Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 25. Развитие науки и культуры в конце 50-х - середине 80-х годов

После смерти И.В. Сталина начинается некоторая демократизация всех сфер жизнедеятельности советского общества, которая получила определение "оттепель". Оттепель проявилась и в сфере культуры. Был сделан значительный шаг в преодолении сталинизма, ослаблен партийный контроль над развитием культуры, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстанавливался международный культурный обмен. В годы оттепели сформировались шестидесятники, поколение интеллигенции, сыгравшее значительную роль в годы перестройки.
Значительные изменения были произведены в системе руководства культурой. Сразу же после смерти И.В. Сталина создавалось союзно-республиканское Министерство культуры. Первым министром культуры стал П.К. Пономаренко, а с 1960 по 1974 гг. этот пост занимала Е.А. Фурцева, оставившая заметный след в развитии советской культуры.
Возросла роль творческих союзов. Стали регулярно проводиться встречи руководителей партии и государства с деятелями культуры. Были реабилитированы имена репрессированных деятелей науки, литературы, искусства. В 1954 г. был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Огромным событием в культурной жизни страны стали гастроли в СССР старейшего французского драматического театра "Комедии Франсез" весной 1955 г. В течение недели москвичи и гости столицы знакомились со звездами первой величины в кино и театре Франции. В декабре 1956 г. СССР посетили французские звезды первой величины - певец Ив Монтан и актриса Симона Сеньоре (См. дополнительный иллюстративный материал). Концерты Ива Монтана во Дворце спорта в Лужниках собирали до 15 тыс. зрителей. В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, что ранее было просто немыслимым. В 1958 г. впервые в Москве был проведен Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, который собрал исполнителей из многих стран мира и со временем приобрел авторитет в музыкальном мире. Начался культурный обмен с США. В 1955-1956 гг. в США гастролировали советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М. Растропович.

Но на культуру руководство страны по-прежнему возлагало задачи идеологического контроля над обществом, и политика оттепели в культуре стала вызывать возражения части деятелей культуры. Среди интеллигенции произошел раскол. В частности, литераторы раскололись на два лагеря: тех, кто придерживался официальной идеологии во главе с В.А. Кочетовым и сгруппировавшихся вокруг журналов "Октябрь" и "Нева", и либералов во главе с А.Т. Твардовским, издававших журналы "Новый мир" и "Юность". С конца 60-х гг. в политике властей в отношении культуры все четче стали проявляться консервативные тенденции. Демократизация приобретала все более формальный характер, с начала 70-х гг. наблюдается усиление административного нажима на культуру. Все чаще для тех деятелей культуры, чьи произведения не укладывались в установленные каноны, в стране создавались невыносимые условия для работы. Некоторые покидали страну, произведения других находились под запретом. С приходом к власти Л.И. Брежнева в 1964 г. процесс десталинизации прекратился, И.В. Сталин все чаще стал появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца. К концу 70-х гг. в социально-экономическом развитии страны наметился застой, который со временем все более усиливался. Нарастание в 70-е гг. застойных явлений в культуре сказывалось и на развитии культуры.

Развитие науки. В условиях научно-технической революции роль и значение науки неизмеримо выросли. Государственные ассигнования на развитие науки резко выросли: если в 1950 г. они составляли 1 млрд. руб. в год, то в 1970 г. - 11,7 млрд. руб. Создавались новые научные учреждения, росло число научных работников. Если в 1958 г. в стране насчитывалось 284 тыс. научных работников, в 1970 г. - 928 тыс., то в середине 70-х гг. - 1223,4 тыс.

Особое значение придавалось повышению эффективности науки. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных и быстро развивающихся направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию народного хозяйства и культуры. В составе Академии наук СССР был образован ряд новых научно-исследовательских институтов по наиболее актуальным проблемам науки, в частности, в области физико-математических наук: Были приняты меры по повышению эффективности работ научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники. Так, в 1973 г. Институтами АН СССР завершено более 600 исследований по совместным с промышленностью планам.

В 70-е - 80-е гг., когда стали проявляться негативные тенденции в социально-экономическом развитии советского общества, руководство страны более активно стало привлекать ученых - обществоведов к обсуждению многих конкретных вопросов социально-экономического развития страны. Активное участие ученые - обществоведы принимали в обсуждении проекта Конституции 1977 г. Вместе с тем, все активнее гонениям подвергались те ученые, чье мировоззрение расходилось с официальной идеологией. Так, в 1965 г. появилась книга историка А.М. Некрича "22 июня 1941 г.", в которых автор причины неудач начального периода войны возлагал непосредственно на сталинское руководство страны. После этого последовали резкие нападки властей на автора, и в 1976 г. А.М. Некрич эмигрировал в США, где опубликовал новые работы по истории советского общества: "Наказанные народы" (1978), "Отрешись от страхов. Воспоминания историка" (1979), "Утопия власти. История Советского Союза с 1917 г. до наших дней" (1982, совместно с М. Геллером). Не была издана в СССР написанная в середине 60-х гг. работа историка Р. Медведева "К суду истории" о Сталине и сталинизме. Впрочем, в 90-е - начале 2000-х гг. в ряде работ оценки Р.А. Медведевым И.В. Сталина смягчаются.

В рассматриваемый период началось постепенное возрождение социологической науки. В Москве, Ленинграде, Новосибирске, Горьком, Тарту стали создаваться социологические центры. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР, в 1972 г. он был преобразован в Институт социологических исследований. В середине 60-х гг. начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги конкретных социологических исследований. Издается пятитомник избранных произведений одного из пионеров социальной инженерии и конкретного социального анализа С.С. Струмилина. Выходят монографии: "Копанка 25 лет спустя" (1965); "Рабочий класс и технический прогресс" (1967); "Человек и его работа" (1967). Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в классической монографии А.Г Харчева "Брак и семья в СССР" (1965).
Литература. Большую роль в деле воспитания масс в коммунистическом духе руководство страны отводило литературе. В июне 1963 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный задачам партии в области идеологии, на котором литературе было уделено особое внимание. Значительная часть советских писателей продолжала создавать произведения в соответствии с официальной идеологией. Писатели в своих произведениях обращались к актуальным проблемам действительности. Наиболее заметными в этом отношении стали такие произведения, как: "Знакомьтесь, Балуев!" В. Кожевникова, "Дороги, которые мы выбираем" А. Чаковского, "Соль земли" Г. Маркова, "Иду на грозу" Д. Гранина, "На диком бреге" Б. Полевого и др. Появился целый ряд произведений, посвященных рабочему классу: "Покой нам только снится" В. Собко, "Новый горизонт" Л. Авалиани, "Небит-Даг" Г. Кербабаева, "Барбинские повести" С. Сартакова и др. Положению колхозной деревни были посвящены: вторая книга "Поднятой целины" М.А. Шолохова, "Войди в каждый дом" Е. Мальцева, "Липяги" С. Крутилина, "Грачи прилетели" А. Андреева, "Сыновний бунт" С. Бабаевского, "Тронка" О. Гончара, "Правда и кривда" М. Стельмаха, "Память земли" В. Фоменко, "Признание в любви" М. Луконина и др.

