Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка

Лекция 3.

Якутск, 2012

Винокуров В.Н.

Тезисное изложение лекций

Учебно-методический комплекс

 

Ведущий преподаватель:

проф. Кафедры биологии

 

 

 

 

1. Создателем первого эволюционного учения считается французский ученый Ж.Б.Ламарк(1744-1829). Философские взгляды этого ученого разделяли взгляды дуалистов, с одной стороны признававших существование силы творца, сотворившего материю, а с другой- признававших, что мир развивается только по своим естественным законам. В начале своей научной деятельности Ж.Б.Ламарк занимался систематикой растений и животных. При этом он впервые разделили животных на позвоночных и беспозвоночных, затем стал изучать сравнительную палеонтологию беспозвоночных, что привело его к совершенно своеобразному для своего времени. Разрешению многих естественно-научных проблем. Так, он впервые разобрал понятие «жизнь» и живой организм, и на основании этого ввел термин «биология» – как науку, предметом исследования которой являются жизненные процессы. Исходя из этого он разбирал признаки, отличающие живой природы от неживой, впервые поставил вопрос о происхождении жизни из неживой материи естественным путем. Его считают основателем не только биологии, но и экологии, а также и палеонтологии беспозвоночных. Он также создал первую умозрительную концепцию о происхождении человека от обезьяноподобных предков.

2. Эволюционные взгляд Ламарка изложены в его двухтомном сочинении «Философия зоологии»(1809). В этом труде он подверг критике господствующее в его время метафизические представления о постоянстве видов, что по тогдашним временам было очень смелым поступком. В качестве доказательств Ж.Б.Ламарк привел ряд доводов, из которых наиболее существенными были, такие как разработка проблем сущности естественной системы организмов, проблемы вида, движущих сил эволюции организмов, происхождения человека

3. Центральный вопрос его учения – проблема факторов эволюции, т.е. причин и закономерностей эволюционного процесса. При этом он подчеркивал значение внутренних и внешних факторов эволюции.

А. Внутренние факторы эволюции, или проблема градаций организмов.. Разбирая этот вопрос Ламарк впервые ввел понятие градации (восхождения). Согласно этому принципу первый толчок в развитии природы дал всевышний творец. Он как бы ввел в природу особую энергию - энергию флюидов – тонких и невидимых субстанций материи. Эти невидимые субстанции присутствуют везде и побуждают материальные тела к развитию и совершенстванию. к дальнейшему развитию и процветанию, к прогрессу. Воздействуя на тела неживой природы они побуждают процессы происхождения жизни естественным путем. Ж.Б.Ламарк писал. Что жизнь возникает постоянно и повсевместно во все времена и в настоящем. Из материи происходит простейшие организмы, которые затем последловательно усложняются от простого к сложному благодаря процессу градации, от низших форм к высшим.

Пытаясь изобразить последовательность такого усложнения он создал лестницу градации живых существ на примере животных организмов:

Поскольку в материальный мир творец заложил стремление к совершенствованию в ходе эволюции образовались 14 групп беспозвоночных и позвоночных животных. Эти 14 групп он расположил по 6 классам (ступеням) лестницы, исходя из развития систем их органов. Подъем организации животных по ступеням лестницы вызывает действие флюидов, которые проникая в организм из внешней среды проникают в различные органы и побуждают их к дальнейшему развитию, стремление к самоусовршенствованию. Таким образом развитие организмов происходит медленно, постоянно и в одном направлении – по пути усовершенствования благодаря градациям. Градации по Ламарку – это основной фактор эволюции организмов.

Б. О влиянии внешних факторов на эволюцию организмов.

Если бы развитие организмов шло только по принципу градации в идеально однородной среде, наблюдалось бы и однородное строение всех организмов. А так как организмы живут в разнообразных услвоиях действие разнокачественных флюидов внешней среды нарушает ход градаций и приводит к изменчивости. Так, на растения среда влияет с помощью флюидов непосредственно. При хорошей весне растения получают больше флюидов хорошего качества – у них наблюдается хороший рост, а при плохой весне наоборот, рост задерживается. На животных внешняя среда может действовать не только непосредственно, но опосредованно, через нервную систему. Они воздействую на животных изменяя их потребности, привычки и способ питания. Когда изменения во внешней среде становятся продолжительными, то это приводит к изменениям поведения, привычного образа жизни. В результате изменения поведения некоторые органы начинают функционировать сильнее других и становятся более развитыми. Полученные изменения в ходе развития новые качества организма наследуются и передаются потомкам. Это в ряду поколений приводит к неуклонному развитию одних, или наоборот к отставанию развития других органов.Например, постоянное вытягивание шеи удлиняет её. Наоборот, те органы, которые стали употребляться менее интенсивно, постепенно редуцируются (крот).

