Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема военного использования космосы

Космос для землян -- это окружающее нашу планету воздушное (газовое) пространство над земной атмосферой вине 100 км., хотя юридически узаконенная граница не установлена и по этому вопросу существуют разнообразные мнения. На слайде 1 приведены сведения о строении воздушного и космического пространства вокруг Земли. Как известно, воздушное пространство широко освоено человечеством.

Четвертого октября 1957 года произошло событие, кардинально изменившее весь ход земной истории. Запуском первого советского ИСЗ был сделан шаг в космос. Вторая важнейшая дата космической эры -- 12 апреля 1961 года -- день первого космического полета человека -- Юрия Алексеевича Гагарина начало непосредственного проникновения в космос людей. Третье историческое событие освоения космоса связано с первой лунной экспедицией американских астронавтов Н.Армстронга, Э.Олдрина и М.Коллинза, совершенной 16 июня 1969 года. Для проникновения в космос рядом стран созданы и используются ракеты-носители (РН) и космические аппараты (КА): в СССР с 1957 года, в США с 1958 года, во Франции с 1965 года, в Японии и Китае с 1970 года, Великобритании с 1971 года и в Индии с 1975 года.

В настоящее время более 120 государств осуществляют космическую деятельность, из них около 20 государств ведут её весьма активно. В коммерческом космосе доля России составляет 10-12%, Европы -- в лице объединенной космической промышленности стран Европейского Союза -- 60%. Далее идут США, Китай, Индия, лидером по осуществлению космических коммерческих запусков является Франция (55%), а лидером в производстве спутников -- США. В меньших масштабах использование космического пространства осуществляется Испанией, Италией, Нидерландами, Германией, Канадой и другими государствами.

К концу 2002 г. на околоземных орбитах находилось 777 космических аппаратов. Из их числа российских работоспособных насчитывалось 111, в том числе военных 69 единиц. Американская группировка военных спутников в два раза многочисленнее (150 КА). Известно, что Китай имеет 17 разведывательных спутников в космосе, в основном ведущих наблюдение за военными объектами США. Помимо России и США проявляют стремление иметь пилотируемые космические аппараты Китай и Япония. Китай испытал пока еще не пилотируемый космический "Корабль бога". Он сможет использоваться как транспортное средство для доставки космонавтов на Международную космическую станцию, хотя Китай не является участником проекта. Япония провела успешные испытания в рамках проекта по созданию космического корабля многоразового использования. Запуск экспериментального образца был осуществлен 18 октября 20102 г. в районе экватора на полигоне острова Рождества в Тихом океане. Полет в автоматическом режиме выполнялся в течение 9 минут. Испытания будут продолжаться.

По сведениям мексиканской газеты News за 40 лет в космос было запущено приблизительно 4 000 ракет-носителей, в результате чего на орбитах появилось более 23 000 заметных космических объектов, каждый из которых больше мяча для крикета. 6 000 из них это космический мусор с общим весом 1 800 тонн. Вследствие столкновения космических объектов образовалось приблизительно более 100 000 мелких осколков. При своей скорости 30 000 км/чае они представляют огромную опасность: могут разбить окно космической станции, пробить дыру в солнечной батарее спутника или скафандре космонавта. НАСА США работает над проектом "Орион" -- своеобразной космической метлой, которая лазерным лучом направит осколки вниз в верхние слои атмосферы, где они сгорят, не причиняя вреда.

Надо сказать, что с середины XX века космическое пространство стало ареной соперничества двух сверхдержав США и СССР, стремившихся обеспечить военное превосходство друг над другом на земле и в космосе.

То, что в космических программах всегда присутствуют мотивы использования космоса в военных целях, в этом нет ничего предосудительного.

Американцы при проведении в Афганистане в 2002 году антитеррористической операции "Несокрушимая Свобода" широко использовали разнообразные космические средства (слайд 2).

В настоящее время в операции "Шок и трепет" против Ирака США задействовали группировку разнородных космических аппаратов в составе 50 единиц.

Конечно, запрета национальных интересов военными средствами, стремление обеспечить надёжную безопасность, остаётся приоритетной задачей в политике любых государств. Однако, во всём нужна мера.

