тараканов 7. Все подряд тянут в рот - от алкоголя до наркотиков

Коллективные формы работы с родителями. Родительское собрание, как форма организации и сотрудничества, обеспечивает понимание родителями особенностей профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога, привлечение родителей к совместному планированию, определению целей работы с детьми, активному участию в жизнедеятельности учреждения. Эффективность проведения родительского собрания повышается, если педагоги, проводящие его, верят, что семья способна к позитивным изменениям, уверены в важности и необходимости совместных действий семьи и учреждения; не констатируют ошибки и неудачи родителей и детей, а совместно их исследуют, опираются на жизненный опыт родителей.

 

Тема 3.2. Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

Одной из самых тревожных тенденций конца XX века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый социально-медицинский статус - «инвалид».

Традиционно оказание помощи детям этой категории во всех странах, в том числе и в России, осуществлялось в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, как правило, интернатного типа. Однако в последние десятилетия стало очевидно, что это приводит к постепенному усилению сегрегации и изоляции детей с ограниченными возможностями в обществе. Кроме того, крайне негативные последствия для их социализации имеет то обстоятельство, что они в основном проживают вне семьи, и она практически не участвует в их воспитании. При этом большинство родителей занимает иждивенческую позицию, целиком полагаясь на профессионализм врачей и педагогов, снимая с себя какую бы то ни было ответственность за состояние и социальные перспективы ребенка.

Примерно с середины 1970-х годов наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.

Реальное воплощение идей интеграции - проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически благополучных стран. Однако сложность заключается не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования общественных мест, зданий, транспорта и т.д.), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.

В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля - медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. - клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воз-Действие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания и развития ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида, повышать ее ситуационно-ролевую адаптированность.

Под социально-ролевой адаптированностью семьи понимается способность членов семьи овладеть новыми поведенческими ролями в новой, причем весьма неблагоприятной, ситуации.

Уровень социально-ролевой адаптации семьи характеризуется тремя основными показателями:

· отношением к ребенку;

· реабилитационной активностью семьи;

· реабилитационной культурой семьи.

Отношение к ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе реабилитации ребенка. Отношение может быть деструктивным или конструктивным.

Семьи, демонстрирующие конструктивное отношение к проблеме ребенка, не углубляются в переживание случившегося, а пытаются изменить ситуацию и свое отношение к ней. Врожденный или приобретенный порок они не рассматривают как ограничение на пути личностного развития ребенка. Главная цель в таких семьях - поиск путей компенсации имеющихся нарушений, развитие способностей ребенка, терпение и поддержка в любом начинании.

Деструктивное отношение проявляется в игнорировании патологии ребенка или акцентуации на ней.

Игнорирование проявляется в том случае, когда родители не прилагают усилий и даже препятствуют оздоровлению ребенка. Подобное игнорирование патологии ребенка, и соответственно реабилитационного процесса, связанное с материальной заинтересованностью, а в ряде случаев недостаточной информированностью (например, в сельской местности), является истинным игнорированием. Когда под маской равнодушия или отрицания значимости патологии ребенка скрывается акцентуация на этой проблеме, имеет место ложное игнорирование.

Акцентуированное отношение к ребенку заключается в том, что образ жизни семьи подчинен болезни, ориентирован на болезнь. Зацикливание на инвалидности ребенка выражается в различных невротических проявлениях у членов семьи: тревожность, низкая самооценка, чувство вины и т.д., которые со временем передаются ребенку.

Деструктивное отношение к ребенку может выражаться также в негативизме, т.е. отрицательном отношении к нему: явном, когда ребенок подвергается жестокому обращению, или скрытом, проявляющемся в эмоциональном отчуждении.

Под реабилитационной активностью семьи понимаются все усилия ее членов, направленные на оздоровление, развитие, социализацию ребенка. Реабилитационная активность семьи включает в себя:

1) активность в поиске источников медицинской помощи, своевременность, последовательность и тщательность в выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями;

2) активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками;

3) собственно социальная активность семьи, т. е. ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), стремление семьи разрешать возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».

