Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По мере того как спектр взаимодействия становится всё уже, солидарность между взаимодействующими сторонами становится всё более ограниченной

Бывают взаимодействия прерывающиеся и вновь возобновляющиеся (например, в трудовом процессе). А бывают не прерывающиеся даже после смерти человека (например, взаимодействие детей с родителями и при их жизни, и память о них даже после их смерти).

Продолжительность времени взаимодействия может длиться от нескольких мгновений (и на этом заканчиваться) и взаимодействия, длящиеся так долго, пока существует социальная целостность или живет человек (а порой и дольше человеческой жизни, пока существует память о нем).

5. Направленность взаимодействия.

1 ) Взаимодействие может быть: солидарным, когда устремления и соответствующие усилия одной взаимодействующей стороны совпадают с устремлениями и усилиями другой стороны. В таких случаях направленность устремлений и усилий обеих взаимодействующих сторон – идентична и схожа.

2) Взаимодействие может быть: антагонистичным, когда желания и усилия одной стороны сталкиваются с пожеланиями и усилиями другой стороны и наталкиваются на её сопротивление или противодействие. Т.е. направленность стремлений и усилий взаимодействующих сторон взаимно противоположна.

3 ) Взаимодействие может быть : смешанным, когда у взаимодействующих сторон совпадает лишь какая-то часть их стремлений и усилий, тогда как в другой части они антагонистичны. Т.е. это направленность отчасти солидарная, отчасти антагонистическая.

Поскольку взаимодействие в контексте различных аспектов рассмотрения может быть:

- всеохватывающим

или

- ограниченным и специфическим;

- в большей или меньшей степени интенсивным;

- более или менее длительным,

то и антагонизм, и солидарность взаимодействующих сторон могут быть:

- либо универсальным и всеохватывающим;

- либо ограниченными каким-то одним аспектом взаимодействия.

- Они могут быть также в большей или меньшей степени интенсивными и продолжительными.

Представив, что все другие условия интенсивности, продолжительности и других модальностей – одинаковы, можно получить следующую градацию антагонистических и солидарных взаимодействий сторон:

1) Максимальная солидарность достигается тогда, когда взаимодействие охватывает все стороны жизни и все её многочисленные сферы имеют солидарный характер. Это означает, что во всех сферах жизни и деятельности судьбы взаимодействующих сторон «сплавлены» в единую целостность.

2) Максимальный антагонизм наступает тогда, когда (при прочих равных условиях) взаимодействие между сторонами носит всеобъемлющий и универсальный характер, но все его аспекты антагонистичны. Это означает, что в жизни и в процессе деятельности, в частности, взаимодействующие стороны находятся в непрерывной борьбе друг с другом

По мере сужения сфер взаимодействия чисто антагонистические взаимодействия сторон тоже становятся всё уже и уже, пока наконец не превратятся в поверхностный и не имеющий значения антагонизм.

Между этими чисто солидарными и чисто антагонистическими взаимодействиями находятся «смешанные», одни из которых ближе к солидарным, а другие – к антагонистическим.

Графически направленность взаимодействий можно представить следующим образом (см. рис.2):

 

Антагони Солидар

стическое ное

 

Рис.2. Континуум направленности взаимодействий

6. Организованное и неорганизованное взаимодействие.

1) Организованное – это такое, когда отношения взаимодействующих сторон, их поступки и функции осуществляются в рамках (пределах) выкристаллизовавшихся определенных шаблонов и опираются на сложившуюся систему оценок.

2) Неорганизованное – это такое, когда отношения взаимодействующих сторон и их оценки находятся в аморфном (несистематизированном) состоянии и нет никаких регулирующих шаблонов (правил и норм) взаимодействия.

Важность данной модальности взаимодействия требует дополнительных пояснений.

