Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ бизнес-среды организации

Данный раздел, как правило, посвящается исследованию и анализу рынка, кон­куренции на нем и т. д. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенци­альных. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервис­ное обслуживание и т. п.

В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия. Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т. е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка — территория, на которой происхо­дит реализация товаров (услуг) предприятия.

Емкость рынка — объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение оп­ределенного периода времени. Емкость рынка при планировании рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тенденции ее изме­нения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде. Напри­мер, неперспективным представляется рынок, емкость которого незначительна по сравнению с производственной мощностью предприятия. В этом случае доходы от продаж на нем могут не компенсировать расходы на внедрение на рынок и издерж­ки на изготовление продукции. В то же время, большая емкость рынка не всегда может определять планируемый объем продаж. В этом случае приходится считать­ся с остротой конкуренции, степенью удовлетворенности потребителей товарами конкурентов и другими факторами, определяющими возможность освоения рынка.

Емкость рынка может быть оценена потенциальной емкостью и долей рынка. В отличие от потенциальной (максимально возможной) емкости рынка доля рын­ка отражает фактические или планируемые результаты деятельности предприятия. Она определяется как отношение объема продаж данного предприятия к потенци­альной емкости рынка рассматриваемого товара. Этот показатель характеризует уровень конкурентоспособности предприятия, который может быть высоким, средним, пониженным и низким. Следует отметить, что доля предприятия на рын­ке наиболее сильно влияет на норму получаемой им прибыли, что является наи­более важным фактором при планировании финансовых результатов деятельности предприятия.

Методы расчета емкости рынка для различных товаров различаются. При опре­делении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, форми­рующие спрос потребителей. Сюда могут входить следующие факторы'.

—численность и половозрастная структура населения в регионе;

—уровень доходов и структура потребительских расходов населения;

—политика в области оплаты труда.

Емкость рынка — показатель динамичный, складывающийся под воздействием многих факторов. В его основе лежит соотношение между спросом и предложени­ем на планируемый товар. Обобщающий показатель, характеризующий спрос и предложение, принято называть конъюнктурой рынка. Именно под воздействием конъюнктуры складывается емкость рынка в тот или иной период. Знание конъюн­ктуры товарного рынка позволяет не только определить его состояние, но и предсказать характер дальнейшего развития, что является необходимым условием про­гнозирования возможного объема продаж при планировании.

Программа оценки существующей конъюнктуры рынка зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштаба производства конкретного товара и ряда других факторов.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использо­вание различных, взаимодополняющих источников информации, применение со­вокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Наиболее часто для сбора и анализа информации применяются следующие ме­тоды:

— наблюдение;

— опрос;

— эксперимент;

— моделирование.

Эффективным методом является наблюдение, основанное на систематическом сборе информации о состоянии товарных рынков в сочетании с ретроспективным анализом и прогнозом следующих показателей:

1) емкости рынка;

2) количества поставщиков однотипной продукции;

3) объемов сбыта в натуральном и стоимостном выражении;

4) развития сбыта определенных групп товаров;

5) скорости сбыта;

6) запасов продукции в каналах сбыта и др.

В практике анализа конъюнктуры наблюдение дает более объективные и досто­верные оценки, чем другие методы сбора информации, поскольку обеспечивает изучение поведения объекта исследования в реальной обстановке и высокую пред­ставительность результатов.

Опрос представляет собой устное или письменное обращение специалиста, про­водящего анализ, к работникам предприятия, потребителям или клиентам с воп­росами, содержание которых представляет предмет исследования. С помощью оп­роса можно выявить систему предпочтений при выборе товаров потребителями, причину возврата товара или отказа от покупки. Он может проводиться в форме анкетирования или интервьюирования.

Эксперимент представляет собой исследование влияния одного фактора на другой в реальной обстановке. Он обеспечивает при анализе рынка возможность раздельно­го наблюдения за влиянием различных факторов, реалистичность условий и конт­роль за посторонними факторами. С помощью эксперимента можно выявить при­чинно-следственные связи при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например увеличение объема продаж при снижении цены. Эксперименты могут проводиться не только на реальных объектах, но и на искус­ственных моделях. При анализе рынка наиболее часто используется экономико-ма­тематическое моделирование, которое позволяет создать такие аналоги изучаемых объектов, в которых отражены все важнейшие их свойства и опущены второстепен­ные, несущественные с точки зрения эксперимента, свойства.

В процессе подготовки данного раздела бизнес-плана даются ответы на вопросы: кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших двух, трех и более лет. В этом разделе перечисляют­ся все имеющиеся заказы на продукцию. Помимо всего прочего, здесь:

— анализируется то, как быстро продукция (услуги) утвердится на рынке, обос­
новываются возможности дальнейшего его расширения;

— оцениваются основные факторы, влияющие на расширение рынка (например,
тенденции развития отрасли, региона, социально-экономическая региональная и
федеральная политика, создание конкуренции и т. д.);

—отслеживаются и оцениваются основные конкуренты. Выделяются и анализи­
руются сильные и слабые стороны конкурента и самого составителя бизнес-плана,
конкурентоспособность производимых товаров, услуг;

—основываясь на оценке преимуществ производимых товаров, услуг, определя­
ется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
F 3.4. Характеристика объекта бизнеса организации | План маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.