Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дом над водопадом» Ф.Л. Райт. 1935-1939г. Использование свойств нового материала в необычных условиях и, в результате - уникальность по месту расположения




Открытие железобетона в практике Огюста Перре и научная теория современной архитектуры Ле Корбюзье. Дом на улице Франклина 25, в Париже, О. Перре. 1903г. и Вилла Савой в Пуасси. Ле Корбюзье. 1929-1931г.

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ-УСЛОВИЕ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УНИКАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

АРНОЛЬДОВ В.Н.

Преподаватель

Расчет учебного времени

NN пп Структура лекции Время, мин.

 

1. Введение (вступительное слово) - 5

2. Учебные вопросы:

1.Физико-химические свойства ОВТВ и АОХВ пульмонотоксического действия. Медико-тактическая характеристика очагов поражения - 15

2. Обмен жидкости в организме - 15

3. Механизм токсического отека легких - 15

4. Патогенез интоксикации, клиника поражения - 15

5. Профилактика и оказание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации -22

3. Заключение - 3

 

«___» марта 2005 г.

Перед формированием 5-ти принципов современной архитектуры предшествовали открытия: железобетона, математического расчета балки, колонны, монолитной армированной плиты, безбалочного перекрытия. Самым интересным историческим, если не парадоксальным фактом, является то, что задолго до провозглашения принципов современной архитектуры Ле Корбюзье, на практике уже существовал дом, построенный Огюстом Перре на улице Франклина 25 бис в Париже, строго соответствующий этим самым принципам. Дом на улице Франклина 25 бис был построен на основе точного инженерного расчета с использованием нового строительного материала, и новой для своего времени технологии ее возведения. Даже существует такой курьез, что Огюсту Перре банки отказывали выдавать кредит на строительство дома, так как расчетные колонны казались экспертам очень тонкими, и они предсказывали, что дом может обрушиться. Строительное законодательство Германии и Англии выражали недоверие к тонким железобетонным колоннам, размер сечения которых был результатом научного расчета, и настаивали на больших сечениях. Однако великим О. Перре на практике и его ученику Ле Корбюзье в теории и на практике удалось соединить достижения науки - инженерии с искусством, в результате которого они получили новый масштаб соразмерный с человеком и новый стандарт восприятия современной архитектуры. Принципы современной архитектуры, провозглашенные Ле Корбюзье, связаны с изобретением железобетона и математическим расчетом каркасной структуры здания.Художественное воздействие на него превращает результаты науки в новое качество, которое называется синтезом науки и искусства или архитектурой.

После распада классицизма и открытия железобетона эпоху современной архитектуры до конца 20 века можно назвать эпохой железобетона. Итальянский архитектор П. Л. Нерви восхищался железобетоном и говорил, что железобетон самый лучший в мире материал, он отвечает на любые нагрузки, принимает любые формы, перекрывает любые пролеты. Из монолитного железобетона стали строить водонапорные башни, резервуары, хранилища, и его стали применять в архитектуре гражданских зданий. Архитекторы, долго пребывавшие в предрассудке от своего классического образования, освободились, наконец, от старого метода творчества и быстро стали осваивать новые материалы и новые технологии возведения зданий. Ле Корбюзье начал свою трудовую деятельность еще молодым в мастерской известного французского архитектора Огюста Перре, который, как выше было сказано, уже воплотил известные сегодня принципы современной архитектуры в доме на улице Франклина 25 в 1903г: дом на опорах; свободный план, свободный фасад, сад на крыше. В истории архитектуры Огюст Перре стал первым архитектором, который сделал железобетон основным материалом 20 века. В то время во Франции О. Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления». О. Перре первым использовал железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас в жилом доме на улице Франклина 25 бис обнажен и является частью архитектуры фасада. Несущий каркас здания был независим от внутренней планировки этажей, что позволило О. Перре произвести свободную, то есть разную планировку всех этажей. В этом доме произошло историческое событие - дифференциация несущих и ограждающих конструкций, благодаря использованию железобетонного каркаса. О. Перре в восьми этажном доме спроектировал эркеры на шести этажах, которые выступают из плоскости фасада, а на первом этаже использовать сплошное остекление, где устроил себе проектное ателье, а на последнем этаже разбил сад.

 

Многоквартирный жилой дом на улице Франклина 25 бис в Париже. О. Перре. 1903г.