Характерной приметой конца 60-70-х гг. стал массовый интерес к поэзии. Стали печататься сборники стихов С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и многих других, которые не печатались в 30-40-е годы. В литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский (См. дополнительный иллюстративный материал). Они отразили в своей поэзии молодежные искания и надежды тех лет. В русской культуре началось время шестидесятников, которые пытались тоталитарному строю противопоставить демократическую инициативу. Большой популярностью пользовались поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах, техникумах, на этих вечерах собиралось огромное количество слушателей. В 1958 г. в Москве был открыт памятник поэту В.В. Маяковскому, возле этого памятника ежемесячно стали собираться любители поэзии, чтобы послушать стихи.
В 60-70-е гг. широко известным становится имя поэта и писателя, одного из основателей жанра авторской песни Б.Ш. Окуджавы. Писатель прошел войну, увидел и испытал многое. В 1967 г. появляется его сборник "Март великодушный", в 1976 г. - "Арбат, мой Арбат", в 1988 г. - "Посвящается вам" (См. дополнительный иллюстративный материал). В этих сборниках - память о войне, поэтичность мирного городского пейзажа и быта, верность высокому духовному выбору. Б.Ш. Окуджава стал одним из самых известных исполнителей своих песен под гитару. Он пишет также прозаические произведения: повесть "Будь здоров, школяр!" (1961), исторический роман "Бедный Авросимов" (о Пестеле, 1969), "Путешествие дилетантов" (1976-1978), "Свидание с Бонапартом" (1983). В этих произведениях автор изображает частных людей в сложных пересечениях с историческими персонажами и событиями.
В начале 60-х гг. в литературу входит А.И. Солженицын (См. дополнительный иллюстративный материал). Солженицын - участник Великой Отечественной войны, награжденный орденами и медалями, был арестован в конце войны из-за критических замечаний в адрес И.В. Сталина, которые высказывал в письмах к другу. В результате этого он стал узником ГУЛАГа и был освобожден только после разоблачения культа личности И.В. Сталина. А.И. Солженицын написал повесть "Один день Ивана Денисовича", в которой с чрезвычайной силой рассказал об одном из лагерных дней простого советского заключенного. Эта повесть в 1962 г. была опубликована в журнале "Новый мир" (гл. ред. А.Т. Твардовский) и вызвала колоссальный интерес как у нас в стране, так и за рубежом В 1963 г. журнал "Новый мир" публикует следующую повесть Солженицына "Матренин двор". Сквозная тема этих повестей - внутреннее противостояние тоталитаризму. Ранее опубликование этих произведений было немыслимым. Далее писатель пишет повесть "В круге первом", "Раковый корпус", в которых был отображен собственный опыт автора с 1945 по 1956 годы: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря, ссылка. В это время уже в руководстве культурой возобладали консервативные тенденции, у властей появилось негативное отношение к писателю. Эти произведения были опубликованы за рубежом в 1968 г. Писатель продолжает работать, в 1973 г. появляется его следующее произведение "Архипелаг ГУЛАГ", в котором он показал систему массовых репрессий и произвола в Советском государстве. После появления этого романа термин "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом. Роман в СССР распространялся нелегально. С 1971 по 1991 гг. появляется следующий труд А.И. Солженицына "Красное колесо" в 10-ти томах. Автор рассматривает причины Октябрьской революции и ее ход, анализирует политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывает возможность альтернативного исторического развития России. В 1973 гг. А.И. Солженицын пишет ряд статей "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи", "Письмо вождям Советского Союза", в которых предрекал крах социализма, вскрывал его экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. После появления этих произведений А.И. Солженицын был изгнан из СССР. С 1974 г. автор с семьей проживал в ФРГ, а с 1976 г. - в США в штате Вермонт.

Из страны также были высланы И.А. Бродский, Н.М. Коржавин, А.А. Галич.
Большой интерес читателей вызвали произведения Ю.В. Трифонова. В повестях "Обмен" (1969), "Другая жизнь" (1975), "Дом на набережной" (1976), "Старик" (1978), "Как слово наше отзовется" (1985) - размышления о судьбе поколений и связи времен, о революции, Гражданской войне, о сталинских репрессиях, об утрате общественных идеалов.

Ярким явлением в литературе 70-х - 80-х гг. стала так называемая деревенская проза, представленная творчеством таких писателей, как Ф.А. Абрамов, Б.А. Можаев, В.И. Белов и др. В их произведениях исследовались нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой. Одним из талантливых представителей деревенской прозы с 70-х гг. по настоящее время является В.Г. Распутин. Основная тема его произведений - трагические судьбы деревенских жителей на фоне "уходящей" деревенской Руси. Об этом его повести: "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974). Большой общественный резонанс вызвала повесть В.Г. Распутина "Прощание с Матерой" (1976) (См. дополнительный иллюстративный материал). Матера - это название деревни, которая должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится "перейти на новую жизнь". Повесть "Прощание с Матерой" о том, что люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории. Без прошлого - нет будущего.

Восстановлению связи времен способствовало издание в СССР произведений А.М. Ремизова, Б.А. Пильняка, Игоря Северянина, О. Э. Мандельштама, И.С. Шмелева и других.
Театр. В 60-70-е годы театр в нашей стране был необычайно популярен. Появлялись новые темы, новые театры, гремели режиссерские имена О. Ефремова, М. Захарова, Ю. Любимова, Г. Товстоногова, А.Эфроса. Премьеры широко обсуждались общественностью, залы были переполнены, зрители выстраивались в очередь, чтобы купить билеты на спектакли во МХАТ, Малый театр, Центральный театр Советской Армии, театр "Современник", театр на Таганке в Москве, театр имени Горького (ныне театр им. Г. Товстоногова) в Ленинграде. Это было время бурного развития театра, ломки стереотипов и утверждения новой сценической эстетики.
По-прежнему ставились спектакли, посвященные В.И. Ленину. Наравне с давно идущими пьесами о Ленине, как, например, "Кремлевские куранты" Н. Погодина, были поставлены спектакли по пьесам: "Вечный источник" Д. Зорина, "Суровое счастье" В. Михайлова, "Между ливнями" А. Штейна, "Шестое июля" А. Шатрова, "Путеводная звезда" К. Яшена и др.

