Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Реформации




Средневековые университеты

Рыцарская система воспитания

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование. Практика воспитания рыцарей существовала с VII–XV вв. Происхождение рыцарства как отдельного сословия связано с тевтонским орденом, находящимся в структуре римского общества. Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник».

До семи лет сыновья феодалов получали домашнее воспитание. Затем они направлялись в замок к сюзерену (вышестоящий феодал) или к королевскому двору. Там воспитательная система рыцарства проходила два этапа:

· воспитания пажа (с 7 до 14 лет) – становились личными слугами жены сюзерена. Для обучения приглашались музыканты и поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры); педагоги обыкновенно были из служивой дворцовой челяди;

· воспитание оруженосца (с 14 до 21 года) – сопровождал сюзерена в походах, участвовал в турнирах. (В его обязанности также входило ухаживать за лошадьми и собаками хозяина, встречать гостей и прислуживать им за столом).

В 21 год происходило посвящение в рыцари (испытание в состязаниях), которое происходило в праздник в присутствии других оруженосцев и рыцарей и, конечно, прекрасных дам. После прохождения испытания рыцарь становился на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил ему удар ладонью по затылку или щеке (или кленком меча плашмя по спине). Это был единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не возвращая.

При дворе сюзерена юным рыцарям необходимо было постичь семь рыцарских добродетелей – умение ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьём, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца, сопровождая их игрой на музыкальном инструменте. Уметь читать и писать было не обязательным.

Сочетание элементов физического и эстетического воспитания рыцарей обогатили мировой педагогический опыт.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

В конце ХI начале ХII вв. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые становятся первыми университетами (Париж, Неаполь, Оксфорд, Кембридж, Лиссабон и др.). В ХIII в. в Европе было 19 университетов, в ХIV в. – открылись еще 25.

Для организации университетов не требовалось больших затрат. Годились практические любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Обучение было платным. Учиться могли люди всех возрастов и из разных стран. Студенты-бедняки снимали для жилья коморки, перебивались случайными заработками, уроками, нищенствовали, странствовали. К ХIV веку даже сложилась особая категория странствующих студентов (ваганты, голиарды), которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными. Если в окрестностях начиналась чума, война и прочие беды, университет мог перебраться в другой город или страну.

Церковь стремилась удерживать университеты под своим влиянием. Главным предметом изучения было богословие. Преподаватели были представители духовенства. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов.

Средневековые университеты имели четыре факультета. Артистический (факультет искусств) – подготовительный, где изучалась программа «семи свободных искусств». Окончив его, студент получал степень бакалавра или в случае успешной защиты работы степень «магистра искусств». Далее по выбору можно было продолжить образования на богословском, медицинском или юридическом факультетах.

Студенты обязательно посещали дневные и вечерние (повторительные) лекции. В связи с отсутствием книг обучение было изусным. Еженедельно проводились диспуты на заранее назначенную тему. Проучившись от 3 до 7 лет, студент, показав хорошие знания, мог стать бакалавром. Он посещал лекции ведущих профессоров и помогал обучать вновь поступивших студентов. После успешной защиты научной работы он получал ученую степень (магистра, доктора, лиценциата).

В средневековых университетах была сосредоточена научная мысль, они были уголком для нового интеллектуального возрождения.

Университеты постепенно отторгали схоластику, становившуюся наукой пустых слов. Пропасть между новейшими знаниями и схоластикой, как формальной, бессодержательной философией, стала увеличиваться. Темами научных дискуссий схоластов могли быть: «Сколько чертей помещается на кончике иглы» или «Почему Адаму в раю нельзя было съесть яблоко, а не грушу» и пр. университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.

Эпоха Возрождения(XIV–XVI вв.) знаменуется переменой средневекового мировоззрения на приоритетность самоценности личности, активной личности, способной преобразовывать мир. Колыбелью европейского Возрождения стала Италия. Именно туда, после захвата турками Константинополя (1453 г.) бежали многие ученые, где и стали возрождать античную культуру. Этому благоприятствовало социально-экономическое развитие западноевропейского общества. Наследие древних рассматривалось как источник идей, на которые опирались в создании нового мировоззрения.

