Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №25. Этика Канта




Вопрос № 24. Кант. Онтологическая проблематика.

Кант не проводит демаркационной линии между гносеологией и онтологией.

Кант вводит понятия для обозначения реальности: феномены, ноумены и вещь в себе.

Для того, чтобы понять соотношение этих терминов в кантовской онтологии, необходимо отметить, что Кант делит все человеческие представления на 2 вида:

1. представления об единичных чувственных вещах – феномены.

2. представления о сверхчувственных сущностях, те, которые не могут быть предметом чувственного опыта (не даны в ощущениях) – ноумены.

Кант дает такие определения:

1. вещь в себе – возможная причина единичных чувственных представлений. Ее существование сомнительно – она м.б., ее м. не б. (Кант придает реальности вероятностный характер: его ответ на проблему, поставленную Юмом относительно реальности, состоит в том, что для феноменов возможно существует внешняя причина – он ее называет «вещь в себе», а возможно и нет. То, чем является и как выглядит вещь в себе не может быть ни при каких условиях и обстоятельствах точно установлено). В качестве примеров можно взять Беркли (муха и увеличительное стекло), а также летящую стрелу – ее траекторию.

2. феномены – результат афференцирования чувственности. Возможной причиной феноменов м.б. вещь в себе.

3. ноумены – умозрительные (идеальные) конструкции разума на основе его априоризмов. Ноуменальные представления не могут быть предметом чувственного опыта. Например, Бог, бесконечность, справедливость.

 

Кант выделял 2 вида поступков:

1. моральные, т.е. те, основой которых является только 1 мотив – желание следовать моральной норме – даже вопреки своим желаниям, влечениям, выгоде.

2. легальные – в их основе – утилитарная цель или страсть, но они не нарушают никаких моральных норм, поэтому так и называются.

В основе моральных поступков лежит категорический императив, а у легальных - гипотетические императивы (они по сути своей являются гипотезой достижения выгоды или удовлетворения страсти).

Императив – объективный принцип долженствования.

Максима – субъективный принцип долженствования.

Долженствование – следование правилу, закону по доброй воле, без принуждения.

Кант по сути поставил проблему: если нормы морали исторически изменяются стихийно, а не по решению законодателя, то при каких условиях нарушения устоявшейся моральной нормы не является безнравственным, а содержит в себе зачатки, ростки новой нормы морали, соответствующей новым ценностям, для которых пришло время. Ведь фактически новые нормы морали рождаются «на костях» старых, через их все нарастающее нарушение.

Кант выделил 2 сочетающихся взаимосвязанных условия, при которых нарушение моральной нормы не является безнравственным, а несет в себе ростки новой нравственности:

1. категорический императив – действуй так, чтобы максима твоего поступка (воли) могла бы стать актом всеобщего законодательства. Этот императив сам по себе недействителен без 2 условия:

2. относись к человеку в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как средству. Раскольников построил как бы новую моральную систему, в которой достойный должен жить достойно и он может использовать другого, менее достойного, по его мнению, человека, для достижения этой цели.

Очень часто Канту приписывается принцип: действуй так, как если бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Но это – искажение. На самом деле у Канта: действуй так, как если бы ты хоте, чтобы в отношении тебя действовал бы тот же закон, которым ты руководствовался в своем поступке.

Основная идея кантовской морали заключалась в следующем: своим поведением мы формируем поведение других людей, т.к. индивидуальное правило (максима) нашего поступка становится правилом для других в определенных пределах. На этом основан принцип обращаемости зла: совершая зло, оно к нам вернется.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.