Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: «Система права. Отрасли российского права. Международное право как особая система права»

Однакоиз указанного правила есть три исключения.

Первое относится к главам государств, правительств, сотрудникам дипломатических и консульских представительств и некоторых иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Второе относится проживающим на территории государства иностранным лицам, лицам без гражданства, которые хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, но в некоторых правоотношениях не могут быть носителями прав. Эти изъятия связаны с избирательным правом, избрание в органы государственной власти, в судьи, с принятием на службу в вооруженные силы и органы внутренних дел.

Третье имеет отношение к гражданам независимо от их места нахождения, если они совершили действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. И это независимо от того, понес ли данный гражданин наказание иностранного государства или нет.

 

ПЛАН:

1. Понятие системы права.

2. Краткая характеристика отраслей российского права.

3. Общие положения международного права.

 

1. Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Элемент – это составная часть сложного целого. Следовательно, система предполагает внутреннее строение, структуру, связь, дифференциацию. В то же время система есть единое целое, состоящее из отдельных элементов, упорядоченных по определенным законам или принципам.

Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Система права обусловлена общественными отношениями, которые право регулирует или призвано регулировать. Общественные отношения разделяются на группы по схожим признакам и тем самым формируют определённую совокупность частей (элементов) права, т.е. систему права. Эта системность имеет несколько уровней.

Первый уровень составляет юридическая норма, которая в свою очередь тоже имеет свои внутренние связи. Норма, т.е. правило поведения, регулирует конкретные правоотношения, но одно и тоже правоотношение может регулироваться, охраняться не одной, а несколькими нормами права. Это является основанием для объединения таких норм в единый комплекс под названием – правовой институт.

Правовые институты составляют второй уровень систем права и представляют собой группы норм, регулирующих не одно и то же отношение, а определённые виды (группы) общественных отношений.

Гораздо большие группы норм, по сравнению с правовыми институтами, регулируются третьим уровнем системы права – отраслями права.

Итак, система права – это внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права.

 

2. Отрасли права – это такие группы правовых норм и институтов, которые регулируют определенные комплексы и сферы общественных отношений.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Обычно выделяют следующие отрасли права:

- конституционное (государственное) право

- административное право

- гражданское право

- уголовное

- трудовое

- семейное

- жилищное

- финансовое

- природоохранительное

- право природопользования

- предпринимательское

- уголовно-исполнительное

- гражданско-процессуальное

- уголовно процессуальное и т. д.

Систему права, прежде всего, представляет Конституционное право – ведущая отрасль права, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи и функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Административное право – система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Природоохранительное право – система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологического равновесия в окружающей общество природе, нормальных естественных условий жизнедеятельности человека и

охраной природных объектов.

Право природопользования включает самостоятельные отрасли: земельное право, водное право, лесное право, горное право. Это относительно самостоятельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использованием объектов природы и необходимостью их рационального освоения.

Финансовое право – система норм, регулирующих, возникающие в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов во всех сферах деятельности государства и распоряжение ими.

Гражданское право – система норм, регулирующих разнообразные имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Его нормы закрепляют и охраняют от посягательств различные формы собственности, фиксируют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, обеспечивают такие личные неимущественные права, как честь и достоинство.

Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению рабочих и служащих, определяют, например, условия приема и увольнения с работы, устанавливают рабочее время труда и отдыха, правила безопасности условий труда.

Семейное право – система норм, регулирующих неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, принятия детей на воспитание.

Уголовное право – система норм, регулирующих общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, т.е. преступлениями.

Уголовно-исполнительное право – система норм, регулирующих процесс исполнения наказания и исправительного воздействия на осужденных.

Предпринимательское право – это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются имущественные (товарно-денежные) и управленческие. Если в основе первых лежит юридическое равенство сторон (предпринимателей), а их права возникают, как правило, из договора, то вторые – отношения предпринимателей с органами управления, характеризующиеся обязательностью адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции управленческого органа.

Жилищное право – система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с пользованием жилыми помещениями в домах муниципальной собственности, и т. п.

Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных споров. Его нормы определяют цели, задачи, принципы, права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовое положение участников гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и порядок вынесения и обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право содержит нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли закрепляют порядок деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами и между собой в ходе следствия и судебного разбирательства.

Особое положение занимает международное право – это система юридических норм, создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воли, которые призваны регулировать определенные отношения в межгосударственной системе.

 

3. Международное право представляет собой свод правил поведения его субъектов, которые призваны регулировать их взаимоотношения.