В театре новой стала тема сталинских репрессий. После XX съезда появились пьесы, где главными героями были выведены реабилитированные коммунисты: А. Штейн "Гостиница "Астория", Н. Погодин "Верность". В этих пьесах проводилась мысль о том, что в годы культа личности выживали приспособленцы, а лучшие люди гибли. Большой популярностью пользовались спектакли о Великой Отечественной войне. В течение многих лет с неизменным успехом в Центральном театре Советской Армии шла пьеса А.Д. Салынского "Барабанщица" - о советских разведчиках, действующих в тяжелых условиях фашистского плена в дни Великой Отечественной войны. Спектакли по этой пьесе А.Д Салынского с большим успехом шли во многих театрах страны. В то же время тема Великой Отечественной войны стала звучать по-новому. На смену героически возвышенным образам в произведениях на военную тему все чаще приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть и будни войны. Утверждалась правда, которая получила название "окопной". Программным в этом смысле стал спектакль "Вечно живые" по пьесе В. Розова в театре "Современник".
Спектаклем "Вечно живые" началось бытие нового театра в нашей стране. "Современника". Театр был основан в 1956 году, когда молодые выпускники Школы-студии МХАТ и других театральных вузов столицы объединились в художественную студию "Современник". В числе основателей нового театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и др. Молодые актеры "Современника" считали, что наследие основателей МХАТа "мумифицировано", классика на сцене устарела, и что в новых условиях (десталинизации) необходимо на сцену вывести современного человека с его ежедневными проблемами, с горестями и надеждами. Первой такой постановкой студийцев и стал спектакль по пьесе Виктора Розова "Вечно живые". В пьесе рассказывалось о трагической судьбе девушки, потерявшей во время Великой Отечественной войны любимого, ставшей женой другого, но ждавшей своего возлюбленного, вопреки известиям о его гибели. Именно эта пьеса легла в основу сценария фильма Михаила Калатозова "Летят журавли", получившего Гран-при на фестивале в Каннах в 1958 году. Спектакль студии имел громадный успех, инициатива начинающих актеров была поддержана, и "Современнику" был присвоен статус профессионального театра. В 1958 году театр возглавил Олег Ефремов, тогда молодой актер и режиссер. В 1961 году театр получает здание на площади Маяковского, а в 1965 году театр-студия переименован в Московский театр "Современник". В 1974 году театр переезжает на Чистопрудный бульвар, в здание бывшего кинотеатра "Колизей". Вначале на сцене "Современника" ставились пьесы современных авторов: "Вечно живые", "В день свадьбы", "Традиционный сбор" В. Розова; "Пять вечеров", "Старшая сестра", "Назначение" А. Володина; "Голый король" Е. Шварца, "Без креста!" по В. Тендрякову, "Двое на качелях" У. Гибсона, "Баллада о невеселом кабачке" Э. Олби и др. Эти спектакли стали театральной классикой тех лет. Трудности наступили в начале 70-х гг. В театре произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель О. Ефремов. В 1972 г. "Современник" возглавила Г. Волчек. Уже первые спектакли - "Восхождение на Фудзияму" по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова в 1973 г. показал, что театр верен своим художественным и гражданским принципам. В репертуаре театра появляются пьесы новых авторов: "Эшелон" М. Рощина, "Из записок Лопатина", "Мы не увидимся с тобой" К. Симонова, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Навеки двадцатилетние" и многие другие. С середины 70-х гг. "Современник" обращается к классике, сквозь призму которой пытается увидеть проблемы современности. На сцене театра ставятся: "Вишневый сад" и "Три сестры" А.П. Чехова, "Анфиса" Л. Андреева, "Ревизор" Н.В. Гоголя и др. В "Современнике" ставились пьесы и зарубежных авторов: "Пятая колонна" Э. Хемингуэя, "Баллада о невеселом кабачке" и "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби. В театре рядом с основателями Галиной Волчек, Игорем Квашой, Ниной Дорошиной, Людмилой Ивановой блистательно работают те, кто пришел позже: Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Сергей Гармаш, Валерий Шальных и др.
В 70-е годы были также популярны спектакли Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне Московский театр "Ленком"). С 1973 г. театр возглавляет М.А. Захаров. Среди самых известных работ режиссера: "Доходное место" А.Н. Островского (1967), "Тиль" по пьесе Г. Горина (1974), "Три девушки в голубом" Л. Петрушевской (1985). Огромный успех выпал на долю постановки в 1980 г. спектакля "Юнона" и "Авось". В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты. По версии авторов, в 1806 году 42-летний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях "Юнона" и "Авось". Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско 16-ти летнюю дочь местного губернатора Кончиту. Резанов и Кончита полюбили друг друга и решили пожениться. Для получения разрешения на брак с католичкой граф должен был срочно вернуться в Россию. На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском. Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь. Эта возвышенно-трагическая история любви стала основой поэмы А. Вознесенского "Авось", позднее автор переработал ее в либретто оперы. "Юнона" и "Авось" - культовый спектакль не только для Ленкома, но и для театральной Москвы не одного десятилетия. Долгое время главные роли Резанова и Кончиты исполняли в спектакле Николай Караченцов и Елена Шанина. С большим успехом спектакль идет в театре и в настоящее время.

С середины 60-х гг. в Москве стал необычайно популярен театр на Таганке. В 1963 Ю.П. Любимов на сцене Щукинского училища показал спектакль "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Б.Брехта, подготовленный им со студентами третьего курса. Студенческий спектакль ошеломил театральный мир. Сочетание новаторской эстетики с возрождением традиций В.Э. Мейерхольда, блестящие работы студентов, неожиданно уверенная режиссерская работа привели к небывалому прецеденту: Ю.П. Любимову в 1964 г. было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади. Вскоре театр сменил название и стал называться по месту расположения - театр на Таганке. В числе первых актеров театра были и актеры прежнего театра, и вчерашние студенты, и приглашенные со стороны: Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Таисия Додина и др. Ю.П. Любимову удалось разных актеров объединить едиными эстетическими принципами, сплотить в коллектив единомышленников. В театре будут осуществлены следующие успешные постановки: "Десять дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду (1965), "Павшие и живые" Д.С. Самойлова и др. авторов (1965), "А зори здесь тихие..." Б.Л. Васильева (1970), "Гамлет" У. Шекспира (1971), "Мастер и Маргарита" по М.А.Булгакову (1977), "Дом на набережной" Ю.В. Трифонова (1980), "Владимир Высоцкий" (1981), "Борис Годунов" А.С.Пушкина (1982). Одним из самых легендарных спектаклей театра стал спектакль "Мастер и Маргарита": вольная композиция Ю. П. Любимова и В.А. Дьячина, который и по сей день идет в театре непременно с аншлагами. Эта постановка стала первым в мире сценическим прочтением одноименного романа М.А. Булгакова. Ю.П. Любимову удалось совместить сложную структуру романа и дополнить ее еще одной сюжетной линией - героями стали сам Автор и его Роман. Основным сюжетным направлением спектакля стала легенда о казни Христа и трагическая судьба Мастера, воссоздавшего эту легенду в своем романе. Маргаритой стала Нина Шацкая, Мастер - Дальвин Щербаков, Воланд - Всеволод Соболев и Иешуа Га-Ноцри - Александр Трофимов

