Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №19. Средневековый номинализм и реализм (спор об универсалиях)




Вопрос №18. Теодицея Августина Блаженного.

Вопрос № 16. Аристотель. Основные идеи.

Аристотель критиковал Платона за теорию эйдосов, доказывая, что сущность (эйдос) не может существовать отдельно от вещей. С т.з. Аристотеля, каждая вещь является результатом соединения аморфной материи (гиле) и бесплотной формы (эйдоса). У Аристотеля нет слов «материя» и «форма» - это латинские слова. Материя у Аристотеля – «гиле» (дерево для обработки), а форма – «эйдос».

Форма задает вещи сущность, т.е. «чтойность». Чтойность (сущность) – основа всех свойств вещи. По Аристотелю, если материя не имеет формы – она ничто.

У Аристотеля сформулирована идея «субстанции» - бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. По Аристотелю «понятие» - это другая форма бытия. Каждая вещь существует в 2 ипостасях: в предметной и понятийной.

Сущность - основа всех свойств вещи, выраженная в понятии.

Понятие – идеальное выражение сущности, т.е. идея.

Синонимичный ряд: сущность = субстанция = эйдос = форма = понятие = чтойность.

По Аристотелю, у каждого явления – своя причина. Отсюда – учение о 4 причинах: каждая вещь имеет причины (на примере дома):

1. материя – дерево

2. форма – замысел

3. движение – работа

4. цель – необходимость в жилье

Метод – универсальная мыслительная форма.

 

Вопрос №17. Теодицея (оправдание Бога)

Согласно Эпикуру, если Бог это такое сущее, которое обладает 3 атрибутами (он всеблаг, всеведущ, всесилен), то отсутствие 1 из этих качеств не позволяет утверждать бытие Бога. Далее Эпикур говорит, раз в мире есть зло, значит отсутствует 1 из качеств: или Бог не знает о зле (тогда он не всеведущ), или он знает, но не может предотвратить (тогда он не всемогущ), а если знает, может искоренить зло, но не делает этого – значит не всеблаг.

 

Мир создан Богом и в нем есть зло, т.е. несовершенство. Причиной этого несовершенства может быть (по Платону) отягощенность мира.

Мир, созданный Богом, не может быть совершенным по условиям творения: если бы мир был бы так же совершенен как и Бог, то это был бы 2 Бог (Бог – абсолют). Все в мире, созданном Богом, благо, а то, что мы называем злом – недостаток этого блага, проистекающий из несовершенства мира по условиям творения. Зло не имеет своей самостоятельной причины.

Августин Аврелий отмечает, что добро и зло взаимосвязаны и познаются в сравнении. Нет добра, если нет зла.

Бон Авентура: в мире не м.б. добра, если нет зла. Отсюда вопрос – надо ли наказывать преступников? И ответ: да, надо наказывать совершивших зло и поощрять совершивших добро (конвенционализм). Критерии добра и зла условны. Нет четкой демаркационной линии между ними.

 

Универсалии – общее понятие.

Спор теологов об универсалиях: что является первичным в вере – вера в Бога вообще или вера в 3 его ипостаси:

1. Бог – отец

2. Бог – сын

3. Бог – святой дух

Те теологи, которые считали Бог – это только имя (номина), а подлинно реальными являются 3 его ипостаси назывались «номиналистами». В споре об универсалиях номиналисты утверждали, что универсалии – это только имена вещей (номины), а вещи первичны сами по себе. Номиналисты являются предшественниками современного материализма. Те теологи, которые считали, что универсалии являются подлинной первичной реальностью назывались реалистами. Таким образом, номиналисты – последователи Аристотеля, а реалисты – Платона.

 

Вопрос № 20. Философия Б. Спинозы (1632-1677)

Проблема субстанций. Субстанция то бытие ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. Наряду с субстанцией Спиноза выделял модусы – конечные вещи, субъекты. Их он относил к бытию конечному, изменчивому, зависимому.

Таким образом, Спиноза продолжает в онтологии античную традицию, выделяя 2 вида бытия (см. выше).

По мнению Спинозы – природа – это субстанция. С этой т.з. Спиноза отвергает догмат сотворения природы Богом. Философская система Спинозы – пантеизм (Бог везде, во всем, он присутствует внутри самой природы, является ее разумным началом, т.е. Бог = природе). Бог (природа) не может иметь границ. Она может быть только одна и не имеет границ. Природа – это котел, она не изменяется вся в целом, а изменяется только внутри и ни с чем не взаимодействует. По Бруно же: «Природа – это Бог в вещах».

Спиноза всю жизнь решал вопрос: «Что есть природа?». В работе «Этика», опубликованной после его смерти, в нескольких схолиях Спиноза определяет: «Воля, которую мы называем свободной, основана на разуме». Во многих комментаторских работах утверждается, что Спиноза определяет свободную волю в сократовской традиции (т.е. основанной на разуме). Именно эта формула послужила основанием в европейской философии права для формулировки идеи правового идеала у Канта и Гегеля. По Канту: «Свободным является только основанный на разуме поступок». По Гегелю: «Освобождение через подчинение обязанности, т.е. закону».

Известна энгельсовская версия спинозовского понимания свободы: «Свобода - познанная необходимость».

Круг в целом – это субстанция, черная точка в выделенном секторе – субъект. Субъект свободен настолько, насколько его свободная воля не противоречит субстанциональной необходимости (закономерности). Спиноза в своих политических трактатах уподоблял государство субстанции, а гражданина – модусу.

У государства есть законы, а гражданин свободен настолько, насколько он не нарушает законы.

Спиноза жил в еврейской общине в Амстердаме. В 17 лет его предали анафеме из-за вольнодумства. Умер от простуды. Зарабатывал на жизнь шлифовкой линз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.