Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: «Конституция РФ – основной закон государства»




ПЛАН:

1. Понятие и сущность Конституции.

2. Общая характеристика Конституции РФ 1993 года.

3. Юридические свойства Конституции.

4. Виды конституций.

5. Основы конституционного строя России.

1. Конституция является основным законом государства и в отличие от других законов – актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Поэтому конституционные нормы по своему содержанию являются обобщенными установлениями, а в практической реализации обладают наибольшей широтой действия по обхвату общественных отношений и кругу управомоченных и обязанных субъектов. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, нормы Конституции являются для всех других многочисленных отраслей законодательства нормами-принципами, т.е. базой для правовой конкретизации.

Коренное обновление правовой системы России происходит в направлении формирования правового государства. Поэтому роль Конституции возрастает. Она закрепляет:

- государственный строй на основе реального народовластия и разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной и основы их компетенции;

- демократизацию во всех областях общественной жизни – экономической, политической, социальной и духовной; реальное расширение права и свобод граждан, в том числе свободы экономического выбора, свободы слова и печати, объединения в политические партии и движения, что необходимо для обеспечения всестороннего развития личности.

Закрепление в Конституции принципов разделения властей и демократизации общественной жизни имеет своим назначением поставить право над государством, т.е. устранить произвол, подчинить деятельность государства интересам общества и личности.

Слово «конституция» происходит от латинского «constitution», что означает «устройство», «установление». Конституция как Основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов Основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции носят общий характер, а сама Конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым Конституционным Собранием. Конституция может быть октроирована, т.е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти – главой государства.

Конституция - не только правовой акт. В её содержании присутствуют нравственные ориентиры справедливости для всего общества.

 

2. Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против – 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

Преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделение властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признаётся и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признаётся многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определённо утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий её субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития, Россия остаётся единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти.

 

3. Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих её от других нормативно-правовых актов.

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляют государственную власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт, принимаемый органами государства. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст.125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, её нарушение признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в неё изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав 1,2,9 Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование – референдум, поправки в них не вносят.

 

4. Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

По способу изменения и внесения поправок конституции можно подразделить на жесткие и гибкие. Жесткие Конституции принимаются на референдумах или специальных конституционных собраниях, в них поправки либо не вносятся, либо вносятся в особом, регламентированном порядке. Такой является Конституция РФ. Гибкие конституции принимаются, как правило, Парламентами и, соответственно, поправки в них вносят законодательными органами в порядке принятия обычных законов.

По способу выражения государственной воли конституции бывают писаные и неписаные. Писаные представляют собой единый нормативно-правовой акт (Конституция РФ). Неписаные – составляют ряд несистематизированных актов конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев (Великобритания).

В федеративных государствах наряду с федеральной Конституцией существуют конституции субъектов Федерации. В РФ конституции имеют республики в составе РФ, все остальные субъекты согласно ст. 5 Конституции РФ имеют право принимать свои уставы, которые имеют для них значение конституции.

5. В статье 1 Конституции РФ закреплена форма государства. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Республиканская форма правления предполагает, что Россия является республикой, во главе которой стоит избранный Президент.

Федеративная форма государственного устройства свидетельствует о том, что государство состоит из равноправных субъектов федерации, которые являются государственными образованиями и обладают всеми признаками государственной власти за исключением суверенитета.

Политическим режим в стране провозглашен демократическим, что означает, во-первых, принадлежность власти народу и во-вторых, народовластие как форму организации власти (ст.3 Конституции РФ).

Принцип построения правового государства, закрепленный в статье 1 Конституции, указывает на стратегию развития государства. Законодатель (в его роли выступает многонациональный народ, как носитель власти) предполагает построить правовое государство, основными идеями которого являются: демократия; система разделения власти; верховенство закона; функционирование гражданского общества.

Граждане России имеют право оказывать сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя, ибо никакая часть общества, никакая общественная организация или отдельное лицо не могут присваивать себе власть в государстве, т.к. узурпация её считается тягчайшим преступлением.

Высшей ценностью в Российской Федерации являются человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы, причем их признание, соблюдение и защита есть главная обязанность государства. Оно служит всему обществу, а не отдельной его части, ответственно перед человеком и гражданином.