С театром на Таганке неразрывно связано имя актера и исполнителя собственных песен В.С. Высоцкого. В театре на Таганке В.С. Высоцкий проработал с 1964 по 1980 годы. Он играл в спектаклях: "Антимиры", "Берегите ваши лица" (оба - по стихам А. Вознесенского), "Десять дней, которые потрясли мир" (по Дж. Риду), "Послушайте" (по стихам В. Маяковского), "Павшие и живые" (по стихам поэтов военного поколения) и в др. Высоцким также были сыграны такие роли, как Галилей и безработный летчик Янг Сун в спектаклях по пьесам Б. Брехта "Жизнь Галилея" и "Добрый человек из Сезуана", беглый каторжник Хлопуша в спектакле "Пугачев" по драматической поэме С. Есенина, Лопахин в "Вишневом саде" А. Чехова. Последней премьерой Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле "Преступление и наказание" по Ф. Достоевскому в инсценировке Ю. Карякина (1979). Свидригайлов в исполнении Высоцкого стал лучшим Свидригайловым в отечественном театре второй половины 20 века. Но самой значительной работой В.С. Высоцкого в театре стала роль Гамлета в спектакле "Гамлет" У. Шекспира (1971) (См. дополнительный иллюстративный материал). Роль Гамлета далась актеру нелегко. Он всегда играл темпераментных, жестких, ярких людей и вначале с его небольшим ростом, хриплым голосом, с легкой, почти невесомой манерой двигаться никак не вязался с одной из самых значительных из трагических ролей мирового репертуара. Высоцкий в роли Гамлета Ю.П. Любимовым даже не предполагался. Но Высоцкий мечтал о роли. Он выпрашивал ее у Любимова целый год, в конце концов, Любимов сдался. К этому времени Высоцкий был несказанно знаменит не только своими ролями в театре и кино, но и исполнением своих песен, он жил как горел, и в своей жизни уже подошел к тонкой грани "Здесь" и "Там" и гамлетовские терзания "Быть или не быть?" ему были очень близки. Высоцкий не просто сыграл Гамлета, он сделался им, он им стал, он с ним слился. Устами Гамлета Высоцкий через глубокий текст гениального Шекспира выразил себя, дал выход своим терзавшим его печалям, чувству одиночества в толпе друзей, вселенскому страху перед Небытием. Он сыграл современного Гамлета: волевого, мужественного, ненавидящего подлость и низость вокруг себя и терзающегося от невозможности изменить мир. В это время в советском театре только зарождался новый подход к классическим пьесам. Его трактовка образа Гамлета была неожиданной. И вдруг оказалось, что Высоцкий с его негамлетовской внешностью блестяще отразил современный подход к прочтению Гамлета: ведь сам Шекспир часто подчёркивал иллюзорность, обманность человеческих обликов, и его Гамлет вовсе не был образцом трагической импозантности и красоты. Как и Высоцкий, принц весь был спрятан внутри. Его ироничный ум и гуманистические иллюзии, его трагический разлад с веком, непрерывная борьба с самим собой, любовь и ненависть, природная доброта и природная жестокость, сила духа и постоянство сомнений - всё смешалось в этой душе, как и в самом В.С. Высоцком. Успех спектакля был несказанным. Роль Гамлета была сыграна В.С. Высоцким 317 раз; спектакль был удостоен театральных премий в Югославии, Франции, Польше. Вскоре слава В.С. Высоцкого превзошла славу театра на Таганке, что, впрочем, сказывалось и на поведении актера и на отношении к нему и коллег, и властей.
Судьба театра на Таганке была непростой. Театр современниками воспринимался, по выражению Н.Эйдельмана, "островом свободы в несвободной стране". Театр стал для Ю.П. Любимова кафедрой, с которой он обращался к миру. Театральная цензура становилась все жестче, но Ю.П. Любимов блестяще владел эзоповским языком. Его спектакли приобрели общественное звучание. В начале 1980-х ситуация вокруг театра на Таганке накалилась до крайности. Один за другим запрещаются не только спектакли ("Владимир Высоцкий", "Борис Годунов"), но и репетиции "Театрального романа". А в 1984 году, в то время как Ю.П. Любимов был в Англии на постановке спектакля "Преступление и наказание", его освободили от должности художественного руководителя театра и лишили советского гражданства. С 1984 по 1989 годы театр возглавлял А.В. Эфрос. В 1989 г. Ю.П. Любимов вернулся на родину и вновь возглавил театр. Он восстановил спектакли "Владимир Высоцкий" и "Борис Годунов", выпустил спектакль "Живой" по Б. Можаеву - через 21 год после его запрета. Но в это время в стране произошли глубочайшие социально-экономические и политические перемены, которые повлекли и изменение общественной и социальной психологии. Коллектив театра потерял былую слитность. Полтора года театр сотрясали внутренние конфликты, и в 1993 г. значительная часть коллектива выделилась в отдельный театр - "Содружество актеров Таганки", который возглавил Н.Н. Губенко. С Ю.П. Любимовым остались только 15 человек из его труппы. Труппа "Содружество актеров Таганки" добилась разделения театрального помещения на две части: новая сцена осталась за труппой Ю.П. Любимова, а старая сцена досталась группе Н.Н. Губенко.

Музыка. Продолжает работать в различных музыкальных жанрах один из выдающихся композиторов XX века Г.В. Свиридов (См. дополнительный иллюстративный материал). В это время он создает одни из своих самых известных произведений - музыку к кинофильму "Время, вперед!" (1965), музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" (1974). Его музыка из фильма "Время, вперед!" звучала и звучит в заставке новостей первого государственного телеканала.
К середине 60-х гг. сложился как композитор со своим индивидуальным стилем А.Г. Шнитке (См. дополнительный иллюстративный материал). Он свободно владел всеми музыкальными жанрами, в его произведениях традиционный музыкальный язык сосуществует с многообразием современной композиционной техники. Его музыка посвящена темам жизни и смерти, судьбам культуры и человечества. Среди произведений композитора, написанных в 60-80-е годы: балет "Лабиринты" (1971), сценическая композиция "Желтый звук" (1974), "Стихи покаянные" для хора а капелла,, 9 концертов (1972-1998), "Реквием" (1975), "История доктора Иоганна Фауста" (1983), хоровой концерт на стихи Грегора Нарекацци (1985), "Эскизы" (1985), "Пер Гюнт" (1987) и др.

А.Г. Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. В общем, он написал музыку к 49 фильмам, среди которых: "Комиссар (1967)", "Белорусский вокзал" (1970), "Спорт, спорт, спорт" (1970), "Ты и я" (1971), "Горячий снег" (1972), "Восхождение" (1976), "Экипаж" (1979), "Агония" (1974-1981), "Мертвые души" (1984) и др. А.Г. Шнитке получил широкое международное признание и стал одним из самых исполняемых композиторов в XX веке. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы США под управлением величайших дирижеров современности. С 1990 г. А.Г. Шнитке жил в Германии.

В этот период в кино, театре плодотворно работал композитор А.Л. Рыбников (См. дополнительный иллюстративный материал). Он рано стал писать музыку для кино. Среди наиболее известных его фильмов - "Остров сокровищ" (1971), "Приключения Буратино" (1975), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), а также легендарный мультфильм "Волк и семеро козлят на новый лад" (1975). Рыбников сочинил и музыкальную заставку к "Ералашу" (1974). Наибольшую признательность и славу композитору принесли произведения для музыкального театра. В 1976 г. с огромным успехом состоялась премьера его рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (на слова Пабло Неруды) в Московском театре им. Ленинского комсомола. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. В 1979 г. А.Л. Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1981 г. на сцене театра им. Ленинского комсомола М.А. Захаровым была поставлена следующая опера А.Л. Рыбникова "Юнона" и "Авось" (по поэме А. Вознесенского), построенная на сочетании английского арт-рока с русской православной молитвой. Спектакль не раз власти запрещали, но за 20 лет спектакль выдержал более 700 представлений и идет до сих пор с неизменным аншлагом. Спектакль с большим успехом был показан в Европе и Америке.

В то же время власти проводили жесткую политику в отношении инакомыслящих музыкантов. Так, в 1978 г. за правозащитную деятельность (укрывательство на своей даче опального А.И. Солженицына) были лишены советского гражданства выдающийся музыкант современности М. Растропович и певица Г.П. Вишневская.
В 60-80-е гг. необычайно популярным стал жанр авторской песни. Авторская песня появилась в нашей стране в 20-х гг. Она прошла уже достаточно долгий путь развития, и к 60-м годам, благодаря появлению магнитофона, стала необычайно популярной. В 50-е гг. уже начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. В 1960-х и 70-х гг. классиками этого жанра стали А. Галич, В. Высоцкий, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, А. Суханов, В. Долина, А. Дольский и др.

