Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование товарных запасов




Задачей планирования товарных запасов является определение такого их размера,
который позволит обеспечить широкий ассортимент, бесперебойную продажу всех наименований товаров, выполнение планов оборота при минимальных затратах на формирование
и хранение запаса.

Планирование товарных запасов в розничной торговле
включает:

• анализ товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы в предплановом периоде;

• нормирование товарных запасов;

• расчет необходимой суммы товарных запасов и запасов в днях на каждый квартал по каждой группе товаров, каждому магазину и по торговой организации в целом;

• организацию контроля за состоянием товарных запасов, разработку мероприятий по поддержанию запасов на запланированном уровне.

Анализ товарных запасов позволяет выявить уровень обеспеченности предприятия товарными запасами в целом и по каждой товарной группе, факторы, повлиявшие в предплановом периоде на состояние товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в запасы товаров.

На материалах анализа базируется опытно-статистический метод планирования. Этот метод имеет широкое распространение в хозяйственной практике. Он построен на использовании данных о фактическом состоянии товарных запасов корректировке размеров товарных запасов в днях с учетом
факторов, оказывающих на них наиболее существенное влияние.

Большое значения для управления товарными запасами имеет их нормирование - установление норм товарных запасов в днях по каждой группе товаров для каждого магазина.

Наиболее распространенным методом нормирования товарных запасов является технико-экономический. Этот метод предполагает расчет нормы товарного запаса по элементам:

 

Н = Р + П/2 + С,

где Н - норма товарного запаса в днях;
Р - рабочий запас;

 

П/2 - запас текущего пополнения;
С - страховой запас.

 

Рабочий запас Р в розничной торговле включает запас в торговом зале, однодневный запас для работы продавца и запас товаров, проходящий подготовку к продаже. Рабочий запас - это минимальный запас.

Запас текущего пополнения необходим для регулярной торговли в период между очередными поставками товаров. Этот запас зависит от периодичности завоза, комплектности
поставок В приведенной формуле элемент П - условный
период полного обновления ассортимента товаров, который
определяется следующим образом.

П= Тх Н/н

rде т - период между поставками товара в днях;

 

Н - количество разновидностей товара, которое долж-
постоянно быть в продаже;

 

н - количество разновидностей товаров, поступающих в
одной партии.

 

Страховой запас С создается на случай нарушения Графика завоза товаров и непредвиденных колебаний спроса по дням, его размер определяется с учетом данных анализа.

 

Рассчитанные нормы товарных запасов по группам товаров можно использовать в течение года, если не предполагается существенных изменений во внутригрупповом ассортименте, в источниках, периодичности поступления, комплектности поставок. Нормирование товарных запасов в
розничных торговых организациях, торгующих широким ассортиментом товаров, - трудоемкая операция. Поэтому на практике методом технико-экономических расчетов устанавливают нормы товарных запасов по группам товаров, занимающим высокую долю в обороте. По остальным группам товаров плановые размеры товарных запасов в днях определяют опытно-статистическим методом.

 

Для определения плановой суммы товарных запасов нормы запасов в днях по каждой группе товаров умножают на плановые среднедневные объемы оборота в предстоящем
квартале. В современных условиях необходимым элементом плановых расчетов является увязка намечаемой суммы товарных запасов на каждый квартал с наличием собственных оборотных средств для их формирования и возможностями привлечения заемных средств.

 

Необходимым элементом управления товарными запасами является контроль за их состоянием. Такой контроль направлен на недопущение, во-первых, снижения размера товарных запасов ниже минимального уровня (рабочего запаса), во-вторых, превышения запланированного размера
товарных запасов.

 

В крупных организациях могут быть использованы следующие подходы к управлению товарными запасами.

 

1. Управление на основе деления всех товарных запасов на три группы (метод АВС). к группе А относят запасы, требующие повседневного контроля. Это примерно 5-10%
наименований товаров, которые занимают в обороте до 50-60%, пользуются постоянным спросом и постоянно должны быть в наличии в широком ассортименте. Группа В включает 20-40% наименований товаров, на долю которых приходится 15-30% оборота. Запасы этих товаров необходимо контролировать примерно раз в неделю. Группа с включает все остальные товары - большое число наименований, доля которых в обороте невелика. Эти товарные запасы можно контролировать один раз в месяц.

 

2. Управление на основе метода "20/80". В этом случае все товары делят на две группы. Первая группа - это примерно 20% наименований товаров, которые занимают в обороте до 80%. Это основная группа, которой уделяется первостепенное внимание в процессе анализа, планирования, контроля. Остальные товары (ДО 80% наименований, занимающие в обороте около 20%) контролируются эпизодически, в зависимости от конкретной ситуации.

 

Для поддержания товарных запасов на запланированном
уровне в торговых организациях контролируется соблюдение графиков завоза товаров в каждый магазин, устойчивость ассортимента, соблюдение сроков хранения товаров,
соответствие товаров спросу населения и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.