Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение конспекта

Проанализируйте конспект урока, составленный студенткой-практиканткой под руководством методиста.

К ИЗУЧЕНИЮ ПЬЕСЫ ГОГОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

«РЕВИЗОР»

Задания для подготовки к занятию

 

План-конспект урока в 7 классе по изучению комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) студентки 3 курса Авдеевой Светланы.

ТЕМА: «А, может, Хлестаков – это я?»

 

ЦЕЛИ: актуализировать понятие об образе (в частности, об образе-персонаже), раскрыть черты характера главного героя комедии Гоголя. Показать его взаимоотношения с другими персонажами и с помощью каких средств автор создает образ; познакомить с понятием «хлестаковщина»; развивать умение давать оценку литературному образу и его сценическому воплощению, навыки устного ответа, умения определять средства и способы создания художественного образа; умения чтения по ролям; помочь распознать в себе черты Хлестакова и побудить их исправить.

СЛОВАРЬ: «хлестаковщина».

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии актеров (М.Чехова и И.Ильинского).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – работа с иллюстрациями.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II.Актуализация знаний и действий учащихся.

Беседа. Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить материал предыдущего урока.

Вопросы: 1.Что такое художественный образ? 2.Какие образы есть в литературном произведении? 3.Что является главным в образе-персонаже драматического произведения? 4.С помощью каких средств раскрывается характер персонажа в драматическом произведении?

III.Мотивационный этап.

Слово учителя: «Ребята, как вы понимаете такое выражение: «рисоваться на людях»? (вести себя жеманно, стараясь показать себя с выгодной стороны) А случалось ли вам когда-нибудь встречаться с людьми, которые обладают таким качеством? (Ответы учащихся) Когда вы общаетесь с такими людьми, какое впечатление они на вас производят? (Ответы учащихся) А в пьесе Гоголя о каком герое можно сказать, что он рисуется перед другими людьми? (Ответы учащихся)

Н.В.Гоголь говорил: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаваться…». А прав ли писатель? Можете ли вы это доказать? (Ответы учащихся) На сегодняшнем уроке мы поговорим не только об этой черте Хлестакова, но мы также выясним, какими другими чертами характера обладает Хлестаков. Мы попробуем составить целостную характеристику Хлестакова и постараемся понять, что имел в виду Гоголь, говоря приведенные ранее слова. И задумаемся над тем, что, «может, Хлестаков есть в каждом из нас»?

Итак, тема урока: «А, может, Хлестаков – это я?»

IV. Организация деятельности учащихся по созданию «нового знания».

 

Беседа с элементами выборочного чтения.

- На прошлом уроке мы выяснили, что действие происходит в уездном городе, «откуда хоть три года скачи, ни до какого города не доедешь». Как и в любом другом городе здесь сть свои жители. Каждый живет своей жизнью, и все друг друга знают. Но вот в городе появляется новый человек, который приехал из Петербурга, и все принимают его за ревизора.

- Кто из жителей первый принял Хлестакова за ревизора? (Добчинский и Бобчинский)

- По каким признакам они это решили? (Ученики зачитывают явл.3 дейст.I)

- Все принимают Хлестакова за важного чиновника только по его внешнему виду. Вот как потом напишет Хлестаков своему другу Тряпичкину: «…по моей петербургской физиономии и по костюму весь город принял меня за генерал-губернатора». Но ведь зритель, так же, как и герои пьесы, пока тоже не знают, кто же такой на самом деле Хлестаков.

- Когда выясняется истинное лицо Хлестакова? (Ученики зачитывают монолог Осипа: явл.1, дейст.II)

- Что мы узнаем о Хлестакове? (мелкий петербургский чиновник, сын небогатого саратовского помещика, по дороге из Петербурга в Саратовскую губернию проигрался в карты)

- Какие черты характера Хлестакова раскрываются в этом монологе? (расточительность, стремление порисоваться, произвести фурор, пустить пыль в глаза, легкомыслие, безответственность)

(Все черты характера Хлестакова по ходу урока записываются на доске.)