Одним из ярких представителей этого жанра был Б.Ш. Окуджава. Его песни сочетали традиции русского романса и черты искусства шансонье Поэт Е. Евтушенко отмечал, что "никто … не был так тонок в тексте и разнообразен в мелодиях". В 60-е гг. Б.Ш. Окуджава уже написал следующие песни, ставшие особенно популярными среди интеллигенции: "На Тверском бульваре", "Песенка о Лёньке Королёве", "Песенка о голубом шарике", "Сентиментальный марш", "Песенка о полночном троллейбусе", "Не бродяги, не пропойцы", "Московский муравей", "Песенка о комсомольской богине" и др. Песни "Возьмемся за руки, друзья…", "Пока Земля ещё вертится…" стали гимном различных слетов и фестивалей. В 1970 г. появилась самая главная песня Б.Ш. Окуджавы? "Здесь птицы не поют…" к фильму "Белорусский вокзал" реж. А. Смирнова. Музыку к этому фильму писал гениальный А.Г. Шнитке, а Окуджава получил заказ на стихи к песне. Но у Окуджавы к своим стихам сочинилась и своя мелодия. А.Г. Шнитке одобрил и слова, и мелодию. Так, в отечественном песенном искусстве появился еще один музыкальный шедевр - песня Б.Ш. Окуджавы "Здесь птицы не поют…". Помимо песен на собственные стихи, Б.Ш. Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский. В общей сложности, Б.Ш. Окуджава написал более 200 песен.
Но поистине всенародную любовь и признание завоевали авторские песни В.С. Высоцкого. Он начал исполнять свои песни, аккомпанируя себе на гитаре, в начале 60-х гг. Вначале он исполнял песни в дружеских компаниях, позднее - на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям, круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся и за короткое время он приобрел всенародную популярность. Его песни знало практически все население Советского Союза. В своих песнях В.С. Высоцкий затрагивал темы, о которых в годы строгой цензуры не принято было говорить, пел блатные песни, пел о Великой Отечественной войне. В песнях Высоцкого можно выделить следующие циклы: военный, горный, спортивный, лирический и т.д. Среди его самых известных песен: "Большой каретный" (1962), "Братские могилы" (1964), "Она была в Париже" (1966), "Мерцал закат, как блеск клинка" (1966), "Песня о друге" (1966), "Скалолазка" (1966), "Спасите наши души" (1967), "Песня самолета - истребителя" (1968), "Банька по-белому" (1968), "Он не вернулся из боя" (1968), "Охота на волков" (1968), "Лирическая" (1969), "Кони" (1972), "Купола" (1975) и др. Персонажи, обрисованные В.С. Высоцким в песнях, были настолько убедительны, что фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он воевал; люди криминального мира, - что он сидел. Люди многих профессий считали его своим, и на протяжении всей жизни В.С. Высоцкому приходилось не раз опровергать различные легендарные версии его биографии. У него была своя неповторимая манера исполнения своих песен, в частности, он тянул не гласные, как принято, а согласные. В сочетании с мощным авторским накалом это оказывало потрясающее воздействие на публику. В общей сложности, В.С. Высоцкий написал более 600 песен. Его необычайная популярность стала феноменом "застойных" 70-х годов.

Кинематограф. В 60-е гг. в развитии советского кинематографа происходит оживление: появляется целый ряд молодых талантливых режиссеров, новые темы, новые творческие решения.
Режиссеры получали заказы на фильмы о В.И. Ленине. Ленинская тема была отражена в кинофильмах: "Ленин в Польше" С. Юткевича, "Сердце матери" М. Донского, "Шестое июля" Ю. Карасика, "Кремлевские куранты" В. Георгиева. Были созданы документальные фильмы о Ленине: кинотрилогия о ленинских рукописях? "Рукописи Ленина", "Знамя партии", "Ленин (последние страницы)" Ф. Тяпкина и Г. Фрадкина, "Три весны Ленина" и "Ленин", "Документы, факты, воспоминания" Л. Кристи, "Живой Ленин" М. Ромма и др.
По-прежнему волновала тема Великой Отечественной войны. Новое творческое решение военная тема нашла в фильмах: "Баллада о солдате" Г. Чухрая, "Судьба человека" С. Бондарчука, "Мир входящему" А. Алова и В. Наумова, "Иваново детство" А. Тарковского, "Живые и мертвые" А. Столпнера, "Отец солдата" Р. Чхеидзе, "Обыкновенный фашизм" М. Ромма, "А зори здесь тихие" С. Ростоцкого, "Проверка на дорогах" и "Двадцать дней без войны" А. Германа, "Белорусский вокзал" и др.
Большой отклик зрителей вызвал фильм "Белорусский вокзал" реж. А. Смирнова (1971) (См. дополнительный иллюстративный материал). Бывшие однополчане - теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь, расставшиеся весной 1945 года на Белорусском вокзале, собираются вновь, чтобы проводить в последний путь своего товарища. Но спокойного застолья не получилось, и четверо друзей отправляются в прогулку по Москве. С момента окончания войны прошло 15 лет, но они по-прежнему остались верны фронтовой дружбе. В финале фильма они собираются в гостях у бывшей медсестры. В фильме снимались актеры Е. Леонов, В. Сафонов, Д. Папанов, Н. Ургант и др. Следует отметить, что песня Б.Ш. Окуджавы из этого фильма "Здесь птицы не поют…" после выхода фильма зажила собственной жизнью.
Никого не оставило равнодушным появление фильма С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" (1972) по повести Б. Васильева. Действие в фильме происходит осенью 1941 года в Карелии, в районе, где активных боевых действий не велось. Командир зенитного батальона старшина Федот Васьков (А. Мартынов) выпросил себе у командования пополнение. Но он и представить не мог, что в качестве пополнения к нему будут направлены пять девушек: Женя Камелькова (О. Остроумова), Лиза Бричкина (Е. Драпеко), Рита Осянина (И. Шевчук), Галя Четвертак (Е. Маркова), Соня Гурвич (И. Долганова) (См. дополнительный иллюстративный материал). Девчонки, конечно, милые, симпатичные, но им нет еще и 20 лет и какие из них бойцы! Девчонки несерьезные, все время шутят и все норовят подшутить над Васьковым, хохочут, мечтают о любви! Но старшина вскоре понимает, что не так уж и плохи его девчонки как бойцы. Все бы ничего, но вдруг старшина обнаруживает, что в тылу у наших войск высадился немецкий диверсионный отряд. Конечно, нужно сообщить об этом в штаб, но маленький отряд Васькова отрезан от своих. Остановить фашистов, а их нужно остановить, можно только ценой собственной жизни. Старшина Васьков и пять его девушек-зенитчиц выполнили свой воинский долг до конца. Все девушки погибли, но вражеский отряд не прошел в тыл наших войск. В заключительной сцене фильма звучит фраза "На таком-то фронте ничего существенного не произошло". Фильм С.И. Ростоцкого "А зори здесь тихие…" - своеобразный реквием о молодом поколении, "унесенном войной". О тех, кто только вступал в жизнь, кто мечтал учиться профессии, работать, любить, растить детей… Но на их долю выпала жестокая война. И они до конца выполнили свой воинский долг, долг перед Родиной. Пять человек - не такая большая цифра для военного времени, но таких у страны набралось 26,5 миллиона. Картина вызвала потрясение. Она еще раз заставила задуматься о каждом, кто погиб, защищая право на жизнь последующих поколений.