 

Стены лестничной клетки выложены новым материалом – стеклоблоками, которые раньше освещались только световой шахтой. «Огюст Перре с присущим ему пониманием задач строителя дал решительный импульс Ле Корбюзье для выбора своего собственного пути», - сказал З. Гидион своей книге*.

Основатель теории и практики современной архитектуры Ле Корбюзье, провозгласил 5 принципов современной архитектуры: свободно стоящая колонна в пространстве жилища; функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений; свободный план; свободный фасад; сад на крыше. В принципе Ле Корбюзье мог бы провозгласить только один принцип, и это был бы принцип, вытекающий из свойств каркаса здания, который дает полную свободу планировки планов всех этажей и всем фасадам! Новизна ощущения открытия заключалась в возможности отсутствия первого этажа, перенесения сада на крышу, ленточное и сплошное остекление, и многое другое, что было со временем открыто мастерами современной архитектуры железобетона.

_______________

З. Гидион кн. Пространство, время, архитектура, М. Стройиздат, 1984г. (стр. 204)

Эти слова, впервые услышанные студентами, не кажутся им столь значительными для архитектуры, но не нужно делать большой экскурс в историю архитектуры, когда эти принципы в архитектуре действительно были еще невозможны, а достаточно привести пример любого каркасного здания, которых сегодня великое множество, и в котором, возможно, они находятся в данный момент. Совершенство смысла этих слов предстоит раскрыть перед ними, для того чтобы оценить природу уникальности и роль художественного решения в поиске синтеза науки и искусства в архитектуре.

Художественное выражение преимуществ каркасного здания в свое время была актуальной концептуальной платформой архитектурных произведений мастеров архитектуры 30-60 годов в мировой практике, но мой опыт лектора подсказывал мне, что наиболее действенным всегда является наглядный пример. Я предлагаю студентам, мысленно передвинуть или вообще убрать все стены в учебной аудитории, где идет занятие, и показываю, в том числе, на ограждающую стену. Показывая, на ограждающую стену, я говорю, что с ней можно также свободно обращаться – она не несущая, как и эта, показываю на перегородки и в том числе на перекрытие. Эту аудиторию вы можете разделить на несколько или соединить с соседними помещениями или сделать круглой, овальной, здание от этого не пострадает, его каркас позволяет произвести полную перепланировку. Не правда ли это свобода! Можно демонтировать пол, потолок и раздвинуть стены, перегородки и сделать здесь, например, кинозал на 400 зрителей с организацией амфитеатра, и все это реально, потому что, несущий каркас – опора и ригели это позволяет, ну, правда, в шаге 6 на 6 метров, в пространстве кинозала появятся свободно, стоящие опоры. «Свободно стоящая опора» это и есть первый принцип, ему не нужны ни стены, ни перегородки, ни пол, ни потолок, ему достаточно быть частью каркаса, он главный герой принципов каркасной архитектуры, это он передает нагрузку, минуя стены и перекрытия на фундамент! Таким образом, каркас здания позволяет иметь свободный фасад, свободный план, а в отношении плана первого этажа – его даже может и не быть. Дом на опорах – новизна, подчеркивающая преодоление силы, связывающей здание с землей, где передача нагрузки на фундамент происходит через опору в пространстве - полная независимость каркаса от всего, что прежде его связывало, а последний этаж, наоборот, может быть эксплуатируемым и стать частью земли с садом.

Свободу фасада здания иногда выражали ленточными окнами, где непрерывная лента окон не прерывалась межоконными промежутками, обусловленными несущими свойствами стен. Возможности принципов архитектуры обусловлены каркасной структурой здания, которые художественно обыгрывались и открывались архитекторами, благодаря которому можно сделать не только ленточные окна, не только сплошное остекление, но и представить виртуозные картины невесомости, иллюзорности, абстрактности искусства архитектуры, как это делали мастера архитектуры, и все это было возможно благодаря железобетону.

В самом чистом виде принципы Ле Корбюзье выразил в вилле Савой, построенной в Пуасси в 1928-1930 гг. Это дом на столбах, с разными планировками этажей и устройством сада на крыше. Участок для виллы Савой был расположен на свободной от застройки территории, и по просьбе заказчик Ле Корбюзье раскрыл виды на местность со всех сторон. Дом представляет собой параллелепипед, поднятый на столбах, и он открыт со всех сторон, и в нем много света, благодаря ленточным окнам и огромным террасам.

