КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребитель» архитектуры. Хотя каждое из трех эволюционных учений дает теоретический и фактический материал для научного обоснования и понимания общественного прогресса
Хотя каждое из трех эволюционных учений дает теоретический и фактический материал для научного обоснования и понимания общественного прогресса, социология, по Карееву, не должна быть просто пристройкой ни к космологии, ни к биологии, ни к политической экономии.
У русского мыслителя движение общества по пути прогресса имеет прежде всего аксиологическую нагрузку, оно связано с субъективной (этической) оценкой происходящих событий. Он подходит к обществу с меркой лучшего и худшего, истинного и ложного и т.д. Этот взгляд на теорию прогресса обуславливает два вопроса:
Почему и как происходит социальная эволюция? В каких случаях она имеет прогрессивное значение?
Первый вопрос - это вопрос о причинах и факторах всякой социальной эволюции, он не выходит за рамки научной компетенции в объективном смысле этого слова.
Второй вопрос субъективный, поскольку речь идет о том, какое значение для человека, как существа, живущего и действующего в обществе, имеет объективный процесс социальной эволюции.
И этот вопрос, считает Кареев, может быть решен на основе объективных данных, которыми, например, располагает статистика.
В такой постановке задачу социологии Кареев видит не только в указании на средства и способы прогрессивной общественной деятельности, но и в определении ее конечных целей. Эту задачу не может решить ни одна специальная общественная дисциплина. Нужна социологическая идея прогресса, эволюционного общественного идеала, той формулы, которая определяла бы как цели, так и средства прогресса.
Анализируя ситуацию, связанную с разработкой теории прогресса, Кареев констатирует, что единой общепризнанной теории прогресса в смысле как его содержания, так и его формы, т.е. цели и конечного результата, а также способов его достижения, нет.
Выход из положения он видит в определении путем научной критики достоинств и недостатков каждой формулы прогресса с тем, чтобы прийти к формуле, которая бы синтезировала достижения социологии на данный период времени.
Отсюда одну из задач социологии он видел в том, чтобы она изучала, анализировала и критиковала общественные движения, классифицировала их на прогрессивные и регрессивные, показывала значение и широту их этических и научных взглядов, а также целесообразность средств и их умелость в осуществлении принятых ими идеалов общественного устройства жизни.
Реконструируя историю проблемы прогресса, Кареев приходит к выводу, что сам прогресс не следует рассматривать в качестве единственного и исключительного закона истории. Это связано с тем, что прогресс может совершаться как у отдельных народов, так и в целых группах стран, а поэтому не требует представления о внутреннем единстве человечества и планетарном ходе истории.
По Карееву, прогресс, как общее понятие, включает пять частных аспектов: - прогресс умственный - воспитание способностей к духовным интересам; - прогресс нравственный; - прогресс политический - развитие свободы и улучшение государства; - прогресс юридический - развитие равенства; - прогресс экономический - развитие солидарности и кооперации.
Прогресс у Кареева - сложное явление, состоящее из отдельных процессов, которые взаимно друг друга обуславливают.
Формула прогресса выводится Кареевым априорным путем и имеет абстрактный характер - в этом он видел залог всеобщности. Она включала три элемента, которые он подчинил главной цели прогресса - развитию личности: Идеал. Им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности.
Определение путей достижения идеала. Заключается в переделке посредством критической мысли культуры, быта и социальной организации Выражение закона самого прогресса. Он состоит в самоосвобождении личности, в том, что личность подчиняет себе надорганическую среду. Понятие прогресса, его целей и компонентов представлено через личность и ее идеалы, т.е. построено на принципах «субъективного метода».
Кареев выделяет пять этапов прогресса, а различия между ними определяет ролью насилия в социальном взаимодействии, а также уровнем свободы, равенства и солидарности: - первобытные общества (господство грубой силы, антагонизм, анархия); - общества, сохраняющие господство грубой силы, антагонизм, но уже централизованные и дифференцированные (соединение деспотизма с анархией); - общества с существенным ослаблением качеств предыдущего этапа; - общества, где грубая сила уходит на задний план и ведущую роль выполняет правовое регулирование, гражданское самосознание (сочетание свободы и порядка); - общества идеальные, которым свойственны полная солидарность, царство истины и справедливости.
Последнее во многом напоминает коммунистический идеал общественной жизни, предложенный К. Марксом и Ф. Энгельсом, хотя и то и другое является светским вариантом христианского видения общественного устройства - идея, получившая развитие в русской религиозной социальной философии (Н. Бердяев, С. Булгаков).
Столь подробное изложение теории прогресса Н. Кареева имеет значение по следующим причинам.
Во-первых, это позволяет представить в обобщенной форме уровень научного понимания проблемы во всей социологии того времени, поскольку, строя свое видение теории прогресса, Кареев так или иначе синтезировал существовавшие научные подходы и показал их положительные и отрицательные моменты.
Во-вторых, развитие его идей относительно теории прогресса напрямую показывает логику и аргументацию «русской субъективной школы». На примере идеи прогресса четко просматривается смысл «субъективной методологии» в познании общественной жизни - смысл, который наполнен большим научным содержанием и гуманистическим видением.
Поскольку центральной фигуры этой группы являются «просто люди», здесь можно говорить о той части экологии города, которая изучает взаимосвязь поведения людей с характеристиками пространственного окружения. Это подход, который появился во второй половине 20 века и получил название «средовой подход».[1] Решение проблем перенаселенности городов поставило перед архитекторами в XX веке новые задачи, прежде всего, по проектированию массового жилища, затем по снижению нагрузки на окружающую среду. На протяжении всего периода «современной архитектуры» вопросы строительства массового жилья занимают центральное место в деятельности как городских органов по планированию, так и архитекторов. В современном творчестве ведущих архитекторов задача формирования поведения людей средствами организации пространства весьма актуальна. Вовлеченность горожан в процесс градостроительного развития создает условия для положительного социального климата. Одной из важнейших задач градостроительства и архитектуры является формирование «городской среды», а именно пространств, стимулирующих общение, разнообразные виды поведения в рамках городской культуры. В противном случае, ответом является равнодушие жителей к своему окружению, снижение социального контроля, рост преступности.[2] Информирование всех жителей о планах преобразования города является правой нормой.[3]
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |