Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье




Определенные особенности существуют и в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка.

Во-первых, это ее повышенная тревожность. Она в свое время взяла на себя боль­шую ответственность, решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с кем ее делить.

Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить. В лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери, т. е. не от­даст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка; в худшем — не даст сыну или дочери устроить личную жизнь. Мамы разводят своих детей, порой не сознавая всей па­губности этой деятельности.

Возможен и другой вариант. Женщина, никогда не выхо­дившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому это мать всецело предана сыну, о мужчинах она не думает. Со временем эту пустующую психологическую мужскую нишу начинает заполнять подрастающий сын. Вследствие этого формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается неволь­но, но это очень вредно для развития ребенка.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои спе­цифические особенности, связанные с характером внутрисе­мейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.


Пройдет много времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, ко­торая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять зна­чительно больше внимания как уходу за детьми (традицион­ная женская роль), так и их защите (традиционно мужская роль). Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования ро­дителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целе­направленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, прелом­ляясь в структуре личности.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем свя­зано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку са­мых близких для него людей — родителей. Особенности взаи­модействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода дет­ва, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. По­этому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать.

А если в семье только один родитель? Каковы последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответить на эти вопросы не так просто, как это может показаться на первый взгляд, потому что многое в психическом развитии и личностном становлении зависит не только от наличия одного или двух родителей, но и от того, как складываются отношения между ребенком и тем родите­лем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей. Вместе с тем специалисты, занимающие­ся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспи­тании ребенка, а создает лишь предпосылки для успешного формирования его личности, тем не менее воспитание в усло­виях неполной семьи более сложное дело и таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встре­титься каждому одинокому родителю.

Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимо­стью приспосабливаться к многочисленным изменениям, про­исходящим в его жизни, и к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходит­ся совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель постепенно приходит к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему при­ходится взять на себя ответственность за поддержание взаимо­действия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важ­но для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу (матери) и его родствен­никам, не появлялось чувство вины за распавшуюся роди­тельскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родите­лей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ро­лью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе.

С учетом того, что в условиях российской действительно­сти неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т. е. является по сути материнской, мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психическо­го и личностного развития ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.