Космос в силу пространственных и физических параметров играет чрезвычайно важную роль в жизни человечества. Это пока единственная природная среда, в отличие от суши. моря и воздуха, свободная от оружия. Следует как можно долго не допустить её использование как театра военных действий. Разумеется, следует различать два подхода к военному использованию космического пространства. Одно дело -- размещать в космосе системы связи, разведки, предупреждения о ракетном нападении, навигации, топогеодезии, дистанционного зондирования Земли, метеослужбы, то есть что считается пассивным военным использованием космических средств. Другое дело -- размещать в космосе оружие различных классов: "космос-космос", "космос-поверхность", а также развертывать на суше. в воздухе, и на море оружие класса "Земля-космос" (иначе его называют противоспутниковое оружие).

В связи с этим у меня вызывает сомнение правомерность применения такого часто употребляемого обобщенного термина как "милитаризация космоса", так как военное использование космического пространства уже свершившийся факт. Первое направление не только допустимо, но и необходимо для обеспечения сохранения национальных интересов государств в области безопасности. Второе направление -- недопустимо. Не случайно в конце прошлого года в США принят в публичный оборот термин "non-weaponization of space".

Если заглянуть в историю, то мы обнаружим, что в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов прошлого XX века США и СССР провели вне земной атмосферы больше десятка ядерных испытаний.

США с августа 1958 года по ноябрь 1962 года осуществили девять ядерных испытаний в космосе. Первая операция "Аргус" в конце лета 1958 года включала подрывы трех боезарядов малой мощности до одной килотонны. Они были взорваны на высотах от 200 до 900 км. над южной частью Атлантического океана. Вторая операция "Аквариум" прошла летом и осенью 1962 года над островом Джонстон в южной части Тихого Океана. Здесь были применены более мощные заряды до 1,5 мегатонны. Одно из этих испытаний оказалось приуроченным к апогею Карибского кризиса, оно произошло 26 октября 1962 года. В результате взрывов были отмечены значительные завихрения магнитных полей Земли, были выведены из строя гражданские линии радио и телевизионной связи, была нарушена работа некоторых важных военных спутников и однажды линия электроснабжения на Гавайских островах.

В свою очередь СССР провел четыре испытания в космосе и одно в верхних слоях атмосферы. Первые два испытания в октябре 1961 года были проведены маломощными зарядами с целью исследования физических свойств радиации в космосе. Вторая серия прошла в октябре и ноябре 1962 года в разгаре Карибского кризиса. Мощность взрывов составила 300 и 800 килотонн, а последнего - 1 мегатонна. Цель этих испытаний заключалась, как и на второй серии у американцев, в изучении возможностей использования ядерных взрывов в космосе для борьбы с баллистическими ракетами противника.

Однако сопутствующий ущерб, причиненный космическими ядерными испытаниями, был серьезным. Обе стороны были вынуждены признать, что проведение ядерных взрывов в космической пространстве могло существенно затруднить нормальное использование околоземных орбит при полете ИСЗ, нарушать работу важных систем связи, вводить помехи на работу датчиков систем космической разведки и раннего предупреждения о ракетном нападении, а выброса радиации не позволить в перспективе осуществлять полеты пилотируемых космических аппаратов.

Поэтому, принимая во внимание насущные национальные интересы, США, СССР и Великобритания в 1963 году провели переговоры и подписали в Москве в августе 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах: атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это позволило создать в космосе своего рода зону безопасности для свободного доступа в космос для научных, коммерческих и пассивных военных целей. В конце 1963 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила декларацию, в которой призвала страны-члены ООН нести ответственность за ущерб, причиненный космическими аппаратами, воздерживаться от размещения ОМУ на любых орбитах и не выдвигать национальных претензий на небесные тела.

Далее эти усилия были наращены путем достижения следующих международных соглашений о правовых аспектах использования космического пространства в военных целях (слайд 3):

Таким образом в шестидесятые и семидесятые годы были заложены важные начала по международному правовому регулированию космической деятельности мирового сообщества. Были сформулированы принципы правового поля в отношении космического пространства (слайд 4). Вместе с тем, существующие соглашения не затрагивают обычные вооружения или их компоненту, а также оружие на новых физических принципах.

Не случайно уже в начале восьмидесятых годов последовали практические попытки со стороны США на размещение оружия в космосе. Эти шаги связаны с именем президента Рональда Рейгана. Его взгляды на военное использование космоса были особенно амбициозны. В докладе 1985 года Национальной комиссии по космосу под названием "Открывая космическую границу" были намечены перспективы космической деятельности на 50 лет. В нём говорилось, что США должны стать "...энергичным лидером в движении к бесконечной границе космоса". Первой программой продвижения оружия в космос стала его программа "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ), известной под названием "Звездные войны". Несколько подробнее мы остановимся на её содержании во второй лекции по проблемам ПРО.