Выдающимся событием не только в кинематографе, но и в культурной жизни нашей страны стал выход масштабной исторической хроники о войне "Освобождение" (1970-1972) в пяти фильмах: "Огненная дуга", "Прорыв", "Направление главного удара", "Битва за Берлин", "Последний штурм" (См. дополнительный иллюстративный материал). Создатели фильма - режиссер Юрий Озеров, автор сценария Юрий Бондарев, оператор Игорь Слабневич, художник Алексей Мягков - сами были участниками Великой Отечественной войны, поэтому они старались не фальшивить, запечатлеть войну такой, какой видели сами. В киносражениях участвовали сотни единиц техники и тысячи актеров, которыми на время съемок стали солдаты Советской Армии. Это единственный художественный фильм, который успели снять в Берлине среди еще настоящих развалин Второй мировой, поэтому по фильму можно судить о масштабах разрушений и принесенных фашизмом страданий. В фильме наряду с личными судьбами реальных и вымышленных героев показаны перемещения целых армий, фронтов, деятельность штабов, разведок, а также тех, кто трудился в тылу. В фильме блестящий подбор актеров, которые не просто внешне похожи на реальных прототипов, но которым удалось "ухватить" и передать суть своих героев: Михаил Ульянов (Г.К. Жуков), Бухути Закариадзе (И.В. Сталин), Евгений Буренков (А.М. Василевский), Иван Переверзев (В.И. Чуйков), Василий Шукшин (И.С. Конев), Владлен Давыдов (К.К. Рокоссовский), Дмитрий Франько (П.С. Рыбалко), Юрий Дуров (У. Черчилль), Станислав Яськевич (Ф. Рузвельт), Фриц Дитц (А. Гитлер), Зигфрид Вайсс (Манштейн), Петер Штурм (Модель), Герд Хенненберг (Кейтель), Иво Гаррани (Муссолини). Вымышленных героев проникновенно играли Николай Олялин (Цветаев), Лариса Голубкина (медсестра Зоя), Михаил Ножкин (Ярцев), Валерий Носик (Дорожкин), Сергей Никоненко (Сашка) и др. Кино-эпопею "Освобождение" можно воспринимать как безусловный исторический документ, как своего рода учебное пособие по Великой Отечественной войне. Зрители в 115 стран мира выстраивались в очереди, чтобы увидеть этот фильм, а после сеансов плакали и аплодировали стоя. "Освобождение" - один из лучших отечественных фильмов о Великой Отечественной войне. В дальнейшем Ю.Н. Озеров снял такие фильмы о войне, как "Битва за Москву", "Сталинград", "Солдаты свободы" и др.
В 60-е гг. в советском кинематографе особое звучание приобрела тема проблем молодежи. Этой проблеме был посвящен фильм М. Хуциева "Застава Ильича" (1959-1964). Хуциев утверждал в фильме, что молодежь верна идеалам отцов, и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознанны и искренни. Фильм подвергся критике, подвергнут переделке автором и выпущен под названием "Мне двадцать лет" (первоначальный вариант был восстановлен в 1987 г.).
Советские кинематографисты снимают фильмы, в которых исследуют важные аспекты духовной и социальной жизни, нравственного становления человека: "Живет такой парень", "Ваш сын и брат" (В.М. Шукшина), "Зной", "Восхождение" Л. Шепитько, "Короткие встречи", "Долгие проводы" К. Муратовой, "История Аси Клячиной" А. Кончаловского и др.

Яркие образы современников отображены в фильмах: "9 дней одного года" М. Ромма, "Председатель" А. Салтыкова, "Твой современник" Ю. Райзмана, "У озера" С. Герасимова, "Доживем до понедельника" С. Ростоцкого и многих других. Проблеме сохранения озера Байкал, на берегах которого развернулась большая стройка, был посвящен фильм С.А. Герасимова "У озера" (1969). Инженер стройки Черных (В. Шукшин) и Лена Бармина (Н. Белохвостикова), дочь ученого (О. Жаков), делают все, чтобы сохранить озеро от загрязнения (См. дополнительный иллюстративный материал). Между ними складываются непростые отношения. Но фильм затрагивает также и нравственные аспекты современной молодежи. Поняв, что она влюблена в Черных и что он женат, Лена уезжает. Наталья Белохвостикова снималась в фильме, будучи студенткой 2-го курса ВГИКа, но ей удалось создать образ современницы, наделенный благородством чувств и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием. В фильме были заняты и другие популярные актеры: Валентина Теличкина. Николай Еременко-мл., Сергей Герасимов, Наталья Аринбасарова, Михаил Ножкин, Вадим Спиридонов.
В этот период непросто складывается творческая судьба А.А. Тарковского. Уже в первой самостоятельной работе - фильме "Иваново детство" (1962) проявилась незаурядность молодого режиссера. Фильм представляет собой особый взгляд на мир и войну - глазами десятилетнего мальчика. Мальчик Иван был абсолютно счастлив, имея мать и сестренку. Но однажды жизнь превратилась в ад: у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике и однажды …не возвращается с задания. В 1966 г. Тарковский снял свой следующий фильм "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею"), посвященный гениальному русскому художнику Андрею Рублеву. Уже тогда режиссерская работа не устроила власти, и зрители смогли увидеть картину только в 1971 г. в урезанном виде. В фильме в мощной эпической форме высказана мысль о бессмертности искусства и его связи с духовной жизнью народа. В 1975 г. он снимает художественно-автобиографический фильм "Зеркало", представляющий собой поток сознания героя, который на пороге смерти пытается переосмыслить свою жизнь. В СССР философско-фантастическая драма А.А. Тарковского "Зеркало" замечена не была. Не сдержав обиды, Тарковский покидает СССР в 1981 году, но до этого успевает поставить свой последний фильм на родине - "Сталкер" (1980), экранизация фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине". В фильме продолжает обсуждаться человеческая мораль - красная нить творчества Тарковского. Он уезжает в Италию, где ставит фильм "Ностальгия" (1983)- история про русского поэта, умершего за границей. В 1986 г. в Швеции он снимает фильм "Жертвоприношение", проникнутый философскими размышлениями о смысле человеческой жизни. В 1986 г. А.А. Тарковский скончался.