Вилла Савой в Пуасси. 1929-1930г. Общий вид. Северный фасад.

 

Очень тонкие опоры даже для трехэтажного здания, кажется, что это бумажный макет к проекту, где не выверенная толщина картона, делает виллу не материально легкой, но это не фото с макета и не взятая, откуда-то величина опоры, а расчетная, научная величина. Ле Корбюзье использовал все, что мог предложить на тот момент материал и используемая технология: монолит, выносная консоль, эксплуатируемая кровля, раздвижные витражи, пандус, сплошное остекление. На первом этаже расположен гараж на три машины, холл с лестницей на второй этаж, на втором этаже расположены гостиная, кухня, спальные комнаты. Оригинальное новшество – пандус, одна секция, которой поднимает с уровня первого этажа на второй внутри дома, а вторая половина пандуса расположена снаружи и поднимает на эксплуатируемую кровлю. Расположение пандуса в самом центре дома позволяет осуществить идею перетекающих или взаимно проникающих пространств дома и окружающей среды. Сама по себе концепция раскрытых, перетекающих пространств использование пандуса внутри дома была возможна благодаря каркасной конструктивной системе дома. В доме использовано сплошное остекление жилой комнаты, обращенной на террасу, половина которой могла легко раздвигаться с помощью управляемого рычага, тогда комната преображается – полностью исчезают стены, и возникает полная связь с природой. Рассматривая план этого дома, невозможно не заметить, что он до сих пор остается современным планом элитного коттеджа, в нем нет ничего лишнего.

Художественные принципы и идеи современной архитектуры, разработанные и переданные из рук в руки от мастера архитектуры к ученику, оказали влияние на ход развития мировой архитектуры, и стали не только частью истории развития мировой архитектуры, но и ее основополагающими законами.

Пожалуй, никто не может оставаться равнодушным, глядя на дом над водопадом, созданный знаменитым американским архитектором Ф.Л.Райтом, который словно был создан самой природой, и всегда существовал над этим водопадом, являясь неотъемлемой частью этого ландшафта. Идею своего проекта Ф.Л.Райт выразил следующими словами: «Если усилия архитектора в «органичной архитектуре» оказываются успешными, вы не сумеете себе представить этот дом где-либо в другом месте, а не как раз там, где он находится. Он становится неотъемлемой частью своего окружения. Он украшает свое окружение, а не обезображивает его». Ф.Л.Райт. Под словом «органическая» он раскрыл понятие места, «он украшает свое окружение, а не обезображивает его», композиция здания раскрывает, усиливает характер места – его рельеф, повороты каскадов водопадов следуют поворотам горной речки, а над ними органически поворачиваются каскады этажей дома. Ф.Л. Райт поддерживает характер естественного ландшафта поворотами каскадов террас, а естественные камни речки перерастают в каменную кладку стен, только гладкие ограждения террас свидетельствуют о том, что это произведение не природного происхождения, а какая-то высшая фантастическая сила сумела, легко поднять, уверенно расставить плиты, чтобы поселиться там человека.

План загородного дома на природе всеми ограждающими стенами пытается вписаться или «вжиться» в ландшафт, обойти, не трогая препятствия, а если этого не удается сделать, то большие камни валуны превращаются в часть конструкций стен, фундамента, террасы. Живописные берега горного ручья продиктовали изломы, уступы, повороты плана дома, сохраняя в первозданном виде уникальный пейзаж местности. Благодаря большому выносу нижней плиты террасы и верхнего навеса террасы не видны опоры, ни подпорная стена, ни фундамент здания, создается впечатление, что дом парит над водопадом. Эффект свободно парящих конструкций над водопадом, воспринимаемых человеком в перспективе, снизу и определила уникальный образ архитектуры жилого здания, где водопад неотъемлемая часть композиции и архитектуры здания.

