Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №40. категории диалектики. Единичное, общее, всеобщее

Вопрос № 39. Мифологический тип мышления и его влияние на правовое мышление.

Особенности мифологического мышления:

1. отождествление естественного и сверхъестественного

2. мифологическое мышление носит символичный характер, т.е. основано на символических формах.

3. персонификации, т.е. воплощение социальных и природных сил в некоторых персонах (в тексте мифа – в его персонажах)

4. агрессивная двойственность мифа (наличие 2 смыслов)

 

Категории – наиболее общие понятия.

Категории диалектики носят наиболее общий характер.

Каждое понятие имеет значение и смысл: значение понятия – тот пласт предметов, который мы называем данным понятием; смысл понятия – совокупность свойств, на основании которых мы тот или иной предмет обозначаем данным понятием.

Некоторые понятия могут быть охарактеризованы в широком и узком смысле: не путать смысл понятия с его объемом: степень всеобщности понятия не зависит от его объема (право в широком смысле – более общее понятие, чем субъективное право). Однако объем понятия «право» в узком смысле больше объема понятия права в широком смысле. абстракции (понятия) возникают в результате отделения определенных свойств от конкретных явлений и последующей их классификации.

Таким образом, понятие (общее, всеобщее) образуется на основе отделения особенных черт от единичных явлений. Единичное явление может существовать только в той связи, которая ведет ко всеобщему (если нет понятия, то нет соответствующего предмета – пример археолога).

Понятие «всеобщее» является однопорядковым с понятием «сущность».

Понятие нельзя путать с обозначением или содержанием.

 

Вопрос №41. Соотношение формы и содержания.

В понимании формы существует 2 традиции:

1. идущая от Аристотеля – форма – это и есть сущность.

2. идущая от материалистов, сформулированная в марксизме – форма – внешнее выражение содержания, т.е. вторична по отношению к содержанию. Форма зависит от содержания, определяется им. Она пассивна, а содержание активно. В постмарксовском марксизме (по Ленину) достаточно много написано по диалектике формы и содержания: содержание определяет форму, но форма также способна влиять на содержание, т.е. действует принцип единства формы и содержания.

Если же говорить об аристотелевской традиции (1 тип) в понимании формы, то форма иначе связана с содержанием: здесь форма как сущность определяет содержание, она его задает. По существу в юриспруденции понятие формы используется в аристотелевском смысле, п.ч. в рамках правового мышления форма задает юридический смысл (формы вины, например), форма служит определениям государства (формы правления, государственного устройства, политический режим), понятие форм также используется для определения форм права (обычай, закон, прецедент) и т.д. здесь понятие формы работает в смысле сущности. <Конечно, в сфере права понятие формы используется и в материальном смысле>.

В целом же наиболее универсальным можно считать следующее определение формы: форма – это внешняя граница содержания, позволяющая выделять виды в рамках рода.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос № 38. Учение К. Юнга об архетипах | Вопрос №43. Ницше. Воля к власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.