Но подобные идеи родилось не на пустом месте. Ещё в 1957 году после запуска 1-го советского ИСЗ тогдашний руководитель Госдепа США Джон Фостер Даллес писал, что это "...событие большого технического и научного значения. Однако его нельзя преувеличивать. Важности прогресса в этой области достигла Германия, а результатами её усилий в значительной степени воспользовались русские, когда они захватили немецкий потенциал в Пенемюнде". Действительно после окончания в 1945 году войны в Европе из Германии были вывезены в США, Англию, Францию и СССР немецкие ракеты А-4 и их системы. На базе этих ракет в США в мае 1946 года был осуществлен старт ракеты A-4s до высоты 112 км. с научной аппаратурой для регистрации космических лучей. В СССР первый пуск ракеты Р-1А, созданной с частичным использованием немецких технических материалов, состоялся 24 мая 1949 года. Однако в дальнейшем в США и СССР были разработаны отечественные ракеты-носители для запусков ИСЗ в космос. Это направление было приоритетным в развитии передовых технологий не только в СССР и США, но и в других странах.

Почти 40 лет назад тогдашний президент США Линдон Джонсон говорил: "Британцы господствовали на море и руководили миром. Мы господствовали в воздухе и были руководителями свободного мира с тех пор. как установили это господство. Теперь это положение займет, кто будет господствовать в космосе". Позже ему вторил небезызвестный сенатор Барри Голдуотер, который требовал от правительства США "вывести в космическое пространство такие системы вооружений, которые позволяют по желанию стереть с лица земли любую страну в течение считанных секунд". В ответ на подписание Договора 1967 года, запретившего вывод в космос ОМУ, бывший начальник исследовательского управления ВВС США генерал Бернард Шривер опубликовал в газете "Нью-Йорк Таймc" заявление, из которого следовало что на "международные договоры, как бы они не были желательны, нельзя полагаться в стремлении предотвратить превращение космоса в поле боя или в новый плацдарм, с которого могут быть нанесены удары по наземным базам".

Несмотря на наличие призывов таких предшественников Рейгановская программа СОИ в течение нескольких лет пробуксовывала и в конечном итоге её реализация была прекращена. Конечно, проводившиеся в те годы исследования и разработки привели к серьезным успехам в области технологий в том числе двойного назначения. Определенный задел используется в настоящее время в работах по развертыванию системы ПРО США. В частности при президенте Клинтоне министр обороны Коэн в докладе президенту и конгрессу в 1999 году писал: "Доступ в космос, его использование и контроль за космическим пространством, имеют решающее значение для военной стратегии, включая потенциал... средств вывода в космос полезных нагрузок и возможности защиты систем военного назначения на орбитах и на земле".

Однако объявленный 13 декабря 2001 года президентом Дж.Бушем-младшим выход США из Договора по ограничению систем ПРО 1972 года с полным основанием можно считать открытием дороги на вывод оружия (в частности противоракетного, а за ним и другого) в космическое пространство.

По оценкам многих экспертов этот шаг способствует развитию гонки вооружений на самом опасном - ракетном - направлении. Скорее всего сработает логика традиционного соревнования щита (ПРО) и меча (БР). Страны, располагающие ракетным оружием (например, Китай), вряд ли допустят обесценивания их ракетного потенциала, являющегося средством сдерживания. Особенно будет стимулировать качественное развитие средств ракетного нападения в связи с намерениями иметь в составе системы ПРО США космическое оружие, а также противоспутниковое оружие наземного базирования.

Ещё в январе 2001 года в США был опубликован доклад очередной комиссии, возглавляемой Дональдом Рамсфелдом, который в то время не был шефом Пентагона. Доклад содержит положения о том, что национальные интересы США требуют развивать и развертывать космические наступательные и оборонительные вооружения для защиты космических средств США от враждебных актов. Это аргументировалось тем, что США имеют самую большую группировку космических аппаратов и, следовательно, более уязвимы и больше зависят от космоса, чем другие страны. Для пущей убедительности в докладе фигурирует предупреждение о возможном повторении Пёрл-Харбора в космосе, если США срочно не начнут разворачивать космическое оружие.

Позволительно задать вопрос: от кого именно реально существует такая угроза для США? Кто может и намерен осуществить такие враждебные акты?

Ситуация очень напоминает реакцию большинства критиков на первый доклад комиссии Рамсфелда, который был представлен Конгрессу в июле 1998 года об угрозе ракетных ударов с использованием ядерных, биологических и химических боеголовок по территории США в первую очередь так называемыми "плохими" странами. Как и в первом случае, ставшем отправным пунктом к развертыванию работ по Национальной системе ПРО США, доказательная база о необходимости продвижения оружия в космос в докладе 2001 года отсутствует. Можно сослаться на высказанную точку зрения по этому вопросу подполковником ВВС США В. Деблоисом в "Airpower Journal", Winter 1998, N4, p.47. где он писал: "Что беспокоит большинство зарубежных государств в отношении деятельности США в космосе, так это очевидное отсутствие мотива: господству США в космосе... практически никто не угрожает".

Даже если гипотетически допустить, что террористический акт в космосе против американских систем совершается, то современные национальные технические средства контроля с высокой достоверностью определят источник агрессии и, следовательно, возможно неминуемое применение существующих вооружений (без использования космического оружия) для адекватного силового воздействия и агрессор будет лишён возможности продолжать свои враждебные действия.

Если рекомендации комиссии Рамсфелда по космосу, особенно с учётом того, что её председатель стал министром обороны, по решению президента и Конгресса станут реализовываться, это будет означать прекращение действия международного консенсуса о невозможности применения боевых военных средств в космосе. Для руководства проведением таких работ создан соответствующий руководящий аппарат. Министру обороны и Комитету начальников штабов (КНШ) подчиняется Объединённое космическое командование ВС США (ОКК ВС США). Главнокомандующий ОКК является одновременно командующим объединённым американо-канадским командованием воздушно-космической обороны Североамериканского континента NORAD. ГК ОКК имеет штаб, командный пункт OKK/NORAD, мобильный объединенный командный пункт (слайд 5).

В состав ОКК, как показано на слайде 6, три космических командования видов вооруженных сил: ВВС, ВМС, и СВ. Командования видов ВС выделяют определённые части и Нормирования в оперативное подчинение ГК ОКК, который наделен правомочиями по их применению. Одновременно космические командования видов ВС административно подчинены соответственно министру ВВС, BMG и командующему командования ПРО и космоса. Министр обороны США в октябре 2001 года издал директиву "Организация и управление космической деятельностью, осуществляемой в интересах национальной безопасности", по которой с 2002 года все космические программы министерства обороны США передаются в ведение министерства ВВС. Контроль за их реализацией возложен на заместителя министра ВВС. Основным оперативным объединением космического командования ВВС является 14-ая воздушная армия (14 ВА).В её боевом составе находятся (слайд 7):

· система предупреждения о ракетно-ядерном ударе;

· система контроля космического пространства;

· Восточный и Западный ракетные полигоны;

· командно-измерительный комплекс.

Для удобства сопоставления характеристик указанных составных частей 14 ВА США с аналогичными системами Российских ВС, мы рассмотрим эти вопросы во второй лекции по проблемам ПРО.

Я разделяю точку зрения тех экспертов, которые убеждены в том, что попытки США установить военное превосходство в космосе приведёт к ответной реакции, которая может выразиться в новом витке гонки вооружений, а размещение оружия в космосе повысит уязвимость космической инфраструктуры, которая более чем на половину задействована в сферах бизнеса, телекоммуникаций, разведки и других составляющих двойного назначения или как их называют пассивных компонентов военного назначения. США возможно получат некоторые краткосрочные преимущества первопроходца. Но конечный результат будет тот же: испытания и развертывание оружия в космосе большим числом государств, а сейчас в освоение космоса значительный вклад, кроме США и России, как уже отмечалось выше, вкладывают такие государства как Франция, Китай, Япония, Индия и др., сможет привести к увеличению вероятности конфликта, который будет трудно предотвратить. Размещение оружия на околоземных орбитах создаст новые препятствия для дальнейшего использования космического пространства в научных, коммерческих и пассивных военных целях (в том числе и для самих США). Если случится так, что оружие всё же окажется в космосе, то спутники будущего придётся оборудовать дополнительными системами защиты, что значительно увеличит затраты и замедлит осуществление коммерческих проектов в космосе. Что крайне опасно, так это обратить под угрозу надёжность работы систем спутникового наблюдения за соблюдением соглашений по контролю над вооружениями и в первую очередь за нераспространением OМУ.