Секрет целостности созданного образа здания создается крестообразным переплетением планов природного ландшафта и архитектуры. На первом плане сам водопад и он «главное действующее лицо», без которого не было бы композиции «дом над водопадом», где вертикальная струящаяся плоскость падающей воды, передает настроение живой природы. На втором плане парит гладкая плита террасы, которая перегораживает воду, как мост. Третий план это плита – навес над террасой, лежащий крестом, перпендикулярно к плоскости плите террасы; четвертый план – плита перекрытия дома. Пятый план это вертикальная линия трубы камина, которая завершает перспективу. Второй секрет этой многоплановой композиции – выделение или сопоставление фактур материалов – камня и железобетона. Только горизонтальные монолитные плиты оставлены гладкими, а все остальные части жилого дома имеют природную фактуру натурального камня, что зрительно «прячет» их в общей композиции здания и «растворяет» в окружающей среде. Такой подход позволил, во-первых, показать свойства монолитного железобетона, способного «работать» большими консолями, а вид, где вы совсем не видите опор, придает ей очень большую силу выразительности.

 

«Дом над водопадом» или «Дом Дж. Кауфмана» в Бер-Ране, Пенсильвания, Перспектива с водопадом.

 

Именно этот вид дома над водопадом, именно этот перспективный эффект парящих плит террасы и навеса над водопадом в окружении нетронутого живописного пейзажа горного леса, является уникальным, где архитектура и окружающая среда представляют как единое целое. Из всего дома вы видите только два-три гладких искусственного происхождения частей дома - пересекающиеся огромные плиты над водопадом, а все остальные части дома выполнены в натуральном камне окружения по цвету, фактуре, масштабу.

 

Перспектива каскадов, уносящихся вверх, поддерживаемые общим характером местности.

 

Когда смотришь на эту перспективу, вам кажется, что основание здания началось у нижнего каскада воды. Использование возможностей нового строительного материала и новой технологии монолитного железобетона, позволили архитектору Ф.Л. Райту, создать художественный образ нового, ранее не существовавшего здания, которое можно назвать уникальным решением новизны нового материала и учет конкретных природно-климатических условий окружающего ландшафта. Мастерское использование свойств натуральных материалов наилучшим образом соединяет здание с окружающей средой, что в восприятии архитектуры они не заметны, это усиливает полет нависших плит над руслом горной речки.

Использование сплошного остекления – новаторство того времени, которые на первом и втором этажах здания полностью зрительно «освободили» горизонтальные плиты террас от влияния стен, это третий секрет, что усилило свободу парящих плит. Простой композиционный прием, а, как известно – все гениальное просто, по использованию особенностей местного ландшафта, новизны строительного материала, новизны сплошного остекления дал уникальный результат.

Продуктом уникального результата является художественно - выразительный прием постановки дома, где горная речка это часть композиции, даже кажется, что она берет начало у его подножья, новаторство в применении принципов современной архитектуры, в использовании свойств искусственных и природных материалов, великолепная концепция органической архитектуры, построенной в гармонии с природой.

По поводу дома над водопадом сам Ф.Л.Райт сказал: «“Дом над водопадом” – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» Этот дом стал самым известным особняком Америки. Затерянный в лесной лощине Западной Пенсильвании, он стал местом паломничества любителей уникальной архитектуры со всего мира. Трудно это себе представить, что скромное небольшое загородное жилище, построенное в тридцатые годы, до сих пор не теряет своего имиджа, как уникальное здание, хотя в нем не использованы уникальные технические или технологические средства, но он продолжает удерживать лидерство уникального здания за счет простоты и необыкновенной привлекательности художественного образа - непреходящей ценности.

Своим появлением здание обязано Эдгару Кауфманну младшему – будущему хранителю отдела дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке и основателю движения Good Design. Он был учеником Райта. Когда в 1933 году его отец, Эдгар Кауфманн старший, владелец большого магазина в Питсбурге, меценат, любитель антикварной экзотики, решил построить себе дом для уик-эндов на лесном участке в несколько сот гектаров, его сын посоветовал ему обратиться к Ф.Л.Райту. Архитектор приехал осмотреть место, оно вдохновило его на создание, уже знакомой вам, архитектуры здания. Внутренние интерьеры здания подчинены принципу организации внешней гармонии архитектуры здания и сочетают натуральный рваный камень, дерево, гладкие бетонные поверхности, сплошное остекление. На первом этаже расположена гостиная, гостевые комнаты, кухня, на втором спальные помещения. Здесь в свое время перебывали такие знаменитости, как Альберт Эйнштейн, Алвар Аалто, Филипп Джонсон, Вальтер Гропиус и другие. Согласно опросу, провиденному 1991 году среди членов Американского Института архитекторов, лучшим произведением американской архитектуры стал «Дом над водопадом» Ф.Л.Райта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.