Реабилитационная активность семьи может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Активность проявляется по трем вышеперечисленным направлениям. Высокая активность - непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач.

Семьи со средней реабилитационной активностью непоследовательны, малоинициативны, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца.

Семьи с низкой активностью занимают позицию «жертвы», процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др. Такие семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии постоянного давления и контроля извне.

Реабилитационная культура представляет собой специфическую систему ценностей, идей, знаний и навыков, помогающих решать конкретные задачи реабилитационного процесса.

Аксиологический (ценностный) компонент реабилитационной культуры составляют принципы философии независимости жизни, идеи компенсаторного развития, гуманистические принципы и ценности.

Независимая жизнь - принцип, лежащий в основе модели инвалидности, предполагающей, что каждый инвалид может принимать активное участие в жизни общества при наличии альтернатив и возможности выбора, который человек с ограниченными возможностями может сделать при помощи социальных служб, совершенной архитектурной среды, совершенных средств транспорта и т.д. В отличие от иждивенческой позиции стремление к независимости - это продуктивная психологическая ориентация, не предполагающая отказа от помощи других людей или вспомогательных средств, необходимых для физического функционирования, а заключающаяся в том, что человек ставит перед собой такие же цели, как любые другие члены общества, берет на себя ту же ответственность.

Идеи компенсаторного развития, по Л.С.Выготскому, заключаются в том, чтобы создать социальную компенсацию физического или психического недостатка ребенка, находя пути налаживания социальных связей с жизнью. Для этого к ребенку надо относиться как к нормальному и ориентироваться в его воспитании не на недостаток или болезнь, а на сохранившееся здоровье.

Когнитивный компонент реабилитационной культуры семьи ребенка-инвалида включает знания из различных областей науки и практики, способствующие выполнению задач реабилитационного процесса.

К ним относятся:

медико-биологические знания о патологии ребенка, ее причинах и следствиях; о продолжительности и содержании лечения; возможном риске и осложнениях в ходе лечения и др.;

гигиенические знания об особенностях кормления и ухода за ребенком, об организации быта, режима дня и др.;

социально-правовые знания о порядке установления инвалидности, о правах и льготах, с ней связанных; о возможных источниках материальной помощи и др.;

психотерапевтические знания о стадиях протекания стресса и его последствиях; о механизмах саморегуляции и методах психотерапии;

психолого-педагогические знания о возрастных особенностях детей; об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его патологией; о возможных поведенческих отклонениях ребенка и путях их преодоления; о создании ситуации успеха в общении и обучении, и проч.

Праксиологический компонент реабилитационной культуры включает разнообразные умения и навыки:

психогигиенические (уметь преодолевать стрессовые ситуации, оказывать психотерапевтическое воздействие на ребенка);

коммуникационные (уметь налаживать отношения, разрешать конфликты в семье и с ближайшим окружением);

педагогические (владеть навыками педагогической коррекции, в том числе методами игротерапии, раннего развивающего обучения, логопедическими приемами и упражнениями и др.);

социальное адвокатирование (уметь защищать собственные интересы, а также интересы и достоинство ребенка, причем как в официальных учреждениях, так и в неформальном общении);

лечебные (владеть некоторыми лечебными методиками: общий, точечный массаж и пр.).

Ситуационно-ролевая адаптированность семьи в какой-то мере зависит от ее психологического, культурного, экономического потенциала, но в значительной степени достигается все же с помощью специалистов.

Повышая реабилитационную культуру и реабилитационную активность семьи, изменяя отношение к ребенку, социальный педагог тем самым способствует росту адаптивных возможностей, актуализации внутренних ресурсов семьи, а значит и решению имеющихся у нее проблем, профилактике кризисных ситуаций.

В работе с семьей ребенка-инвалида могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия.

Модель взаимодействия с клиентом - это алгоритм работы, характеризующийся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи. Выбор модели в основном зависит от специфики проблем клиента.

С точки зрения продолжительности выделяют краткосрочные и долгосрочные модели взаимодействия. К краткосрочным моделям относятся кризисинтервентная и проблемно-ориентированная модели. Рассмотрим их подробнее.

