Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы внутренне неблагополучных семей

Семьи со скрытой формой неблагополучия

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Результат не­благополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем трудным детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. Только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в кото­рой проходила жизнь ребенка, попавшего в группу риска, по­зволяет выяснить, что благополучие это относительное.

Семьи эти различны по своим социальным установкам, ин­тересам, но сам стиль жизни, поведение взрослых, их настроен­ность таковы, что влекут за собой отклонения в нравственном развитии ребенка, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царя­щего в них эмоционального отчуждения на уровне как суп­ружеских, так и родительско-детских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Не­обходимость сохранения семьи может поддерживаться убеж­денностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться ка­кие-то меркантильные или престижные соображения. Ув­леченные своими «играми» взрослые даже не замечают, как деформируется личность ребенка, чутко улавливающего фальшь в их взаимоотношениях.

Возможен и такой вариант развития семейной ситуации, при котором супружеские и родительско-детские отношения отличаются внутренней теплотой, гармоничностью и стремле­нием к взаимопониманию. Однако это взаимопонимание касает­ся лишь бытовой стороны жизни, в то время как направленность личности супругов, а следовательно, и их детей, характеризуется низким уровнем общественной активности. Родители нередко ответственно относятся к учебе своих детей, их матириальному обеспечению и при этом проявляют поразительное безразличие к другим сферам их жизнедеятельности, их духовному миру и волнующим проблемам, разрешить которые самостоятельно, без поддержки опытных взрослых они не могут. Следствием подобного семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный у них эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстника­ми и взрослыми.

 

Таким образом, не только явно неблагополучные, но и внеш­не респектабельные, считающиеся в обществе благополучны­ми семьи могут оказывать психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребен­ка. Такие семьи отнесены психологами к категории внутренне неблагополучных, разновидности их довольно многообразны. Однако, в отличие от семей с явной формой неблагополучия, они пока не стали предметом специальных научных исследо­ваний, и поэтому информация о них представлена довольно скудно как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К сожалению, распространенные формы отклоняющегося поведения детей многие авторы склонны рассматривать как следствие глубокого социального кризиса в современной Рос­сии, не связывая их с различными вариантами скрытого се­мейного неблагополучия, хотя никто не отрицает ведущую роль семьи в становлении личности подрастающего человека. Конечно, между семьей и широким социумом нет жестких границ, тем не менее не всякая семья становится неблагополучной в условиях неблагоприятных социальных отношений в общест­ве. Скорее наоборот: именно семья чаще всего позволяет сохра­нить в ребенке душевную и нравственную чистоту. Все зависит от особенностей взаимоотношений и поведения взрослых, кото­рые приобщают своих детей к социокультурным правилам и нор мам человеческого общежития.

В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В.В. Юстиц-кисом, который выделяет недоверчивую семью, легкомыслен­ную семью и хитрую семью. Именно этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого се­мейного неблагополучия.

«Недоверчивая» семья: характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреж­дений, с которыми представителям этой семьи приходится об­щаться). Члены «недоверчивой» семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо под­держивает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают ост­роконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимыми ущемлениями интересов кого-то из членов этой семьи.

«Недоверчивая» семья всегда права, а все вокруг всегда ви­новаты. Если ребенок совершает проступок или вступает в кон­фликт с товарищами или учителями, во всех случаях родите­ли считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других. Даже если родители не могут отри­цать прямую вину своего сына или дочери, в разговоре они главное внимание уделяют не вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за отсутствия поддержки или даже неблагожелательного отношения окру­жающих. Такая позиция родителей формирует у ребенка то­же недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него раз­виваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. В школе ре­бенок из такой семьи начинает конфликтовать с учителями и воспитателями, никогда не признает своих ошибок и отрица­ет свою вину, а родители встают на его сторону. Получается замкнутый круг: конфликты эти, с одной стороны, порожда­ются взглядами, воспринятыми ребенком в семье, с другой — еще больше усиливают недоверчивость самой семьи, обострен­ность ее отношений с социальным окружением. Довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителя­ми становятся главным содержанием жизни членов «недовер­чивой» семьи, основной темой бесконечных разговоров роди­телей о том, какие все плохие.

Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния ан­тиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.

«Легкомысленная» семья отличается беззаботным отноше­нием к будущему, стремлением жить исключительно се­годняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сего­дняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны. Даже если кто-то и выра­жает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается всерьез о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к лю­бым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции, не предпринимая по­пыток что-либо изменить. Даже при хорошем заработке роди­телей мебель старая и случайная, не хватает многих нужных вещей, покупка которых все время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то все некогда заняться. Вы­бор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был мень­ше конкурс.

Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения телевизор (смотрят невдумчиво и все без разбора), вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживает­ся в семьях такого типа.

«Легкомысленная» семья почти постоянно находится в со­стоянии внутреннего разлада, противоречия здесь очень легко переходят в многочисленные конфликты, а ссоры вспыхива­ют мгновенно и по любому пустяку.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неоргани­зованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

«В хитрой семье» в качестве важных черт прежде всего це­нят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться ус­пеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Чле­ны семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.

Еще одна характерная особенность такой семьи — стрем­ление использовать окружающих в своих целях. Эта семья уме­ет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчи­вость, отношение в подобной семье скептическое, даже пре­небрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто не умеет жить, кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным пу­тем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвину­ты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения у ребенка формируется та же установка: главное — не попа­даться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внут­ренне неблагополучных семей. Существует множество разновид­ностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и послед­ствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных — это ду­шевное одиночество детей в таких семьях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Улыбаться | Семьи, ориентированные на успех ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.