В межгосударственной системе нет верховной власти, которой были бы подчинены все субъекты международного права, нет законодательных, исполнительных и судебных органов, какие существуют в государствах. А значит, межгосударственная система функционирует не так, как внутригосударственные системы.

В международном праве нормы создаются самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем согласования воли участников международного права. Нормы международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер.

Нормы международного права представляют собой правила поведения субъектов международного права в своих внешних отношениях друг с другом. Правовая норма МП обычно выражает собой обобщённое правило поведения, обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов МП. Однако это не исключает того, что в МП отсутствуют совсем персонифицированные нормы, например, нормы двусторонних договоров, да и многосторонних с числом участников не более 10, могут быть обращены к любому из участников.

Нормы МП бывают диспозитивными и императивными. К первым относятся такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию. А вот императивными являются такие нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному согласию, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным (недействительным).

Поясним на примерах.

Не следует понимать в буквальном смысле, что одни нормы обязательны, а другие не обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны. Но когда мы подразумеваем диспозитивные нормы, это означает, что государства вправе заключать договоры, включающие в себя иные нормы, по которым они собираются действовать, и это не будет правонарушением. Например, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года иностранные государства не имеют права заниматься разработкой и добычей полезных ископаемых в зоне континентального шельфа, так как на эти богатства распространяется суверенное право прибрежного государства. Однако, прибрежное государство вправе заключить с любым другим государством договор на право добычи того или иного вида природного ресурса в указанном морском районе.

В случае подписания сторонами договора, в котором упоминается возможность применения военной силы или угрозы силой, что противоречит императивной норме-принципу не применения силы при решении спорных вопросов, то такой договор будет считаться недействительным.

Данное положение было закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По процессу образования норм они разделяются на договорные и обычные. Причем, в связи с высокими темпами роста интернационализации путей развития хозяйственной, политической, культурной и иных областей деятельности государств, договорный процесс создания норм как более быстрый стал превалирующим. Возрастает роль международных организаций в этом процессе.

Обычные нормы берут своё начало в большинстве случаев в обычаях наших далеких предков, живших на Земле несколько тысячелетий назад. Эти нормы проверенны временем, они исключительно гуманны, современниками признаны и, как правило, относятся к императивным нормам. Например, в Древнем Риме существовал обычай: «Дал слово – держи его». Сегодня указанный обычай трансформировался в императивную норму-принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип ныне закреплен в Уставе ООН. Устав (п.2 ст.2) обязывает всех членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу все международные обязательства.

Императивные нормы обладают большей юридической силой, чем диспозитивные, а нормы Устава ООН (ст. 103) главенствуют над нормами других международных договоров.

Основные принципы международного права несут императивный характер, они закреплены, прежде всего, в Уставе ООН и к ним относятся:

1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.

2. Принцип неприменения силы или угрозы силой.

3. Принцип мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности государств.

5. Принцип нерушимости границ.

6. Принцип суверенного равенства государств.

7. Принцип невмешательства.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов.

9. Принцип сотрудничества государств.

10. Принцип уважения прав человека.

11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Это не означает, что в международном праве лишь 11 основных принципов, конечно, их больше. Например, в связи с актуальностью проблемы охраны окружающей среды в МП получил общее признание важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

Конечным результатом процесса согласования норм, т.е. процесса согласования воль субъектов МП, являются источники МП. Они едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов.

Основными источниками МП являются международный договор и международно-правовой обычай.

К вспомогательным источникам МП относятся: резолюции международных организаций, решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, с оговоркой, указанной в ст. 59 Статуса Международного Суда ООН.

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Основными (первичными) субъектами международного права являются государства, народы и нации, в т.ч. ведущие борьбу за независимость и создание собственного национального государства.

Производными (вторичными) субъектами МП являются международные организации, международная правосубъектность которых определяется учреждающим эти организации актом-уставом или соглашением и является производной от правосубъектности от государств-участников такого акта.

Необходимым качеством МП является юридическая обязательная сила. Юридическая обязательность норм МП является главнейшей особенностью, отличающей их от других социальных норм, действующих в межгосударственной системе, в частности, в национальных законодательствах государств.

Следует подчеркнуть, что все без исключения нормы МП разрабатываются самими государствами, либо с их участием, и они вступают в силу, т.е. становятся обязательными для выполнения того, как все или не менее 2/3 участников договора поставили под нормами свои согласительные подписи. Поэтому соглашение государств придает юридически обязательную силу не только конкретному договору, конкретной норме, но и всему международному праву.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормативные правовые акты организаций | Отрасли международного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.