В Российской Федерации обеспечивается многообразие форм экономической деятельности, разнообразие и равноправие различных форм собственности, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, их правовая защита, а также добросовестная конкуренция и общественная польза, при этом государство регулирует хозяйственную жизнь в интересах человека и общества. Экономические отношения строятся на основе социального партнерства человека и государства, работника и работодателя, производителя и потребителя.

 

 

ТЕМА: «Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации».

ПЛАН:

1. Федеративное устройство РФ.

2. Понятие государственной власти и принципы её организации в РФ.

3. Система органов государственной власти в РФ.

4. Президент РФ.

5. Федеральное Собрание РФ.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

1. Конституция РФ в статьях 1 и 5, главе III провозглашает и устанавливает федеративную форму государственного устройства. Согласно Конституции Россия состоит из 83 субъектов Российской Федерации, которыми являются: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 4 автономных округов и 1 автономная область. В настоящее время на территории России проживает более 170 народов, составляющих многонациональный народ РФ.

Субъекты РФ являются государственными образованиями и в соответствии с Конституцией обладают равным правовым статусом. Республики в составе РФ имеют право принимать собственные конституции, не противоречащие Конституции РФ, остальные субъекты федерации принимают уставы, которые, несмотря на то, что имеют другое название, по своей юридической силе являются конституционными актами субъектов, им присущи все признаки Конституции, они занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов субъекта РФ, имеют высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта. Верховенство Уставов обеспечивается функционированием уставных судов в субъектах РФ.

В основу организации субъектов РФ положено два принципа: национально-территориальный и административно- территориальный.

Национально-территориальный принцип государственного устройства предполагает, что в основу выделения субъекта положена не только территория, но и компактно проживающая на ней народность либо этническая группа, название которой, как правило, вынесено в название самого субъекта. К таким субъектам относятся: республики в составе РФ, автономные округа и автономная область.

Края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург являются административно-территориальными государственными образованиями.

До настоящего времени республики, автономные округа и автономная область отличаются от других субъектов РФ особенностями национального состава населения, быта и культуры. В частности, население автономного округа включает коренные малочисленные народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, установленный правительством РФ, включает в себя 45 народов, в том числе 26 народов севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, ханты, манси, коряки, долгане и др. общей численностью 200 тыс. человек) и 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.). Коренные малочисленные народы, как и национальные меньшинства, значительно уступают по численности другим группам населения, не доминируют в обществе, имеют отличия в культуре, быте, языке, религии, обычаях, стремятся к сохранению своей самобытности. Их образ жизни и культура неразрывно связаны с землей и традиционными охотничьими и рыболовными промыслами, оленеводством, сбором дикоросов.

Изменение статуса субъекта РФ допускается при условии его реализации на основе федерального конституционного закона в пределах РФ, формы правления и существующей формы государственного устройства; по взаимному согласию Российской Федерации и её субъекта, пожелавшего изменить статус.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительные полномочия России, т.е. те полномочия, которые принадлежат федеральным органам власти. Статья 72 Конституции РФ содержит перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ. Эта группа полномочий не может быть реализована ни одной из сторон в отдельности, а только совместно по согласованию органов федеральной власти субъектов Федерации. В отношении компетенции самих субъектов Конституция лишь формулирует общее правило, что все то, что не отнесено к полномочиям исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, отнесено к ведению самих субъектов Федерации (ст. 73). Таким образом, можно сделать вывод, что все то, что не перечислено в статьях 71-72 Конституции, составляет правовой статус субъектов РФ.

 

2. В государственно-организованном обществе власть носит государственный характер. Государство – это организация публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти. В узком смысле слова можно сказать, что государство – это и есть система органов государственной власти.

Органы государственной власти разнообразны, поскольку выполняют различные функции. Их можно классифицировать по разным основаниям. Так, в зависимости от характера деятельности государства можно выделить политические, социально-экономические, хозяйственные и иные органы. По порядку формирования органы государства подразделяются на избираемые, назначаемые и т.д.