Всё это ставит вопрос перед мировым сообществом о необходимости активизации борьбы против вывода оружия в космос. Такая борьба ведётся силами государственных и политических деятелей, общественности, учёных, юристов, военных, финансовых и промышленных кругов, простых людей. Опасность состоит в том, что правовой режим, применяемый к космическому пространству, сам по себе не гарантирует предотвращения появления оружия в космосе. В определенной степени можно сказать, что в области военного использования космоса существует правовой вакуум. Выход США из Договора по ПРО 1972 года усугубил его, поскольку ликвидировал запрет на вывод противоракетного оружия в космос. Правовой режим по военному использованию космического пространства необходимо упрочить, усилить и повысить его эффективность.

В мае 2002 года по инициативе американского Монтерейского института международных исследований был проведен семинар по вопросам безопасности космоса и деятельности государств в космическом пространстве. В ходе его проведения выявились две группы мнений. Одна преследовала цели достижения одностороннего доминирования в космосе и отстаивала идею размещения там оружия, аргументируя свой подход задачами укрепления национальной безопасности США. другая отстаивала идеи сохранения космоса как сферы, свободной от оружия и укрепления международно-правовой базы режима космического пространства. По итогам семинара можно было сделать вывод: между США и остальными членами мирового сообщества существует и углубляется поляризация мнений относительно будущей безопасности космоса. С одной стороны, Пентагон и его Агентство по противоракетной обороне продолжают исследовать возможности использования различных видов оружия для противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы. Например, существует проект "Звезда смерти" по разработке лазерного оружия классов "космос-космос", а также "космос-земля". Ведутся работы по программе широкого использования ядерных энергетических установок в космосе с финансированием одного миллиарда долларов, в том числе для ядерных ракетных двигателей, а это может создавать угрозу нового Чернобыля в космосе. С другой стороны, американские сторонники контроля над вооружениями и большинство государств мира пытаются прежде всего добиться формирования правового поля использования космического пространства исключительно в мирных целях. Но решению этой задачи в ООН, к сожалению, встречает препятствия в первую очередь со стороны представителей администрации США.

Ежегодно в Генеральной Ассамблее ООН проходит голосование резолюции о предотвращении гонки вооружений в космосе. Этот акт имеет большое значение, поскольку в ней фиксируются принципиальные положения о направлениях военной политики в космосе. Например, в 2000 году, такая резолюция била принята голосованием "за" представителей 163 государств при отсутствии голосов "против". И только представители трех государств -- США, Израиля и Микронезии воздержались. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году была принята очередная резолюция о предотвращении гонки вооружений в космосе. Соавторами документа выступили 26 государств, включая Россию. При этом голосовавших против не было, а воздержались представители США и Израиля. В резолюции выражена уверенность, что её принятие "...даст новый импульс обсуждению военно-космической проблематике как в рамках многосторонних форумов, так и на двусторонней основе".

Основным органом ООН, который призван к выработке путём переговоров конкретных предложений о недопущении вывода оружия в космос, является Конференция по разоружению, работающая в Женеве. С 1985 по 1994 год в её рамках действовал Специальный Комитет по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Правда этот Комитет был создан с исследовательским мандатом. Представитель России на Конференции по разоружению в марте 2002 года внес предложение о воссоздании этого Специального Комитета, придав ему переговорный мандат. Россия совместно с Китаем подготовили документ, содержащий предложения по тексту будущего международного Договора под названием "Возможные элементы будущей международно-правовой договоренности о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов". Однако реализации предложений по воссозданию Специального Комитета в рамках Женевской Конференции по разоружению препятствует негативная позиция США, которые согласны лишь на создание вспомогательного органа для "обсуждения вопросов, связанных с ведением переговоров". Но девять лет предыдущей работы Спецкомитета были потрачены на бесполезные разговоры. Нужна политическая воля руководителей США для занятия решительной позиции по этой проблеме.