Выкристаллизовавшаяся (сложившаяся) система общественных отношений и ценностей означает, что внутри взаимодействующего социального образования, или между взаимодействующими сторонами существует определенная система распределения прав и обязанностей, определяющая функции (поведение) и общественное положение каждого взаимодействующего деятеля. Эта система четко определяет права и обязанности каждого деятеля; что, на каких условиях, когда и в каком объеме он должен делать или не делать; что он должен терпеть и чего терпеть не должен со стороны любого другого деятеля. Такое четкое распределение прав и обязанностей означает, что каждый деятель в системе взаимодействия выполняет определенные функции, делая функционально необходимое дело. Строго обозначенные права, обязанности и функции каждого взаимодействующего деятеля полностью определяют его социальный статус или общественное положение в рамках соответствующей системы взаимодействий.

В результате сложившаяся (выкристаллизовавшаяся) система социальных отношений и ценностей означает, что такого рода взаимодействующее социальное образование имеет определенную систему ценностей, разделяющих все человеческие поступки на три категории: законные, рекомендуемые и запрещённые.

- Если поведение деятеля во всем соответствует той совокупности прав, обязанностей и функций, которые определены ему сложившейся системой взаимодействий, то оно считается законным.

- Если деятель не просто исполняет свой долг, но делает еще нечто сверх того, то он совершает «героический», «доблестный» поступок, намного превышая тот минимум, который предписан ему системой прав и обязанностей. Таким образом, в любом организованном социальном образовании есть категория рекомендованных поступков, независимо от их конкретного содержания.

- Если же деятель нарушает нормы, то тем самым совершает аморальный поступок, или преступление, или что-то другое, разрушающее сложившуюся целостность. Это будет незаконно и, таким образом, у любого организованного социального образования всегда имеется набор негативных оценок.

Из всего вышеизложенного следует, что сложившаяся система социальных внутри – или межгрупповых отношений предполагает, помимо всего прочего, наличие социальной дифференциации и стратификации в любом организованном социальном образовании или системе взаимодействия. Сам факт четкого распределения среди членов социального образования (или среди взаимодействующих сторон) прав, обязанностей, функций и социальных статусов означает, что функции у каждого из них особые, то есть дифференцированные. Это означает также, что подобное социальное образование стратифицировано, поскольку в любой организованной группе есть управляющие и управляемые. А раз они есть, то значит есть и социальная стратификация и неважно, в какой форме она будет осуществлена: будет ли она осуществлена в самой демократической или в какой-либо автократической форме. Это – обязательный, неотъемлемый атрибут самого понятия социальной организации.

Неорганизованные взаимодействия не имеет таких свойств. Они во всех отношениях аморфны: права, обязанности, функции, общественное положение членов совокупности не определены и не сформулированы ни в самых общих чертах, ни в подробных деталях. Так же обстоит дело с категориями законных, рекомендуемых и запрещенных форм поведения и взаимоотношений; то же самое – со структурой социальной дифференциации и стратификации. Все они, соответственно, остаются хаотичными, несложившимися, бессистемными, общественные отношения запутаны и непонятны.

В реальной действительности переход от абсолютно неорганизованных социальных образований или минимально организованных систем взаимодействий к организованным происходит, как правило, постепенно.

Организованные и неорганизованные системы взаимодействия- это совершенно другая модальность, нежели солидарность и антагонизм. Это значит, что, комбинируя модальности «организованностьнеорганизованность» и «антагонизмсолидарность», можно выделить определенные типы социальных систем взаимодействия.


1 Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф.Энгельс // Маркс,К. Соч./К.Маркс, Э.Фридрих- 2-е изд.-Т.20.-С.546.

2 Колесов, Д.В. Общество (психология связей и отношений): учеб. пособие / Д.В.Колесов.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- С.7.

3 Сорокин, П.А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали / П.А.Сорокин // Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин.- С.33.

4 Анурин, В.Ф. Общая социология: Учебное пособие для вузов / В.Ф.Анурин.- М.:Академический проект, 2003.- С.242.

5 Филиппов, А. Теоретическая социология / А.Филиппов //Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова.- М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999.- С.13.