Основным принципом организации органов государственной власти в РФ является теория разделения властей, как результат подразделения органов государственной власти на законодательные (представительные), исполнительные и судебные (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделения властей предполагает, что все три ветви власти полностью самостоятельны и независимы, что достигается путем юридического закрепления их компетенции (полномочий). Государство устанавливает объём прав и обязанностей конкретных органов и тем самым определяет границы их воздействия на общество.

Следующим не менее важным принципом организации государственной власти является так называемая «система сдержек и противовесов» или, говоря по-иному, система баланса ветвей власти. Смысл её состоит в том, чтобы все три ветви власти были уравновешены взаимными полномочиями. Таким образом, ни одна из ветвей власти не смогла бы присвоить всю государственную власть целиком.

Принципом организации государственной власти является федерализм, который предполагает наличие двух уровней органов государственной власти: 1) уровень федеральных органов государственной власти; 2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

 

3. Система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием (Парламентом), Правительством РФ и системой судов РФ.

Федеральное Собрание (Парламент) Российской Федерации является единственным законодательным (представительным) органом государственной власти федерального уровня. Государственная Дума – нижняя палата парламента – избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного, добровольного голосования гражданами РФ.

Совет Федерации – верхняя палата парламента – формируется из представителей законодательной и исполнительной властей от субъектов Федерации.

Президент России является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет РФ во внутренних и внешних отношениях. Президент страны не может совмещать какие-либо должности, а также осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений. Порядок выборов Президента определяется законом, никто не может быть избран на эту должность более двух раз.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается. Высшим органом судебной власти по защите конституционного строя является Конституционный Суд РФ, который состоит из 19 судей. Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд РФ, а осуществлением правосудия в сфере хозяйственных проблем, надзором за судебной деятельностью по таким делам занимается Высший Арбитражный Суд РФ. Все судьи независимы и, подчиняясь Конституции и закону, неприкосновенны. Они не могут быть избраны депутатами, занимать какие-либо иные должности, быть членом любого объединения, заниматься предпринимательской деятельностью.

 

4. Согласно Конституции РФ Президентом России может быть гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается на срок 6 лет, нельзя занимать пост президента более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью, т.е. его нельзя привлечь ни к одному виду юридической ответственности, нельзя задержать, подвергнуть досмотру и обыску и т.д. Единственно возможная ответственность Президента – это отрешение его от должности (импичмент). Конституция РФ предусматривает отрешение с должности только по двум основаниям: государственная измена и совершение тяжкого преступления. В этом случае формирует обвинение нижняя палата парламента – Государственная Дума, а в качестве судебной палаты выступает Совет Федерации.

Президент избирается путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Порядок избрания Президента определен Законом РФ «О выборах Президента РФ» от 25 мая 1995 г., согласно которому кандидатов в президенты регистрирует Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата (самовыдвижение), необходимо собрать в свою поддержку не менее 1 млн. голосов избирателей, при этом голоса избирателей должны пропорционально распределяться по всей территории РФ, на каждый субъект РФ их должно приходиться не более 7% от общего числа. Правом выдвигать кандидатов в Президенты обладают инициативные группы граждан, которые тоже должны зарегистрироваться в Центральной Избирательной Комиссии. Избранным считается тот кандидат, кто набрал более 50% голосов избирателей. Если в первом туре никто не набрал 50%, то проводится 2-ой тур голосования по двум кандидатам, получившим голосов избирателей больше, чем все остальные.

Статья 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства. Конституция называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны, арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти. Это определяет место Президента как бы над ветвями власти. В то же время анализ полномочий Президента позволяет говорить, что он обладает как стандартными полномочиями главы государства, так и очень большими полномочиями в сфере исполнительной ветви власти.

Как глава государства Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства, ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почетные звания.

Помимо формирования Правительства РФ Президент может принимать участие в его заседаниях, вносить вопросы в повестку дня, а также в пределах своей компетенции издавать указы, которыми в том числе он может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Так же Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства; формирует военную доктрину страны; формирует и возглавляет Совет Безопасности; представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры.

 

5. Федеральное Собрание (Парламент) – высший законодательный (представительный) орган государственной власти РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ и представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется, в него входят представитель законодательной (представительной) и представитель исполнительной власти субъекта РФ. С 1 января 2002 года Совет Федерации также работает на постоянной основе. Эту палату часто называют «палатой регионов».