Надо сказать, что на Западе ширится движение за "Non-weaponization of space". Выступая в Стэнфордском университете США в апреле 2002 года, первая женщина-астронавт Салли Райд заявила, что развертывание систем вооружений в космосе стало бы катастрофой. Она обратила особое внимание на опасность создания противоспутникового оружия. По её словам, просто испытания таких систем приведут к образованию многочисленных обломков, которые могут нанести огромный ущерб множеству важных космических объектов, находящихся на низких околоземных орбитах. Эту точку зрения разделяет опубликованный в Лондоне через 10 дней после выступления С.Райд доклад ЮНЕСКО. В нём выражено опасение, что к таким же последствиям может привести создание в США системы ПРО. Эксперты полагают, что могут образоваться практически полностью непроницаемые для исследовательских спутников орбитальные слои в диапазоне высот 320-2400 км. от Земли. В докладе приводятся данные о том, что уже к апрелю 2002 года на околоземных орбитах зафиксировано до 2700 тонн различного космического мусора (от отработанных ступеней ракет до сколов обшивок). Их скорость движения по орбите составляет 7,5 км/сек, что в 10 раз больше скорости ружейной пули. Национальное космическое агентство США ведет каталог космической загрязнённости, в котором числится 9000 объектов диаметром от 10 сантиметров.

Заслуживает одобрения инициатива внучки президента Д.Эйзенхауэра Сьюзен, которая с начала 2002 года занимается объединением усилий противников вывода оружия в космос среди видных политических деятелей из многих стран мира.

Российский политолог Владимир Козин в 2000 году опубликовал в московской "Независимой газете -Дипкурьер" за Nо 18 свое предложение заключить двусторонний российско-американский договор об иммунитете спутников и иных космических аппаратов гражданского и небоевого военного назначения, не относящихся к противоспутниковым системам и ударным космическим вооружениям.

Ещё в октябре 2001 года в Палату представителей Конгресса был внесён конгрессменом Д.Куцинич законопроект о заключении международного Договора о запрещении оружия космического базирования.

Директор института Акроним (Лондон) Ребекка Джонсон высказала мнение, что путь по заключению такого Договора можно пройти последовательными шагами, начав его с разработки Договора о неприкосновенности космического пространства. Аналогом такого первого шага. как она считает, может служить Договор 1959 года об Антарктиде, согласно которому территория этого шестого континента разрешена к использованию лишь в мирных целях. Содержание такого Договора можно ограничить тремя разделами:

первый - расширить смысловое содержание Договора 1967 года, распространив запрет на вывод в космос ОМУ на все виды вооружений, дабы поставить заслон попыткам Космического командования США использовать в космосе лазеры, оружие энергии направленного действия, оружия кинетической энергии и других потенциальных технологических разработок;

второй - запрещение разработки, испытаний, производства и размещения противоспутникового оружия, независимо от того, базируется оно на Земле или в космосе;

третий - обязательства по созданию кодекса правил, регулирующих мирное и неагрессивное использование космического пространства.

Предложения и деятельность этих и других авторов не новы и не одиноки. Новым является растущая актуальность космических проблем и расширение круга лиц, выступающих за предотвращение выводе оружия в космос. Свидетельством тому является тот факт, что между учёными Академий наук США в России проводятся обсуждения вопроса о совместных усилиях США и России по решению этой проблемы.

Между тем существуют направления российско-американского сотрудничества по дальнейшему развитию военного космоса. Как заявил в интервью газете "Независимое военное обозрение за 21 марта с.г. Ст. Редмейкер -- заместитель [на самом деле помощник, заместителем является Дж. Болтон -- прим. ред.] Государственного секретаря США по контролю над вооружениями: "В космосе мы уже успешно сотрудничаем. Особенно сейчас это важно, когда мы в критической степени зависим от российских ракет носителей". Надо полагать это связано с прекращением на неопределенное время полетов челноков "Шаттл" на международную космическую станцию.

Российский ракетный двигатель РД-180 выиграл тендер как разгонная ступень тяжёлых ракет фирмы "Локхид-Мартин". Тесное сотрудничество эта фирма имеет с московским объединением им. Хруничева для совместного продвижения российской ракеты носителя "Протон". Именно эта ракета способна осуществлять запуск ИСЗ на геостационарные орбиты, в частности с полигона Байконур. А космический рынок сегодня примерно на 80-85% загружен запусками на геостационар, прежде всего телекоммуникационных спутников.

