Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Журналистика как фактор социального управления




Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью. Но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности.

Конечно, в своем управляющем воздействии журналистика не оди­нока (действуют и другие силы) и не всесильна. И не только потому, что у журналистов не хватает знаний о нуждах общества или творческих способностей. Многое зависит и от активности самой аудитории. Необходимо учитывать, что по причине существующей возможности каждым человеком или группами людей самостоятельно формировать систему представлений об окружающей действительности, в том числе критиче­ски переосмысливая (а порой и отвергая) поступающую от журналисти­ки информацию (тем более, что СМИ разных ориентации предлагают различные варианты оценок и предложений), это управляющее воздей­ствие не носит жестко обязательного характера (как в случае отноше­ний «человек - машина»). Но если СМИ действуют высокоэффективно (т. е. учитывая действительные потребности и интересы аудитории), притом согласованно и консолидированно, сила их влияния может ока­заться весьма значительной.

Поскольку управляющие возможности журналистики высоки, журна­листу особенно важно осознавать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории, по какому пути ведет ее массовая ин­формация, распространяемая в обществе.

Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений раз­личными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории. Эти два на­правления воздействия определяют принципиальное место журналисти­ки в общественной жизни, ее роль «четвертой власти». Ведь управление и есть осуществление власти.

Огромная и все возрастающая роль журналистики в жизни общества требует все более полной реализации и юридического закрепления пра­ва на информацию (как журналистов, так и аудитории). В зависимости от того, какую социальную позицию занимает журналистика и интересы каких общественных сил она защищает, влияние ее на социальные процессы, на деятельность социальных институтов и активность масс различно. Это может быть консервативная позиция, нацеленная на решение задач по сохранению status quo, укреплению существующего порядка вещей и поддержанию наличного состояния массового сознания (на основе соответствующей подачи и интерпретации явлений текущей жизни общества). Это может быть реакционная позиция, в соответствии с которой задачей журналистики оказывается стремление способствовать попятному движению общественных структур и массового сознания, к регрессу. Наконец, это может быть прогрессивная позиции журналистики, которая обязывает ее бороться за такие преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые предопределяют движение вперед, способствуя все более сво­бодному проявлению творческих возможностей отдельной личности и человечества в целом, его экономическому, социальному, культурному прогрессу.

На протяжении всей истории человечества массовая информация иг­рала важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных об­щественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. Другое дело «информационная война» - стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Во времена военных столкновений противостоя­щими силами вводилась военная цензура, запрещалось пользоваться ра­диоприемниками, глушились радиопередачи противника, активизирова­лась контрпропаганда, для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация.

Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекват­ности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она со­здает в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Средствами дезинформации выступает как прямая ложь, так и «полуправда», распро­странение слухов (которые, впрочем, не всегда бывают ложными), утаи­вание сведений, неверные акценты в сообщении, неадекватные коммен­тарии, демагогические обещания, популистские заигрывания с аудиторией и т.д. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Во время второй мировой войны министерство пропаганды фашистской Германии под руководст­вом Геббельса распространяло дезинформацию как на «свою», так и на «чужую» аудиторию. После окончания второй мировой войны наступила пора «холодной войны», в которой важнейшей составляющей стала «ин­формационная война» - борьба «за умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.

С распадом СССР и мировой «социалистической системы» информационные отношения внутри стран и между ними (в силу неоднородное позиций различных сил носящие сложный, а порой даже и конфронтационный характер) усложнились и расширились. В едином и взаимозави­симом мире с помощью глобальных коммуникационных систем склады­вается единое мировое информационное пространство, имеющее тенденцию к дальнейшему развертыванию.

Действия разнонаправленных политических сил, неурегулированность международных информационных контактов, неупорядоченность функционирования компьютерных медиасетей типа «Интернета» порож­дают в сфере информационных обменов много проблем, требующих юри­дической регламентации и этической саморегуляции участников инфор­мационной деятельности. Информационные войны разворачиваются и в настоящее время не только на международной арене, но и в информаци­онном пространстве страны, чтобы любыми средствами (часто непозво­лительными с точки зрения права и этики) добиться «победы». Это про­исходит в периоды обострения социальных отношений, в том числе часто в периоды выборов органов власти.

В этой связи возникает вопрос об информационной безопасности применительно к деятельности СМИ. Условие и фактор информацион­ной безопасности - обеспечение действительной информированности «потребителей» массовой информации и охрана ее от влияния дест­руктивного, дезинформирующего воздействия. А такие влияния причи­ной своей имеют и консервативную или даже реакционную позицию СМИ определенных социальных сил, и пренебрежение информацион­ной безопасностью аудитории ради выгоды при распространении «желтой» информации, и незнание истинных потребностей аудитории и т.д. Поэтому так важна осознанность гуманистических ориентиров журналистами и их противостояние тем, кто пренебрежительно относится к истинной информированности аудитории, а тем самым и к ее, информационной безопасности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.