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 5 лет. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Текущая работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым, закон должен пройти не менее трех чтений.

Помимо законодательной работы Гос. Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Гос. Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половину состава её аудиторов (счетная палата состоит из аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета).

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, заместителя председателя Счетной Палаты и вторую половину её аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Гос. Думой законов. При этом ряд законов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т.п. (ст. 106 Конституции РФ), обязателен к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законам верхняя палата обладает, так же как и президент, правом отлагательного вето, может вернуть закон в Гос. Думу, предложив создать согласительную комиссию.

6. Правительство России осуществляет исполнительную власть в РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Однако это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти, поскольку решения Правительства РФ могут быть отменены Президентом России, так как именно он формирует Правительство РФ.

Правительство РФ – это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента России и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, оно может уйти в отставку: по инициативе Президента РФ или по собственной инициативе. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ влечет одновременно отставку всего Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой может выйти в отставку и отдельный член Правительства РФ, также либо по своей инициативе, либо инициативе Президента РФ.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 Закона «О Правительстве».

Согласно им Правительство РФ:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) обеспечивает в России единую финансовую, кредитную, денежную политику. Осуществляет управление федеральной собственностью;

5) разрабатывает федеральные программы и реализует единую политику в сферах экономического развития, здравоохранении, науки, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.

6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны страны, государственной безопасности;

7) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

8) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

7. В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она является независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и споров.

Судебная власть в РФ осуществляется системой судов, которые осуществляют правосудие. Согласно Конституции в России существуют 4 вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конституционный Суд РФ. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ. Сами судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьёй Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей – 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остаётся Почетным Судьёй.

На Конституционный Суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Помимо этого проявляется конституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан РФ.

Конституционный Суд работает только по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Парламента (либо его палат, либо отдельных депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного) и по запросам органов государственной власти субъектов РФ. Помимо этого с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные (экономические) споры между юридическими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст.127 Конституции).

Независимость и самостоятельность судов определяет статусом судей и общими принципами организации судопроизводства. Судьи в РФ несменяемы, независимы и неприкосновенны. Судьёй может быть:

· районного (городского) суда – гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет;

· судов субъектов федерации – гражданин РФ, достигший 30 лет, при стаже работы не менее 5 лет;

· высших федеральных судов (за исключением Конституционного Суда РФ) – гражданин РФ, достигший 35 лет, при стаже работы не менее 10 лет.

При этом во всех случаях речь идёт о дееспособных и не содержащихся в местах лишения свободы граждан.

Назначаются все судьи, за исключением судей высших судов, указами Президента РФ.

Общими принципами судопроизводства РФ являются:

1. гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе (например, закрытые слушанья проводятся по делам о преступлениях несовершеннолетних);

2. состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые доказывают либо оспаривают те или иные обстоятельства дела;

3. равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон – участников судебного процесса;

4. коллегиальность – это принцип предусматривает совместное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются судьёй и присяжными заседателями, либо коллегией судей, решения принимаются большинством голосов.

 

8. В механизме управления страной особое место занимает местное самоуправление (территориальное), которое осуществляется в интересах всех, кто проживает в границах территориальных единиц субъектов РФ. Местное самоуправление осуществляется населением, территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления (советы, земства, думы, собрания и т.п.), а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания си сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации. Местное самоуправление не оторвано от государства, не противостоит ему, наоборот, все государственные органы обязаны соблюдать права местного самоуправления, могут передавать ему часть своих полномочий.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с большой натяжкой, здесь нет судебной власти, в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственными органами.

Ведению самоуправляющихся территориальных общностей подлежат местный бюджет, местные налоги и сборы, собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранные и другие вопросы местного значения.

Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется федеральным законом, устанавливающим основные принципы организации местного самоуправления в РФ, также соответствующими актами субъектов федерации. Глава * Конституции РФ, посвященная местному самоуправлению, состоит всего из 4 статей, что говорит о том, что государство определяет только основные принципы и идеи местного самоуправления. Более детальное его регламентирование отнесено к ведению самих субъектов федерации, которые на основе Конституции РФ и соответствующего законодательства принимают собственные законы и нормативные акты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.