Исследованию личности в остроконфликтных ситуациях с лирическим и юмористическим оттенком были посвящены фильмы В.В. Меньшова: "Розыгрыш" (1977), "Любовь и голуби" (1984). Поистине всенародно любимым стал его фильм "Москва слезам не верит" (1980) - о судьбе трех подружек из провинции, приехавших в Москву в конце 50-х в поисках счастья. Главная героиня, работница завода, выдает себя за дочь профессора. Как профессорская дочь, она знакомится с молодым, подающим большие надежды телеоператором. Дело идет к свадьбе, но телеоператор узнает, что девушка вовсе не профессорская дочь… героиня покинута, но она не отчаялась. Она пережила все трудности, в одиночку вырастила прекрасную дочь, и к тому же из простой работницы стала директором крупного предприятия. Все хорошо, но нет главного - личного счастья. Наконец, жизнь дарит ей встречу с прекрасным человеком. В фильме В.В. Меньшов снял замечательный актерский состав: Вера Алентова, Олег Табаков, Алексей Баталов, Александр Фатюшин, Евгения Ханаева, Ирина Муравьева, Владимир Басов. Таких судеб, как у героини фильма, были в Москве тысячи. Многие в героях фильма узнавали себя. Этот фильм-сказка, дающая надежду каждому на счастливую встречу завтра. Фильм является необыкновенно популярным у зрителей по прошествии многих лет.
Много и успешно работает в кинематографе М.А. Захаров. Все его фильмы являются без преувеличения шедеврами: "Обыкновенное чудо"(1978), "Тот самый Мюнхгаузен"(1979), "Формула любви" (1984). В своих фильмах М.А. Захаров тяготеет к острой театральной форме, яркой зрелищности, социальной злободневности.
Замечательным в этот период является творчество режиссеров-комедиографов: Э. Рязанова ("Берегись автомобиля", 1966; "Ирония судьбы или с легким паром", 1976; "Служебный роман", 1977; "О бедном гусаре замолвите слово", 1980; "Вокзал для двоих", 1983), Г. Данелия ("Я шагаю по Москве", 1964; "Не горюй", 1969; "Афоня", 1975; "Мимино", 1978), Л. Гайдая ("Кавказская пленница", 1967; "Бриллиантовая рука", 1969; "Иван Васильевич меняет профессию", 1973) и др. Популярны также были фильмы Н. Михалкова, Т. Абуладзе, Д. Асановой, С. Соловьева, Э. Климова, Г. Панфилова и др.


Живопись. В 60-е годы господствующим художественным методом в живописи был социалистический реализм. В то же время художники искали новые выразительные средства. В своих исканиях они стали обращаться к авангардному искусству 20-30-х годов. Авангард к этому времени в нашей стране перестал существовать. Большинство авангардистов покинуло СССР, другие ушли из жизни. Авангард в СССР был под запретом. Но запретное искусство вызывало интерес у молодых художников, стремившихся к свободе самовыражения. Еще во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. были показаны картины абстракционистов, в том числе и работы знаменитого Дж. Поллока, лидера американских абстракционистов. В Москве стала складываться новая школа в искусстве, мечтающая возродить традиции "исторического авангарда". Появляется ростки другого искусства, получившего название "искусство новой волны", "нонконформизм", "искусство андеграунда", что переводилось как неприспособившиеся, неофициальное искусство или "искусство подполья". В "новом искусстве" появились течения, но все вместе они представляли оппозицию официальному искусству. Каждый из художников - нонконформистов был крайне индивидуален.

Вскоре стали происходить столкновения нонконформистов с властями. Первое открытое столкновение произошло в 1962 году в Манеже, когда в одном из залов были выставлены работы художников - абстракционистов - Э. Неизвестного, Э. М. Билютина, О. Рабина, М. Кабакова, В. Янкилевского, В. Чуйкова, Л. Мастерковой и др. Н.С. Хрущев в окружении соратников посетил выставку и подверг резкой критике их творчество. Следующее столкновение произошло в 1974 г. 15 сентября 1974 г. группа из 20 художников - нонконформистов организовала на пустыре в столичном районе Беляево выставку своих картин под открытым небом. Для москвичей это была уникальная возможность увидеть неофициальное советское искусство, произведения художников-нонконформистов. В 11 утра на пустыре на мокрой земле были расставлены картины. Однако вскоре появились три бульдозера, которые стали давить холсты. В итоге пятеро художников и 12 зрителей были арестованы, а несколько корреспондентов иностранных газет избиты. "Бульдозерная выставка" стала тогда новостью номер один в зарубежных средствах массовой информации и одним из самых драматичных и скандальных событий в культурной жизни брежневской России.

Некоторых из 20 художников потом выслали из страны, они стали известны на Западе. Другие просто перестали заниматься искусством.

