Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая педагогика

Технократическая авторитарная педагогика.

Основные группы педагогических теорий

Современные зарубежные

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА:

 

педагогические теории

 

Тема: Современные зарубежные педагогические теории

План:

1. Основные группы педагогических теорий.

2. Технократическая авторитарная педагогика.

3. Гуманистическая педагогика.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 143 – 153.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 145 – 158.

3. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1989. – С. 54 - 60.

4. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С. 100 -115.

 

В Японии, Америке, Европе существуют разнообразные теории и подходы к обучению и воспитанию. Основа большинства западных воспитательных систем – философия прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психологическая основа большинства воспитательных концепций – психоанализ и бихевиоризм. Все эти концепции можно разделить на две группы:

· авторитарная, технократическая педагогика – воспитание в этих концепциях рассматривается как жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности;

· гуманистическая педагогика – человек рассматривается как цельное образование, неповторимая личность, задача учителя – создать атмосферу, способствующую развитию человека.

 

Создателем технократической педагогики является Б.Ф. Скиннер. Он исходил из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей (гражданин, работник, семьянин, потребитель). По этой теории, воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием. Процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Воспитание понимается как модификация поведения – выработка «правильных» поведенческих навыков. Но создатели теории забывают, что формируя навыки поведения, нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями. Манипулирование личностью может привести к воспитанию человека-функционера, бездумного исполнителя чужой воли. Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в различных формах. Крайним проявлением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на детей и взрослых. Воспитание с помощью фармакологических препаратов, столь распространенное а Америке, противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. У истоков бихевеоризма стоял американский философ и психолог Дж. Уотсон. Основное положение данной концепции определяет зависимость поведения (реакции) от раздражителя (стимула). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др. дополнили данную зависимость положением о подкреплении. Формирование заданного поведения в необихевиоризме в виде схемы можно представить так: «Стимул – реакция – подкрепление».

Приверженцы необихевиоризма считают, что человеческое поведение – управляемый процесс. Достаточно придерживаться вышеприведенной схемы и принципов «оперантного обусловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение. Скорость достижения требуемого поведения регулируется факторами подкрепления – положительного или отрицательного, обеспечивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепления, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или делают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы сделать карьеру. По его мнению, моральное совершенствование человека заключается в умении наилучшим способом приспособиться к окружающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспособления биологических организмов к природе.

Процесс воспитания, развивающийся в соответствии с рекомендациями сторонников необихевиоризма, ориентирован на то, чтобы создать в учебных заведениях атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индустриального человека» - деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость.

Прагматизм (от греч. прагма – дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основоположник – Дж. Дьюи (1859 – 1952), развивший идеи Ч. Пирса(1839) и У. Джемса (1842 – 1910). Сам он созданную систему называл инструментализмом.

Основные положения:

· Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания.

· В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать.

· Воспитание и обучение должно осуществляться в процессе выполнения конкретных практических дел.

· В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка, качество и количество обучения определяются не программой, а самим ребенком.

К 60-м годам прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с данной теорией привела к снижению качества обучения и воспитания.

Неопрагматизм. В 70-х годах идеи прагматизма были пересмотрены. Сущность неопрагматической концепции воспитания – самоутверждение личности. Сторонники данной концепции (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Траммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания. По Маслоу, «источники роста и гуманности личности лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом». В соответствии с данной теорией, общественные нормы и принципы могут только мешать самовыражению человека, его росту. В своих действиях человек ничем не связан, он руководствуется только своими желаниями.

Неопозитивизм (сциентизм) – философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Виднейшие представители – П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.

Главные положения:

· Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, социальная жизнь нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии.

· Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания – формирование рационально мыслящего человека.

· Человек сам программирует свое развитие, главное внимание должно уделяться развитию человеческого «Я».

Экзистенциализм (от лат. existencia – существование) – влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность – неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек – носитель своей нравственности. Общество, коллектив вредят нравственной самостоятельности личности, так как социальные институты направлены на унификацию личности, ее поведения. Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики – Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больнов (ФРГ), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и др. центром воспитательного воздействия считают подсознание: главное – настроение, чувства, импульсы, интуиция человека, а сознание, интеллект и логика – второстепенны. Учитель обязан создавать свободную атмосферу, не ограничивать процесс самовыражения личности.

Неотомизм – религиозное философское учение, получившее название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225 – 1274). Основоположник неотомизма – Ж. Маритен. Представители – У. Каннингам, У. Макгакен (США), Р. Ливингстон (Англия), Е. Жильсон (Франция) и др. По утверждению неотомистов, сущность мира непостижима наукой. Нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога. Человек – единство материи и духа; он и индивид – материальное, телесное существо, подчиненное законам природы и общества, и личность, обладающая бессмертной душой – органом «сверхсуществования». Воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Ближняя цель воспитания – христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя – забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

 

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50-60-х годах в США такие ученые, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др. Карл Роджерс утверждает, что нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт, можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы Роджерс называет «облегчением» (от англ. facilitate). Учитель-фасилитатор должен показать воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.

Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития.

Личностно ориентированное обучение, или, по Роджерсу, значимое учение – это обучение, помогающее человеку быть личностью. Источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения – помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Результаты человекоконцентрированного образования не могут быть оценены школьными отметками, так как его критерии – не количество и даже не качество усвоенных знаний, а следующие изменения в самой личности, ее развитии и росте:

· человек начинает воспринимать себя по-иному;

· он более полно принимает себя и свои чувства;

· становится более уверен в себе и автономен;

· ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

· он становится более похож на человека, которым хотел бы быть;

· начинает понимать и принимать других людей и т.д.

Поведение личности определяется не подкреплением из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла жизни и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация – реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. У К. Роджерса это состояние означено понятием «полноценно функционирующий человек». Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.

Условия личностно ориентированного обучения («значимого для человека учения» по Роджерсу):

· ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них;

· педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно;

· педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть;

· педагог проявляет эмпатию к ученику – способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом собой;

· педагог обеспечивает учащихся средствами учения (учебники, инструменты, материалы);

· педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, он должен создать психологический комфорт и свободу ученику.

Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Характеристика товара как объекта коммерческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.