6 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- М.: Наука, 1993.- Т.1.- С.141.

7 Щепаньский, Ян Элементарные понятия социологии / Ян Щепаньский.- Новосибирск: Наука (Сибирское отделение). 1967.- С.92.

8 Гидденс, Э. Социология/ Э.Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- С.266.

9 Гидденс, Э. Новые правила социологического метода / Э.Гидденс // Теоретическая социология: В 2 ч.- М.: Университет, 2002.- Ч.2.- С.307.

10 Яковлев, А.М. Социальная структура общества: учебник / А.М.Яковлев.- М.: Экзамен, 2003.- С.213.

1 Зиммель, Г. Проблема социологии / Г.Зиммель // Западно-европейская социология XIX – начала ХХ века /под ред. В.И.Добренькова.- М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996.- С.416.

2 Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис.- 9-е изд.-СПб.: Питер, 2004.- С.197.

3 Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории/ Б.Д.Парыгин.- СПб.: ИГУП, 1999.- С.377.

4 Зиммель, Г. Проблема социологии / Г.Зиммель.- С.418.

5 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.150-162.

 

1 Саймон, Герберт А. Менеджмент в организациях / Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А.Тампсон.- М.: Экономика, 1995.- С.73.

2 Управление персоналом: Учебник для вузов /под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Ерёмина.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- С.386.

1 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.108.

2 Волков, Ю.Г. Социология: Курс лекций: Учебное пособие / Ю.Г.Волков, В.Н.Нечипуренко, А.В.Попов, С.И.Самыгин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.- С.235.

3 Кульба, В.В. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем / В.В.Кульба, Д.А.Кононов, С.А.Косяченко, А.Н.Шубин.- М.: СИНТЕГ, 2004.- С.26.

4 Модифицировано по: Сивиринов, Б.С. Феномен социальной перспективы (методологические основания социального прогноза и управления) / Б.С.Сивиринов.- Новосибирск: Наука, 2002.- С.147.

5 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.- СПб.:Питер, 2005.- С.178.

1 Сорокин, П.А.Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.141.

2 Там же.- С.141

3 Козырев, Г.И. Социология: учебное пособие для вузов / Г.И.Козырев.- М.: Академический проект; Трикста, 2005.- С.107.

4 Акофф, Р. Акофф о менеджменте / Р.Акофф.- СПб.:Питер, 2002.- С.27.

5 Ионин, Л.Г. Георг Зиммель – социолог (Критический очерк)/ Л.Г.Ионин.- М.: Наука, 1981.- С.63.

6 Карнышев, А.Д. Очерки социальной психологии / А.Д. Карнышев.- Иркутск: БГУ, ИГУ, 1998.- С.171.

7 Аверьянов, А.И. Психолого-педагогичесикке условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков. Автореф. дис. … к.пед.н./ А.И.Аверьянов.- М.: МГУК, 1994.- С.9.

8 Крысько, В.Г.Социальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г.Крысько.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- С.66.

1 Крысько, В.Г.Социальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г.Крысько.- С.66.

2 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.141.

3 Парыгин, Б.Д. Указ.соч.- С.376.

4 См., например: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.С.Гамбарова, В.Я.Железнова, М.М.Ковалевского, С.А.Муромцева, К.А.Тимирязева.- 7-е, совершенно перераб.изд.-М.: Бр.А.и И.Гранат и К° (без указания года).- Т.10; Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / Под ред. С.Н.Южакова и П.Н.Милюкова.- СПб.: Библиографический институт (Мейер) и Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1901.- Т.4.

5 См., например: Энциклопедический словарь / начатый под ред.И.Е.Андреевского, продолженный под ред. К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрашевского.- СПб.: Ф.А.Брокгаузъ – И.А.Ефронъ, 1892.- Т.11.- С.

6 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф. Анурин.- С.177.

1 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.-С.102.

2 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф. Анурин.- С.177.