Исходя из этого Ламарк сформулировал два правила, которые называют иначе законами Ламарка:

Закон упражнения и неупражнения органов,

Закон передачи приобретенных признаков по наследству.

Благодаря действию этих двух законов реакция организмов всегда адекватна, т.е.соответственна факторам воздействия внешней среды. Организм всегда реагирует только целесообразно и неудачных реакций просто не бывает. Исходя из этого, в представлениях Ламарка нет понятие о борьбе за существование.

 

Классификация животных организмов по Ж.Ламарку

  Классы животных организмов
          Птицы, Млекопитающие, человек
        Рыбы, Рептилии  
      Ракообразные,Усоногие, кольчецы    
    Насеко мые,Пау кообраз ные      
  Лучис тые,Чер ви        
Инфу зории и полипы          
Неживая среда
Классификацион ные признаки выделяе мых классов Отсутствие органов. Кроме пищеварительных Появляются жругие органы,отсутствет нервная система и органы кровообращения Появляется нервная система, органы дыхания, зачаточная кровеносная система Появляются артерии и вены Имеется головной мозг,не заполняющий всей черепной коробки. Сердце с одним желудочком, кровь холодная Головной мозг заполняет всю черепную коробку, сердце 4-хкамерное, кровь горячая

 

4. Непостоянство видовых признаков.

В ходе своих исследований Ламарк выявил явление изменчивости организмов. Видовые признаки, как показали его исследования, оказались весьма изменчивыми и зависящими от географических, климатических и других условий окружающей среды. Таким образом, он первый обратил внимание на явление внутривидовой изменчивости. При этом он указал на то. что различия между видами часто бывают очень нерезкими и трудно отличимыми. На этой основе, разбирая вопрос об изменчивости видов, Ламарк пришел к выводу, что в природе существуют только группы организмов, имеющие одинаковые приспособления к данным условиям среды, потому обладающие некоторым морфологическим сходством. Эти группы сходных организмов систематики для удобства называют видами, пытаясь как-то их обозначить. Поэтому по Ламарку реальных видов в природе не существует. Каждый систематик может произвольно относить к тому или другому виду, одну или несколько групп организмов, исходя из того или другого признака. Таким образом в природе существуют только особи. Эволюция идет на уровне особи (отдельного организма). Таким образом единицей эволюции Ламарк считал отдельный организм. Ламарк считал, что поскольку в природе виды не существуют, нет и проблемы вымирания видов. Идет длительный и постепенный процесс превращений одних видов в другие.

Интересно разрешил Ламарк проблему происхождения человека. Он очень смело рассуждал о том, что когда - то существовало племя четвероруких животных, обитавших на деревьях. В силу изменения жизненных обстоятельств окружающей среды это племя спустилось на землю и в новых условиях стало употреблять задние конечности для хождения. А передними питаться, обороняться и нападать. Постепенно эта группа стала превращаться в двуруких животных. В результате упражнения задних конечностей постепенно стала возникать вертикальная походка. Эти животные жили большими стадами, что вызывало потребность общения. Развитие этой потребности привело к появлению членораздельной речи. Глубина этих рассуждений поражает современных историков естествознания, т.к. Ламарк не имел никаких доказательств животного происхождения человека и опирался только на свою теорию.

Ж.Ламарк впервые обратил внимание исследователей на роль фактора времени. Он писал, что в историческом плане морфологические изменения видов происходят медленными темпами в очень длительные сроки.

5. Заслуги Ламарка:

1. Создание 1 эволюционной теории. Несмотря на то, что все положения этой теории оказались ошибочными, она служила платформой развития эволюционной мысли.

2. Первая глубокая критика метафизики и креационизма. Он был первым исследователем, который утверждал, что эволюция идет многие сотни миллионов лет и ввел понятие о времени в истории развития Земли.

3. Ламарк сделал первую попытку создания естественной классификации организмов – основатель биологии, зоологии, экологии палеонтологии беспозвоночных

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация совместного использования линий связи | Логіка в обчислювальній техніці
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.