Подъем педагогической мысли был связан с развитием искусства, науки, литературы, возникновением книгопечатания. Идея гуманизма и гармонии красной нитью проходит через педагогические теории эпохи Возрождения. Особый акцент делается на интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Педагогические идеи эпохи Возрождения в Западной Европе наиболее ярко представлены представителями Италии, Германии и Франции.

Педагогические идеи итальянского Возрождения характеризуются выразительностью гуманистических идей, ориентацией на общечеловеческие ценности и идеалы. В немецком Возрождении преобладают демократические тенденции, выраженные в идее всеобщего образования. Педагогические мысли французских гуманистов отличаются «аристократизмом», доминированием индивидуального воспитания, вниманием к женскому образованию.

Одним из ярких представителей итальянского Возрождения является Витторино да Фельтре (1378–1446). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага, где были еще 80 воспитанников – детей из знатных семей и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет В. да Фельтре. Это была школа, основанная на принципах гуманистической педагогики. Фельтре назвал ее «Дом радости». Здесь учили классические греческий и латинский языки, литературу, логику, математику, живопись, музыку; осуществлялось физическое развитие (борьба, бег, игры, езда верхом и т.д.) и религиозное воспитание. Мальчики обучались вместе с девочками, это было ново. Телесных наказаний не использовали.

Наиболее значимыми представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле, и Мишель Монтень. Франсуа Рабле (1494–1553) в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критиковал типичную картину воспитания того времени (схоластическое воспитание) и обрисовал идеал гуманистического воспитания, включающий подготовку к жизни, формирование сильного физически, образованного и воспитанного человека. Герой его романа великан Гаргантюа обучается различным наукам и искусству игровыми методами, беседами, учится физическому труду и т.д.

Мишель Монтень (1533–1592) в своем труде «Опыты» показывает ребенка как особое природное индивидуальное существо. Рассматривая воспитание и обучение, Монтень считает, что нужно, чтобы «больше говорил ученик и больше слушал учитель», необходимо, чтобы ученики исследовали жизнь сами, «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». Отсюда одна из главных задач учителя – развивать у детей способность к критическому суждению.

Германский просветитель Эразм Роттердамский (1469–1536) прославился сатирическим сочинением «Похвала глупости», где он высмеивал пороки того времени – невеженство, лицемерие, тщеславие. Им написано немало педагогических трактатов: «О первоначальном воспитании детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др., где он выдвигал идею об опоре на активность воспитанника, о воспитательном воздействии уже с первых лет жизни ребенка, об умеренных нагрузках в процессе обучения, чтобы у детей не пропало желание учиться; об отмене физических наказаний и воздействии с помощью убеждения, повторения и т.д. Выступал за единство учебной программы для девочек и мальчиков.

Педагогические идеи ранних социалистов-утопистов.

Английский мыслитель Томас Мор (1478–153) в «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Мор строил нравственное воспитание на основах религии, но был далек от религиозного фанатизма, отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Особое внимание Мор уделяет широкой образованности, как мужчин, так и женщин, их участию в производительном труде вместе с детьми.

Представитель итальянского гуманизма Томмазо Кампанелла (1568–1639) (в 15 лет вступил в орден доминиканцев) провел 27 лет в тюрьме за участие в заговоре против испанского господства, где создал десятки трактатов по философии, политике, экономике, медицине. В трактате «Город солнца» (1602 г.) изображено идеальное государство, где нет частной собственности и социального неравенства. Томмазо Кампанелла большое внимание уделил описанию воспитания детей в городе Солнца, которое носит общественный характер и одинаково для всех граждан. Его педагогические идеи заключаются в возврате к природе, в отрицании книжности и узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Большое внимание обращено на необходимость сочетания умственного, физического, трудового и эстетического воспитания. Превоначальное обучение должно основывать на наглядности. Дети приобретают знания во время прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда. Благодаря воспитанию и жесткому биологическому отбору юные солярии отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Девочки и мальчики учатся вместе.

В ХVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Движение Реформации внесло и свое понимание путей воспитания, которое отличалось как от католической ортодоксии, так и от светского гуманизма эпохи Возрождения. Был провозглашен принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. В центр воспитания представители педагогики Реформации поместили личность, которой необходимо дать разностороннее образование, приобщить к национальной культуре, языку и литературе. Во избежание преследований представители религиозных меньшинств были вынуждены осуществлять образование подрастающего поколения тайно.

В становлении педагогических идей Реформации особую роль играли Жан Кальвин, Уильям Тиндель, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон.

Мартин Лютер (1483–1546) считался «Отцом Реформации» в Германии. По его инициативе светские власти учредили протестантские школы. По мнению Лютера, полноценного образования достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и др., остальное население должно ограничиваться элементарным образованием. В трактате «О желательности посылать детей в школу» Лютер говорил о принуждении родителей со стороны властей к отправлению детей в школу на 1-2 часа еженедельно. Им составлен «малый Катехизис», используемый в качестве учебного пособия.

В целях распространения своего учения деятели Реформации выдвинули лозунг всеобщего образования детей всех сословий, что было значительным шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности населения. Образование стало осуществляться через братские школы, которые организовывала община, члены которой имели общее имущество, жили и работали вместе. Школы имели постоянный состав учителей.

Католическая церковь в реформаторском движении увидела угрозу своему существованию. В качестве основных средств борьбы были выдвинуты инквизиция и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.).

«Цель оправдывает средства»- один из принципов ордена иезуитов. Создатель ордена – обедневший испанский идальго Игнатий Лойола (1491–1556). Несколько раз попадавший в руки инквизиции, он всегда доказывал свою преданность церкви. Лойоле удалось собрать вокруг себя единомышленников, войти в доверие в папе, который разрешил организацию ордена иезуитов с ограничением в 60 человек, которое вскоре было забыто. Так и не научившийся читать и писать по-латыни студент-недоучка Игнатий Лойола, тем не менее понял, что воспитывать преданность Церкви надо с малолетства и образование должно быть сконцентрировано в одних руках. С тех пор многие поколения молодежи получали образование в начальных (которые были общедоступными и бесплатными), средних и высших учебных учреждениях иезуитов.

Лойола создал образцовую внутреннюю организацию ордена со строго иерархической лестницей. Необходимо было строго подчиняться старшему («как палка, которая повинуется всякому движению»). Ничто не могло остановить иезуита стремящегося к цели: подкуп, лесть, шантаж, интриги, шпионаж. Шпионаж приветствовался и между братьями внутри ордена. Лицемерие и безнравственность иезуитов вошли в поговорку. Веками иезуиты вершили судьбы многих людей, определяя политику при дворах многих государей, устраняли неугодных.

Образовательные учреждения иезуитов были пансионного типа, для того чтобы свести к минимуму влияние родителей. Каникулы для младших классов длились только одну неделю, для старших – три. К телесным наказаниям прибегали довольно редко. Уделяли внимание здоровью учеников. Следили за тем, чтобы дети хорошо спали, ели, гуляли на свежем воздухе, занимались физическими упражнениями. В воскресенье и праздники устраивали экскурсии за город. Были развиты школьное самоуправление, театрализованные представления и др.

Главная особенность иезуитских школ заключалась в особой системе воспитания, пропитывавшая всю внутреннюю жизнь школы. Каждый день начинался с обзора усвоенного в предыдущий день. В субботу повторялось пройденное за неделю. Последние 6 месяцев повторялось пройденное в предыдущие 6 месяцев. Учебные занятия были пронизаны духом соревнования. При проверки знаний в паре один исправлял и уточнял выступление другого. Отличившихся учеников награждали знаками отличия. Награды раздавались публично и торжественно в конце недели. Была также и система наказаний затрагивающее самолюбие: на голову надевали позорный колпак, ослиные уши, сажали на позорную скамью в классе. Развито было доносительство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.