Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Массово-информационная природа журналистики




В теории журналистики понятие «массовая информация» является базисным (та­кую функцию, например, в теории искусства играет «образ», в политэко­номии - «товар» и т.д.). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

При рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них - сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» как начальной категории и всей систе­мы знаний о журналистике. Об этом свидетельствуют уже те характерис­тики, какие были даны этому понятию в предыдущей главе. Трудно и ло­гически, и психологически, на поверхности имея дело с «самым простым» (что проще информации как сообщения!), вскрыть огромной сложности явление. Например, кажется, что в большом тексте информации больше, чем в маленьком. На самом деле часто бывает так, что в маленькой заметке информации для аудитории содержится гораздо больше, чем в большой по объему статье. Или: чтобы передать мысль как можно точнее, кажется, нужно как можно шире использовать лексические возможности языка. Но это зачастую приводит к затруднению понимания смысла сооб­щения какой-то частью аудитории (или потере информации).

Вторая трудность, непосредственно связанная с первой, - это много­значность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «ин­формация». Определение «массовая» кроме основного значения («боль­шая количественно, рассчитанная на многих, результат поточного производства») иногда употребляется для обозначения низкого качества («массовая продукция») или, как в словосочетании «массовая культура», низкопробного, вульгарного, рассчитанного на нетребовательный вкус продукта духовного производства.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» теряет негативные оттенки (хотя это не значит, что те или иные издания или программы не могут быть вульгар­ными, низкопробными, оболванивающими аудиторию), приобретая сле­дующий смысл.

Массовая информация, наряду со специальной (соответствующей про­фессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям и пр.) и индивидуально-личностной (включающей неповто­римый, уникальный личный опыт, знания, представления) в их своеоб­разном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности.

Слово «информация» в журналистике также используется неодно­значно, традиционно употребляясь в трех тесно связанных между собой значениях: это совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни; наимено­вание группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью); наконец, «информацией» иногда называют жанр заметки. Таким образом, термином «информация» в наше время следует поль­зоваться в широком смысле - это вся совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналис­тика аудитории. А то, что в журналистике традиционно принято назы­вать «информацией», - это только часть информации в широком смысле этого слова, а именно событийная информация, сведения о новых фак­тах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики при­сутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация. И это принципиально важно знать для понимания журналистики как массово-информационной деятельности: СМИ ни в коем случае не могут ограничить свою деятельность только со­общением новостей - событийной информацией.

В силу превращений текста на его пути в аудиторию принципиально важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. От уровня информационной насыщенности текста зависит его действительная информативность – степень перехода потенциальной информации в принятую и далее переработка ее в реальную информацию.

Таким образом, постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. Создание текста произведения в расчете на повышение информиро­ванности аудитории - основа деятельности журналиста. Три необходимых условия информативности.

Первое – новизна информации, наличие в ней сведений (фактов, на­блюдений, оценок, идей и т.д.), которыми еще не располагает читатель, слу­шатель или зритель. Чрезвычайно важно при этом работать с уже известной аудитории ин­формацией (напоминать, актуализировать, систематизировать, переос­мыслять наличные сведения) творчески, небанально - повторение долж­но быть вариативным, уже известное читателю (слушателю) -представлено в новых связях, раскрыто на новом материале, в новой форме и т.д. Неэффективна как абсолютно банальная, так и абсолютно оригиналь­ная информация. Искусство журналиста заключается в соблюдении меры сточной ориентацией на конкретную аудиторию.

Второе условие информативности – доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией. Журналист прежде всего должен пользоваться доступным аудитории языком. Начинать разговор с аудиторией всегда надо на ее языке. Для этого журналист должен знать этот язык аудитории, ясно понимать смысловое наполнение слов, уставляющих ее лексический запас. Во-вторых, журналисту должна быть свойственна ориентация на эмо­циональный опыт аудитории и соответствующий образный язык.

Наконец, чтобы донести свою мысль адекватно, требуется ориентиро­ванность журналиста в социальной позиции собеседников, знание их об­раза мысли, «менталитета» аудитории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.