Кризисинтервентная модель работы с клиентом предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации. Кризисные ситуации могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле или случайными травмирующими событиями, но, несмотря на индивидуальные различия и многообразие причин, приводящих к кризису, его длительность, как показали исследования, ограничена 6 - 7 неделями.

Вмешательство специалистов в этот момент является очень эффективным. Это объясняется тем, что в период осознания и прояснения кризисной ситуации люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная помощь Может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а внимание фокусируется на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внешние формы помощи, так и внутренние ресурсы клиента.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога - путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия клиентов на преодоление кризиса.

Помощь считается успешной, если констатируется снижение тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, полезные и в будущем.

В зарубежной практике вмешательство в кризисную ситуацию является общепризнанной моделью оказания помощи индивиду или группе. Эта модель считается надежной формой первичного вмешательства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса, например семья в первые дни после рождения ребенка с тяжелой патологией.

Чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представления о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льготах.

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, т.е. косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых - улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

При такой организации помощи не исключается, что отдельным семьям понадобится более глубокое психотерапевтическое воздействие, но вероятность этого снижается.

Чем раньше (желательно на первые - вторые сутки жизни ребенка) состоится беседа специалиста с родителями, тем меньше будут отрицательные последствия пережитого кризиса, так как возможность обсуждения своих проблем и получения информации способствует физическому и моральному восстановлению семьи.

Первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь), никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянной частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они могут стать дезадаптирующим фактором семейной жизни.

Неблагоприятные периоды нередко сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье возникают психолого-педагогические проблемы:

3 года - связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств;

7 - 8 лет - адаптация к социальному статусу школьника, усвое
ние нового режима жизни, установление отношений с учителем,
детским коллективом;

12- 17 лет - период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом;

18 -21-летнего возраста - социальное самоопределение.

В такие моменты семья нуждается в большей поддержке, при чем с учетом имеющихся физических или психических особенностей, обусловливающих отставание в развитии, эти периоды могут не совпадать с реальным возрастом ребенка.

Вмешательство в кризисную ситуацию обычно является первой ступенью взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. На дальнейших стадиях реабилитации ребенка находит применение проблемно-ориентированная модель взаимодействия.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится, как и кризисинтервентная, к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев и предполагает около 12 контактов с клиентом.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал клиент и над которой он готов работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить (или хотя бы уменьшить их остроту) сами. Задача профессионала - создать эти «определенные условия».

Особенности диагностического этапа в рамках этой модели заключаются в том, что специалист сосредоточивает внимание не столько на внутренних особенностях индивида (группы), сколько на ситуации, породившей проблему; совместно с подопечным формулирует конкретные, достижимые цели, например, найти источник материальной помощи для оплаты лечения; разрешить проблемы с официальной организацией в случае несоблюдения прав; наладить контакты ребенка с отцом и др.

Проблемно-ориентированная модель предписывает совместное решение проблемы. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей клиента в решении его собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие клиенту, и используются средства, способствующие их преодолению. Успешное решение проблемы создает основу для самостоятельного решения проблемных ситуаций в дальнейшем.

Данная технологическая модель активно применяется как в индивидуальной, так и в групповой терапии, в том числе в работе с семьями. Коренной принцип работы с семьями заключается в концентрации внимания на смягчении основных проблем путем постановки относительно простых заданий, включающих исполнение ролей и проигрывание жизненных ситуаций. Возможные решения проблем, выработанные членами семьи в ходе занятий, используются как основа домашних заданий. Постепенный переход от простого к более сложному позволяет профессионалам, оказывающим помощь, обслуживать различные семьи, начиная от нормальной и заканчивая сильно разрушенной, а также иметь дело с большим разнообразием проблем и направлений работы.

Опыт показал, что проблемно-ориентированная модель взаимодействия с клиентом может успешно использоваться в реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов. Социальный педагог в рамках этой технологической модели соединяет в единую систему методы работы с отдельным индивидом (одним из родителей или ребенком), семьей в целом, а также семьей и ее ближайшим окружением.

Работа со всей семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и др.

Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом - семьей или отдельным ее представителем.

Контракт (договор) - это рабочее соглашение, которое заключается между клиентом, социальным педагогом и другими лицами, участвующими в процессе оказания помощи. Договор включает:

а) описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;

б) цели и задачи проводимой работы;

в) процедуры и методики, которые будут использованы;

г) требования к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);

д) временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.

При составлении контракта семья или отдельные ее члены должны определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. А социальный педагог должен определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении целей.

Следует подчеркнуть, что соглашения между социальным педагогом и семьей не аналогичны контрактам в бизнесе или брачным договорам, так как предполагают не правовые, а моральные обязательства. Этот метод работы позволяет придать отношениям более организованный характер, подкрепив все сказанное в неформальной беседе официальным документом, что повышает эффективность взаимодействия.

Кроме того, составление контракта - это один из способов реализации этического принципа самоопределения клиента. Совместная работа над договором поощряет семью активно участвовать в разработке его условий, вовлекает ее в процесс принятия решений. Письменная форма итогов обсуждения позволяет глубже осознать проблему и цель сотрудничества и придерживаться четкого плана дальнейших действий. Наличие контракта облегчает подведение итогов, определение результатов совместной работы, ограждает социального педагога от неоправданных ожиданий членов семьи, позволяет призвать любую из сторон к ответственности (пусть и моральной), если взятые обязательства не будут выполнены, и даже прекратить работу.

Контракт между социальным педагогом и клиентом (в нашем случае - семьей ребенка-инвалида) считается первичным, могут существовать контракты между социальным педагогом и другими

системами, помогающими разрешать проблемы клиента, сберегая его силы и энергию.

Следует подчеркнуть, что контракт оформляет отношения, но не определяет их содержания. Проблемы, которые можно решать с использованием этого метода, многообразны.

Несмотря на преимущества контракта, существует ряд причин, затрудняющих его применение:

а) индивидуальные особенности клиентов: скрытность, замкнутость, неискренность, саботаж контракта;

б) сжатость сроков, когда социальный педагог имеет возможность лишь 1-3 раза встретиться с семьей;

в) недостаточный профессионализм (например, социальному педагогу не удалось достичь понимания с семьей).

Применение проблемно-ориентированной модели и вместе с ней метода контрактов имеет ряд ограничений.

Первое ограничение связано с исключением некоторых категорий людей и проблем как неподходящих на том основании, что они не отвечают краткосрочным методам. Это люди, страдающие неврозами, алкоголизмом, наркоманией и т. п. В случае с семьями детей-инвалидов она оказывается неприемлемой в работе с некоторыми неблагополучными и прежде всего асоциальными семьями, которые являются «вынужденными клиентами», т. е. не считают себя нуждающимися в помощи социального педагога.

Второе ограничение связано с общим акцентом этой модели на право клиента самому определять проблему, над которой надо работать, что бывает нелегко реализовать на практике, так как за помощью к социальному педагогу чаще обращаются люди, обеспокоенные состоянием другого человека.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.

Психосоциальная модель предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать и усиливать свой потенциал. Таким образом, основополагающая идея психосоциального подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения.

Цель работы, проводимой в рамках психосоциального подхода, - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

На диагностическом этапе анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, для чего используется, например, метод

составления генограмм семейного дерева, если история семьи играет существенную роль в ее проблемах.

Конкретное вмешательство может включать индивидуальную работу с клиентом, с другими людьми, связанными с ним, или с другими специалистами, с различными системами, влияющими на жизнь клиента.

Роль профессионала состоит в установлении взаимопонимания, помощи подопечному в обретении своего лица, достижении лучшего самосознания. Клиент в психосоциальной модели выступает в пассивной роли, почти в роли пациента, и поощряя его рассказывать о своих чувствах и мыслях, специалист помогает ему лучше понять себя и найти решение ранее неразрешимых внутренних конфликтов.

Психосоциальная модель, несмотря на то, что клиенту в ней отводится пассивная роль, может успешно применяться в практической работе социального педагога, поскольку для оказания социально-педагогической помощи необходимо понимать внутренний мир человека и его взаимоотношения с окружающими.