Имеется высокая заинтересованность ряда стран, особенно в Южной и Юго-Восточной Азии, а также на Ближнем и Среднем Востоке в получении своевременной и достоверной информации предупреждения о пусках баллистических ракет. Это связано с высокой вероятностью развязывания военных конфликтов в этих регионах. Однако эти страны не имеют собственного полноценного информационного обеспечения. Поэтому представляется актуальным рассмотрение США и Россией с участием заинтересованных стран проектов создания информационно-разведывательных систем глобального или по крайней мере регионального масштаба. Такие системы могли бы способствовать своевременному "включению" механизмов политического или силового урегулирования конфликта как на региональном уровне, так и с привлечением через Совет Безопасности ООН так называемых великих держав.

Для этого надо обеспечить:

- контроль стартов БР из широтного пояса, где расположено большинство стран, владеющих БР. Без нацеливания на этот регион космических разведывательных аппаратов (скорее всего на геостационарных орбитах) -- не обойтись;

- создание пункта управления для обработки всей поступающей информации и передачи её потребителям на пункты приёма этой информации. Эта идея не новая. Ещё в 1978 году на 1-ой Специальной сессии по разоружению Генеральной Ассамблеи ООН Франция в лице президента Жискар д'Эстена поставила вопрос о создании "Международного агентства спутникового контроля" (МАСК) с задачами наблюдения за выполнением соглашений по разоружению и контролю за вооружениями, а также слежения за кризисами ситуациями. Это предложение не было принято. В 1988 году на 3-й Специальной сессии Генеральной Ассамблей ООН представитель СССР предложил создать "Международное агентство космического наблюдения" (МАКН) для проверки соглашений по разоружению, слежению за региональными конфликтами, наблюдения за развитием обстановки и т.п. К нему прилагались подробные предложения по техническому облику МАКН, юридических аспектов его будущей деятельности, организации работ на технических средствах и т.п. Но как и французское предложение оно не было принято к реализации. Следует отметить, что США и Россия, имея национальные космические средства контроля, в 1998 году согласились приступить к созданию Совместного Центра обмена данными (ЦОД) систем предупреждения о ракетном нападения, но пока только в интересах этих двух стран. С 2000 года в Москве выделены и готовятся помещения этого Центра, согласованы вопросы состава персонала с каждой стороны. Но налаживание планомерной работы Центра не такой простой вопрос. В нём будут два равноправных руководителя от России и США, которые будут осуществлять совместное повседневное руководство работой персонала и нести совместную ответственность за выполнение задач, возложен на ЦОД. Кроме того будет создана Совместная комиссия из представителей министерств обороны обеих стран. Заседания этой комиссии будут проходить не реже двух раз в год. В необходимых случаях по требованию одной из сторон Комиссия может рассматривать любые вопросы, связанные с деятельностью ЦОД. Если и Комиссия не придет к обоюдному решению, то вопрос будет передаваться на рассмотрение правительств России и США. Следует отметить, что данный Центр фактически не сможет обеспечить 100-процентного своевременного предупреждения о ракетном нападении. Технического объединения средств наблюдения космического и наземного эшелонов систем двух стран не будет. Каждая из сторон предоставляет другой стороне обработанную информацию о пусках БР только в масштабе времени близком к реальному если это возможно. Следует указать на такую щекотливую проблему, как отношения в этой области с третьими странами. Для России это выдача информации по пускам китайских и индийских ракет, что может вызвать недовольство со стороны этих стран. Кроме того, в Статье 13 Меморандуме о создании ЦОД определено, что информация, предоставляемая любой стороной, рассматривается как носящая конфиденциальный и чувствительный характер. Она не может быть передана третьему государству без письменного согласия стороны, предоставившей её. Все эти трудности, а также другие обстоятельства, о которых будет упомянуто в следующей лекции, привели к тому, что ЦОД в июне 3001 года, как это намечалось, и до сих пор работать не начал. Но по крайней мере опыт создания и затем можно надеяться функционирования ЦОД'а можно будет использовать в более широких масштабах.

Конечно, до начала создания глобального или региональных информационно-разведывательных Центров необходимо провести предварительную подготовительную работу:

· уточнить перечень стран, заинтересованных в реализации проекта;

· обсудить с их представителями и оформить административный аппарат по руководству созданием системы;

· приступить к разработке технических предложений по облику системы;

· обосновать технико-экономические оценки затрат по возможным вариантам систем.

Разумеется, что реализация столь сложного проекта дело не одного года, но сама идея привлечения к его продвижению многих участников будет способствовать укреплению ме

ждународной безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первый спутник | Израиль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.