- Почему Гоголь дает возможность зрителю узнать, что Хлестаков не ревизор, раньше, чем об этом узнают чиновники? (создается комический эффект, чиновники попадают в нелепое положение, они смешны)

- Первое появление на сцене Хлестакова связано с его разговором с Осипом (явл.2, дейст.II). - Прочитаем по ролям это явление. (Ученики читают по ролям указанное явление)

- Что бросается в глаза в обращении Хлестакова к своему слуге? (барская манера говорить, грубость, высокомерие)

- Но когда Хлестаков просит Осипа принести ему обед, повелительный тон сменяется на более мягкий. Обратите внимание на ремарки. (Ученики зачитывают ремарки)

- О какой черте характера Хлестакова можно здесь говорить? (двуличие)

- В какой сцене наиболее полно раскрывается характер Хлестакова? (сцена «вранья»: явл.6, дейст.III)

- Понимает ли он в этот момент, что его приняли за ревизора? (Ответы учащихся)

- Какие черты характера героя раскрываются в этой сцене? (лживость, болтливость, зазнайство, хвастливость, глупость, тщеславие)

Но поднявшись на почти недосягаемую высоту, Хлестаков «подскальзывается» и фраза «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» обрывается на полуслове. Он чуть не «шлепнул» на пол.

- Почему Гоголь ставит Хлестакова в такое комическое положение? (Ответы учащихся)

- Какие приемы изображения героя использует автор? (гипербола, гротеск)

- Попробуем проследить поведение Хлестакова в сценах представления ему чиновников в явл.3-7 действ.IV. Какие черты Хлестакова здесь показаны? (бесцеремонность, фамильярность, наглость)

- Когда же, наконец, Хлестаков понимает, что его приняли за государственного человека? (явл.8, дейст.IV)

- Каким предстает Хлестаков в сцене объяснения в любви Марье Антоновне и Анне Андреевне? (явл.12-14, дейст.IV)

- Почему он делает предложение Марье Антоновне? (он вынужден)

- Какие качества Хлестакова обнаруживаются в этих сценах? (глупость, изворотливость, беспечность, двуличие)

- Почему Хлестакову удалось покинуть город безнаказанно?

- Хотел ли он уезжать? Кто настоял на том, чтобы покинуть город? (Осип)

- Обратитесь к явлению 9 действия IV. Какая черта Хлестакова здесь еще раз подчеркивается Гоголем? (глупость)

- Еще раз зачитайте черты, которые, как мы выяснили, составляют характер Хлестакова. (Ученики зачитывают перечень черт на доске, переносят их в тетрадь)

- Бывают ли присущи эти черты разным людям в разных жизненных ситуациях?

- Во времена гоголевской комедии или в любые времена?

- Как вы можете объяснить смысл фамилии «Хлестаков»? Дополнит ли это объяснение характеристику героя? (Следует вспомнить «легкость необыкновенную», которой обладает, по мнению Гоголя, Хлестаков)

Комментарий учителя: Можно предположить, что фамилия «Хлестаков» говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих.

Вывод: Образ Хлестакова не ограничен рамками своей эпохи, а является широко обобщенным типом. В нем раскрываются те черты, которые сохранили всю свою непривлекательность вплоть до нашего времени. Вот почему имя Хлестакова превратилось в нарицательное понятие «хлестаковщина». Этим словом осуждается всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты и лживости.

V. Организация деятельности учащихся по применению «нового знания».

Слово учителя: Как и любое другое драматическое произведение, комедия «Ревизор» была предназначена для постановки на сцене. В ХIХ и в начале ХХ века на первый план в пьесе выступал городничий. Затем, когда на сцену вышли Михаил Чехов, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, главным героем стал Хлестаков.

Учитель показывает фотографии актеров в роли Хлестакова.

Задание учащимся: Посмотрите внимательно на фотографии и определите, какие качества в образе Хлестакова подчеркивает тот или иной артист.

(На выполнение задания отводится 3-5 минут)

VI.Контрольный этап.

Опрос задания V этапа.

Беседа: Вернемся к нашей теме. Припомните такие ситуации, когда вам приходилось проявлять какое-нибудь из качеств Хлестакова? Задумались?

Общий вывод: Навряд ли кто-нибудь из нас признается об этом вслух. Значит, все-таки черты Хлестакова присущи и нам, значит, можно спросить у себя: «А, может, Хлестаков – это я?»

Образ Хлестакова все же сделал свое дело и заставил вас задуматься. Так давайте же учиться на плохих примерах и пытаться избегать проявления в себе даже самой малой частички Хлестакова.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание.

1.Подготовить устную характеристику образа городничего. Подобрать цитатный материал.

2.Подготовить выразительное чтение монолога городничего в явлении 8 действия V(индивидуально).

Задания для студентов

3. Анализ самостоятельно созданных конспектов уроков по комедии «Ревизор».

4. Анализ методических рекомендаций Докусова А.М. и Маранцмана В.Г. в книге «Ревизор» Гоголя в школьном изучении, Маркович В.М. Комедия Гоголя «Ре-визор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988., Прозоров В.В. «Ревизор» Гоголя, комедия в пяти действиях. Саратов, 1996.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Драматических произведений в школе | Особенности изучения лирики в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.