3 Ребер, Артур Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер.- М.: Вече, АСТ, 2000.- Т.1.- С.130.

4 Сорокин, П.А. О так называемых факторах социальной эволюции / П.А.Сорокин // Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин.- С.525-526.

5 Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник.- 3-е изд., перераб и дополн./ С.А.Кравченко.- М.: Экзамен, 2007.- С.231.

6 Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г.Волков.- М.:Дашков и Кْ; Ростов-на Дону: Наука Спектр, 2007.- С.111.

1 Волков, Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г.Волков.- С.111.

2 Сорокин, П.А.Структурная социология /П.А.Сорокин / / Сорокин, П.А. Человек.Цивилизация.Общество / П.А.Сорокин.- С.192.

1 Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.4: Общество: статика и динамика / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.- М.:ИНФРА-М, 2004.- С.696.

2 Сорокин, П.А. Социологический этюд об основных формах человеческого поведения и морали / П.А.Сорокин.- С.33.

3 Козырев, Г.И. Указ.соч.- С.107.

4 Аверьянов, А.И. Указ.соч.-С.5.

5 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин.- С.177.

6 Козырев, Г.И. Указ.соч.- С.107.

 

1 Зиммель, Георг Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования / Георг Зиммель // Зиммель, Георг Избранное: В 2 т. Т.2. Созерцание жизни / Георг Зиммель.- М.: Юрист, 1996.- С.314.

2 Сорокин, П.А. Структурная социология / П.А.Сорокин.- С.190.

3 Hayes. Classification of social phenomena. The amen. Journ. of social., т.XVII, p.111-113. По: Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.140.

4 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.140.

5 Там же.- С.141-142.

1 Сорокин, П.А. Система социологии / П.А.Сорокин.- Т.1.- С.138-140.

2 Сорокин, П.А. Структурная социология / П.А.Сорокин.- С.191.-192.

3 Современная социологическая теория в её преемственности и изменении / Говард Беккер и Алвин Босков.- М.: Иностранная литература, 1961.- С.622.

1 Сорокин, П.А. Структурная социология/ П.А.Сорокин.-С.192.

2 Штомпка, Петр Социология. Анализ современного общества / Петр Штомпка.- М.: Логос, 2005.- С.68-70.

* Гидденс, Энтони Социология / Энтони Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- С.697.

** Там же.- С.687.

1 Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н.Аверьянов.- М.: Политиздат, 1985.- С.112.

2 Колесов, Д.В. Общество (психология связей и отношений): Учеб. пособие /Д.В.Колесов.- М.: Московский – психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.- С.8.

3 Там же.- С.8.

1 Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник/ А.Л.Свенцицкий.- М.: Т К Велби, 2003.- С.270.

2 Колесов, Д.В. Указ.соч.- С.8.

3 Аверьянов, А.Н. Указ.соч.- С.112.

4 Горелов, А.А. Социология: Учебник/ А.А.Горелов.- М.: ЭКСМО, 2006.- С.239.

1 Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г.Крысько.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- С.66.

2 Там же.- С.66.

3 Горелов, А.А. Указ. соч.- С.239.

1 Аверьянов, А.Н. Указ. соч.- С.112.

2 Аверьянов, А.Н. Указ. соч.- С.112-113.

3 Щепаньский, Ян Указ.соч.-С.93.

1 Щепаньский, Ян Указ.соч.-С.93.

2 Крысько, В.Г. Указ.соч.-С.77.

1 Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И.Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 1995.- С.108.

1 Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика.- С.550-560.

1 Горелов, А.А. Указ.соч.-С.239-240.

 

1 Сорокин, П.А. Родовая структура социокультурных явлений / П.А.Сорокин // Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин.- С.206.

1 Горелов, А.А.Указ. соч.- С.242-244.

1 Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичёв и др.- 2-е изд.- М.: Сов.энциклопедия, 1989.- С.373.

2 Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А.Сорокин.- М.: Астрель, 2006.- С.551-557.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модальности социальных взаимодействий | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.