Пытаясь понять внутренние и внешние причины складывающейся неблагоприятной ситуации в семье, высоко оценивая ее потенциал к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи, социальный педагог следует принципам психосоциального подхода.

На диагностическом этапе в ходе осуществления психосоциальной модели взаимодействия с семьей важная роль отводится анализу личностных особенностей ее членов, приверженности к тем или иным ценностям, определению защитных механизмов, стереотипов поведения и т. п.

Основные задачи психосоциального подхода:

· изменять клиента, в данном случае - семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции (реабилитация ребенка-инвалида);

· изменять ситуацию - другие системы, оказывающие влияние на семью;

· воздействовать на то и другое одновременно.

Психосоциальная модель взаимодействия с семьей используется преимущественно в том случае, когда есть возможность установления долговременных контактов, которые позволяют глубже исследовать семейную систему, наблюдать ее динамику и влиять на нее.

Однако применению долгосрочных форм работы, в том числе психосоциального подхода, препятствует удаленность проживания многих семей от специализированных реабилитационных центров для детей-инвалидов, которые, как правило, имеют городское или даже областное значение и расположены в крупных городах. Имеет место также низкая мотивация к продолжительному сотрудничеству. Хотя потребность в психолого-педагогической помощи существует у многих семей, они чаще обращаются с вопросами социального характера: оказание материальной помощи, разрешение конфликтов с внешними организациями. Такое противоречие часто обусловлено тем, что население не понимает содержания и важности процесса взаимодействия с социальным педагогом, а также низким общим уровнем доверия к профессионалам этой сферы деятельности (психологам, психотерапевтам, социальным работникам, социальным педагогам), и экономией средств, если эти услуги платные.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж.

Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Данное определение позволяет ясно видеть предмет патронажного вмешательства и задачи, которые должен решать патронаж. Существование в системе социального обслуживания развитых стран «патронажных работников», «патронажного образования», «патронажных сетей» свидетельствует о том, что патронаж или, иными словами, предоставление услуг на дому, является распространенной формой работы с клиентом.

За рубежом развитию социального обслуживания населения на дому способствовала высокая стоимость содержания нуждающихся лиц в больницах и других специальных учреждениях при ограниченном количестве оплаченных государством мест, поэтому в ходе патронажа осуществлялась чаще всего медицинская и хозяйственно-бытовая помощь, адресованная людям, испытывающим затруднения в самообслуживании и нуждающимся в постороннем уходе, т.е. престарелым и инвалидам.

В нашей стране подобный опыт также существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Поскольку семья, воспитывающая ребенка-инвалида, относится к тем категориям клиентов, взаимодействие с которыми может продолжаться в течение нескольких лет, периодические контакты, инициированные социальным педагогом, позволяют не терять связь с семьей, своевременно замечая здесь неблагоприятные процессы, облегчая и разрешая их.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях. В условиях недостаточного развития телефонной сети можно, например, при первом знакомстве с семьей сообщать о возможности посещения ее на дому в последующем, чтобы получить принципиальное согласие на такую форму работы.

Патронаж может иметь следующие цели:

диагностические - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные - оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;

адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Необходимо отметить, что этика работы с клиентом (принцип действия в интересах клиента) требует, чтобы контролирующие и диагностические цели патронажа были завуалированы и отнесены на второй план, и семья ощутила пользу от визита социального педагога, а не испытывала бы чувство подконтрольности и зависимости.

Иной подход допустим в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. Здесь социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Целесообразны, например, единичные контрольные обследования семей на дому в кризисные возрастные периоды ребенка: 3 года, 7-8 лет, 14-15 лет, 17-18 лет. Эти посещения позволяют своевременно выявлять наличие поведенческих отклонений, отставание в речевом, интеллектуальном или физическом развитии ребенка, определять его адаптированность в детском коллективе (детский сад, школа), уровень контрацептивной культуры и состояние репродуктивных установок подростков и юношества, их готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять профилактику дезадаптации. Патронаж также показывает, насколько семья справляется с реабилитацией ребенка, выполнен ли план реабилитационных мероприятий, какие дополнительные меры необходимо предпринять.