Одним из течений андеграунда стал "суровый стиль" в искусстве. Художники "сурового стиля" стремились воссоздать "правду жизни", показать действительность без прикрас. Художники П. Никонов, Н. Андронов, В. Попков, Т. Салахов, Д. Жилинский, В. Иванов, М. Савицкий, братья А. и П. Смолины, П. Оссовский, А. Васнецов, Т. Нариманбеков, М. Аветисян и другие в поисках "правды жизни" обратились к сдержанной, условной манере, отвергнув всякую описательность. У художников "сурового стиля" иное понимание героизма, чем у мастеров сталинского соцреализма. Они отвергли героическую позу, их героизм предполагал замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость.
Одним из основателей "сурового стиля" стал П.Ф. Никонов (род. 1930). В 1956 г. он окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Он был воспитан в духе почитания В.И. Сурикова, В.А. Серова, И.И. Левитана и т.д. Но художник стремился к расширению профессионального кругозора. В 1960 г. он пишет картину "Наши будни", которая совместно с "Плотогонами" Н.И. Андронова, "Ремонтниками" Т.Т. Салахова, "Строителями Братска" В.Е. Попкова, "Полярниками" А.А. и П.А. Смолиных вошла в число лучших работ "сурового стиля". Картине была присуща суровая романтика восприятия современной реальности, персонажи картины, повинуясь чувству высокого долга, идут на сознательное самоограничение. В 1962 г. художник пишет картину "Геологи" (ГТГ) (См. дополнительный иллюстративный материал), которая круто изменила его судьбу. Картина впервые была показана на выставке в Манеже. Картина подверглась уничижительной критике официальных властей. Власти не устроили ни сюжет, ни тема, ни манера изображения. Художник забросил своих геологов в далекую безлюдную пустыню, они измучены и обессилены. Эмоциональный строй картины - трагичен, персонажи лишены героического облика, картина лишена оптимистической перспективы, наполнена ощущением крайней безысходности. Позже художник пытался вернуться к работам жизнеутверждающего, исторического характера ("Штаб Октября" - 1966), но нерадостная сторона советской действительности становится основной темой его произведений: "Северная деревня", 1969; "Неубранный стол", 1975; "Пастухи и космос", 1984; "Двое в тайге", 1982; "Похороны в Алексине", 1985; "Пожар в деревне", 1991; "Драка", 1996.
Еще одним основоположником "сурового стиля" был Н.И. Андронов (1929-1998). Художник также искал свою художественную манеру. Его первые работы "Монтажники", "Плотогоны" были исполнены в "суровом стиле" (См. дополнительный иллюстративный материал). От фигур молодых покорителей Сибири веяло энергией и темпераментом. Картины принесли художнику известность, но он продолжал искать новые художественные и эстетические идеалы. Художник уехал на Север, в Ферапонтово. Изучение древнерусского искусства, творчества Дионисия помогло художнику найти новые средства художественной выразительности. Картины, написанные на Севере, разнообразны по своей эмоциональной окраске. Задумчиво-лиричны "Вечер у нас на озере" (1980), "Когда пришел жеребенок" (1986), "Лунная ночь" (1990). Наполнены драматизмом и бурной романтикой картины "Мертвая лошадь" (1969-1990), "Ночь в Солигаличе" (1981). Тревожным настроением наполнены "Гроза. Новодевичий монастырь" (1978), "Ночь над Ферапонтовым" (1993).
Одним из основателей "сурового стиля" был также ныне всемирно известный художник Т.Т. Салахов (род. 1928). Он автор портретов, пейзажей, натюрмортов, больших многофигурных полотен. Его полотна отличает четкое построение композиции, виртуозное владение линией и цветом. Значительное место в его творчестве занимает цикл произведений и нефтедобыче и тружениках Каспия, над которыми художник работает всю жизнь. Признание общественности получили его картины "Утренний эшелон" (1958), "Ремонтники" (1960), "Над Каспием" (1961), "Женщины Апшерона" (1967), "Утро на Каспии" (1986). Т. Салахов - крупный портретист современности. Человек для него большая ценность, поэтому человека он показывает крупным планом. Широко известны портреты деятелей культуры Д. Шостаковича, А. Кара-Караева, Ф. Амирова, М. Шелла, Г. Гессе (См. дополнительный иллюстративный материал). Образы портретируемых у художника чрезвычайно выразительны, художнику удалось передать богатый и сложный внутренний мир своих героев. В частности, в портрете известного азербайджанского композитора А. Кара-Караева (1960) художник смог представить натуру собранную и одухотворенную.
В это период интересным представляется творчество художника В.Е. Попкова (1932-1974). Его жизнь оборвала нелепая смерть в 1974 г., но его творчество стало одним из наиболее ярких художественных воплощений 60-х гг. В начале 60-х, практически сразу после студенческой скамьи этот молодой художник стал знаменитым, и его творчество получило официальное признание. Его картина "Строители Братской ГЭС" (1960-1961), выполненная в суровом стиле, была приобретена Третьяковской галереей. Картина привлекла зрителей молодым задором, энергичным восприятием жизни. В 1966-1968 гг. художник создает триптих "Ой, как всех мужей побрали на войну" ("Воспоминание. Вдовы", "Одна", "Северная песня"), который стал живописным памятником всем вдовам. В этом триптихе война воспринимается художником как величайшая трагедия.
Мысли о преходящести бытия - вот что питало творчество В. Попкова. В картине "Хороший человек была бабка Аксинья" художник словно говорит, что жизнь не бесследна, не бессмысленна. Человек возрождается в своих детях, внуках, хороших делах. В 1972 г. художник создал одно из своих лучших произведений - "Работа окончена". В этой картине художник изобразил себя самого. Автопортретная фигура на картине застывает в тяжелом оцепенении, словно мастер решил, что дело его жизни закончено. Автор наверху рамы поместил дубовую ветку, которую вплетают в похоронные венки. Картина стала пророческой, художник вскоре нелепо погиб. В 1974 г. В. Попков пишет одно из лиричнейших своих произведений - "Пушкин в Михайловском". В. Попков смог внести свой вклад в образ великого русского поэта, он передать величайший полет духа, свойственный Пушкину в этот период эго жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал)
Многие художники того времени работали в жанре пейзажа. Особое место в пейзаже того времени занимает северный пейзаж. Еще в 60-е годы начинается буквально паломничество художников на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Так появляются пейзажи Никонова, Андронова, Стожарова.
Одним из выдающихся пейзажных живописцев второй половины XX в. стал Е.И. Зверьков (род. 1921). Главным источником его вдохновения стали родная Тверская земля, русский Север, их неброский облик. На творческую манеру художника большое влияние оказали русские импрессионисты. Почерк живописца сформировался под влиянием русского импрессионизма. Художник русский пейзаж передает как человеческое настроение, духовное состояние. В цветовой гамме преобладают полутона. Его лучшие работы: "Родные мотивы", "Голубой апрель" (1972), "Зимнее солнце", "В лесном краю" (1974), "Северная весна", "Колосится рожь" (1972), "Старая мельница" и др. (См. дополнительный иллюстративный материал).
Творчество художников "сурового стиля" получило большой резонанс в обществе, но далеко не все художники 60-80-х гг. испытали влияние "сурового стиля", многим этот стиль казался "тяжелым", "темным". Многие художники избрали своим творческим методом реализм, но обращаются к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII - начала ХХ вв., к французскому классицизму и, конечно, к фольклору.

Художником, писавшим в реалистической манере, был Ю.М. Ракша (1937-1980). Он учился в художественной школе при институте им. В.И Сурикова. Окончил ВГИК и 15 лет проработал художником-постановщиком на Мосфильме. Из его наиболее значительных работ следует назвать "Время, вперед", "Дерсу Узала", "Восхождение". Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - "Современник", "Добрый зверь, добрый человек", "Моя мама", "Продолжение", "Разговор о будущем", "Земляничная поляна" и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Он предпочитал писать своих современников. Последней работой художника, его шедевром, его лебединой песней стал триптих "Поле Куликово" (ныне в Третьяковской галерее). В центральной его части - "Предстояние" - среди воинов, окруживших Дмитрия Донского в самый кульминационный момент перед сечей, художник изобразил в образе Бренка Василия Шукшина. Художник дописывал триптих, уже тяжело больным, но последний мазок он поставить успел. 1 сентября 1980 г. художник умер. Картина, с еще не высохшими красками, была помещена в Третьяковской галерее (См. дополнительный иллюстративный материал).
Одним из художников реалистического направления, обратившимся к фольклору, родной истории был К.А. Васильев (1942-1976). В 1961 г. он окончил Казанское художественное училище, после работает учителем рисования в поселковой школе. Еще студентом он пробует себя в разных художественных манерах: подражал голландским мастерам, увлекался абстракционизмом и сюрреализмом. Но художника не удовлетворяло, что эти стили не могли передать духовную силу человека. Начиная с 1967 г. художник пишет пейзажи, изучает раннюю историю славян. Вскоре рождаются произведения на былинные и сказочные сюжеты "Рождение Дуная", "Гуси-лебеди", "Свияжск", "Северный орел", "Ожидание", "У чужого окна", ставшие воплощением особого, "васильевского стиля". Его стиль отличают строгость, тщательная выписанность всех линий, преобладание голубого и темных тонов. Интерес художника к прошлому, осмысление героизма и жертвенности предков легли в основу русского цикла: "Русалка", "Жница", "Плач Ярославны", "Русский витязь", "Вольга и Микула", "Бой со змеем", "Садко и владыка морской", "Илья Муромец и голь кабацкая", "Человек с филином", "Северная легенда". В 1974 г. в преддверии 30-летия Победы К. Васильев создает военный цикл: проникнутый гордостью и верой в возрождение мощи народа-богатыря: "Нашествие", "Прощание славянки", "Тоска по Родине", "Маршал Жуков", "Над Берлином", "Унтер ден Линден" в огне". Все эти полотна объединяет вера в силу русского воинства, неотвратимость торжества его оружия (См. дополнительный иллюстративный материал).
Безвременная кончина настигла художника, когда он возвращался со своей второй прижизненной выставки в Зеленодольске.
В 70-80-е годы в живописи появились новые имена, которые во многом определили лицо советской живописи того времени: Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова, А. Волков, В. Рожнев, А. Ситников, В. Орлов и другие талантливые мастера. Эти художники в своих произведениях размышляли о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. В отличие от художников предыдущего десятилетия они избрали язык символов.
Одним из крупных и признанных мастеров 70-80-х гг. является Т.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Локальні норми | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.