С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Например, следует неоднократно посещать семью на первом году жизни ребенка-инвалида с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию его рождения, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных семей, постоянное наблюдение за которыми позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Патронажи с образовательными целями осуществляются в отношении различного контингента семей по мере необходимости. Доведение до сведения семьи важной информации становится удобным поводом для проведения контрольно-диагностического обследования.

В существующей практике контрольно-диагностические цели являются превалирующими в социально-педагогическом патронаже. Усиление его адаптационно-реабилитационного воздействия непосредственно связано с пониманием содержания социально-педагогической деятельности, ростом профессионализма социальных педагогов.

Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Важное место среди социально-педагогических технологий занимают консультации. Например, в психосоциальной модели консультационная беседа является ведущим методом взаимодействия с клиентом.

Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям. Действия консультанта можно также оценивать как катализатор, облегчающий работу, помогающий консультируемому более систематически и объективно оценить стоящие перед ним проблемы с целью расширения выбора различных вариантов поведения.

От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большое внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, что помогает последнему находить дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей. Тем не менее здесь между этими тремя областями не существует жестких границ: методы психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга.

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка-инвалида.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и др. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультативной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.

Объективная необходимость использования рассматриваемого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывают трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением и многое другое. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.

Чтобы выполнить регулирующую и поддерживающую функцию, общение должно строиться на паритетных началах, отличаться открытостью, уважением, взаимным принятием личности партнера, способностью понять собеседника, давать эмоциональную поддержку.

Наряду с консультативными беседами, как правило индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи (чаще всего матери ребенка), могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования.

В образовательных тренингах активно используются, например, индивидуальные упражнения на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Но по-прежнему в основе тренинговых программ лежат групповая дискуссия и ролевая игра - в различных модификациях и сочетаниях.

Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних десятилетий. Особенно остро она стоит в отношении родителей детей-инвалидов.

Образование родителей было и остается, по крайней мере в России, на уровне популярного книжного изложения проблем развития, воспитания и обучения детей. Набирающая силу семейная психотерапия отчасти пытается брать на себя образовательные функции, но психотерапевтические услуги пока еще не стали распространенными и доступными во многих регионах нашей страны.

Обращает на себя внимание интересный опыт развитых стран, в частности США, где наметившиеся в последние два десятилетия систематизированные подходы к педагогическому образованию родителей позволили рассматривать это направление как самостоятельное, отдельное от психотерапевтической помощи семье и общедоступного книжного изложения проблем детства. В нашей стране образовательные тренинги для родителей пока не получили широкого распространения. Одна из причин - отсутствие подготовленных профессионалов и разработанных программ для их проведения.

Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые умения и навыки должны формироваться постепенно, с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи, адекватные уровню их возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др.

В качестве важных принципов разработки содержания тренинга отметим его гибкость и индивидуальность, т. е. программа тренинга должна предусматривать как потребности родителей, так и задачи реабилитационного процесса, и разрабатываться с целями, совместно принятыми педагогами и родителями.

Образовательные тренинги для родителей направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков различают:

коммуникационные умения и навыки (умение «активного слушания», безоценочная реакция, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработка приема «Я-сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.);

психогигиенические (приемы преодоления стрессовых ситуаций, повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.);

психолого-педагогические (приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.).

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

В ходе тренинга, так же как и консультационной беседы, особый акцент делается на создание климата доверия.

Однако управление групповым процессом по нескольким параметрам сложнее индивидуального консультирования.

Создание климата доверия в существенной степени определяется особой технологией проведения занятий, при которой ведущий не является преподавателем в традиционном смысле слова. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней. При этом ведущему необходимо выступать одним из участников группы и в то же время выполнять управленческие функции. То есть основная задача социального педагога, ведущего тренинг, заключается не в чтении лекции, а в умелой организации дискуссии, при которой никто не остается в тени и никто не подавляет остальных участников своей активностью.

Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовке социальных педагогов именно групповые формы работы, в частности образовательные тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежным опытом, войдут в разряд ведущих технологий социально-педагогического взаимодействия.

Вышеописанные методы (консультативная беседа, образовательный тренинг) являются универсальными, т. е. используются в долгосрочных и в краткосрочных формах работы.

В социально-педагогической работе с семьей ребенка-инвалида долгосрочные и краткосрочные модели взаимодополняют друг друга.

Действительно, реабилитационные мероприятия в связи с имеющейся врожденной или приобретенной патологией продолжаются длительное время. Например, основной объем помощи по поводу врожденной челюстно-лицевой патологии осуществляется в дошкольный период, но в зависимости от ее тяжести возможно продолжение контактов и в последующем вплоть до совершеннолетия ребенка. В этих условиях деятельность социального педагога проходит в рамках долгосрочной модели взаимодействия, когда постоянно отслеживается состояние, уровень социальной адаптации, проблемы, нужды семьи и ребенка, оказывается необходимая помощь, в том числе через краткосрочные модели: кризисинтервентную и проблемно-ориентированную.

Конкретные методы и приемы в рамках этих форм работы могут отличаться в зависимости от того, какие методологические подходы социальной терапии (трансактный анализ, когнитивный, бихевиористический, экзистенциальный, экологический подходы) положены в основу практики социально-педагогической деятельности.

Подобное разнообразие объясняется разноплановостью характера проблем, встающих перед семьей ребенка-инвалида, а также условий, в которых может проходить взаимодействие социального педагога и семьи. Многообразие подходов дает возможность выбора самого адекватного научного обоснования технологий работы в каждом конкретном случае.

Объединяющим началом множества форм и методов социально-педагогического взаимодействия с семьей является комплексный подход. Практика, основанная на комплексном подходе, предполагает способность всестороннего анализа предполагаемой ситуации и умение осуществлять разнообразные действия, для чего необходимы:

вариативность используемых методов и концепций;

ведение работы на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, общинном;

осуществление работы в команде, позволяющей распределять обязанности и ответственность между различными специалистами и получать комплексную оценку ситуации клиента.

Социально-педагогическая деятельность в реабилитации семьи ребенка-инвалида соответствует данному определению комплексного подхода, так как технологии работы, используемые научные концепции разнообразны, взаимодействие с семьей строится на нескольких уровнях и предполагает индивидуальную работу с ее членами, групповую работу с семьей в целом, включая ближайших родственников, а также привлечение внимания к этой семье неофициальных и официальных систем поддержки (общинный уровень).

Кроме того, эффективное решение проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, требует участия многих специалистов: медицинских работников, коррекционных педагогов, психологов, юристов. Они могут работать в одном реабилитационном центре либо в различных учреждениях. В любом случае социальный педагог, прибегая к помощи других специалистов или организаций, работает в команде, разделяя знание о семье с теми, кто способен предоставить ей необходимую поддержку.

Одним из способов реализации на практике комплексного подхода и работы в команде являются консилиумы, когда представители разных профессий встречаются вместе, чтобы разрешить трудности одного клиента. Открытое обсуждение, обмен мнениями и информацией позволяют анализировать проблему со всех точек зрения, тем самым преодолевая разобщенность и односторонность взглядов; кроме того, консилиумы помогают наладить совместную работу и придерживаться единой стратегии в оказании помощи семье.

Таким образом, комплексный подход вооружает социального педагога перспективным видением проблем, который помогает ему выработать наиболее эффективный путь их решения.

Особую проблему представляет оценка эффективности социально-педагогической деятельности. Она сопряжена с целым рядом трудностей.

Во-первых, комплексный характер проблем, возникающих у индивида (группы) в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-педагогической деятельности затрудняют их перевод на язык формализованных показателей.

Во-вторых, проблема эффективности тесно связана с проблемой отсутствия четких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в законодательных актах и общественном сознании. Для их определения чаще используются качественные показатели, нежели количественные, отсюда возникают дополнительные трудности в ходе оценки состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений.

Надо отметить, что в отличие от биологических систем (например, человеческий организм) системы социальные (семья) Не обладают той же устойчивостью и постоянством, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном и географическом масштабах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.