Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь социологии с другими науками




Место социологии в современном обществе.

Методология и методы социологических исследований.

Структура и функции социологии.

Основные социологические парадигмы.

 

Положения ГОСТ:

Методы социологического исследования.

 

Основные понятия:

Этимология термина «социология», объект социологии, общество, информация об обществе, виды информации, проблемы информации, содержание информации, особенности информации, основные информационные объекты, социальные факты, предмет социологии, ядро и периферия предметного поля социологии, предметные зоны социологии, категория социологии, парадигма, основные социологические парадигмы, интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера, структура социологического знания, функции социологии. Методология, метод исследования, социологическое исследование, принципы социологического исследования, этапы социологического исследования, программа социологического исследования, структура программы социологического исследования, виды социологического исследования, методы сбора социологической информации.

 

Темы рефератов:

3.Профессия социолога: этический аспект.

 

Основная литература по теме:

1. Абудлова Е.А. Социология для студентов. Р н/Д.: 2007.

2. Волков Ю.Г. Социология. М.: Гардарики, 2007.

3. Зборовский Г.Е. Социология управления. М.: Гардарики, 2007.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Радугин А.А. Социология. М.: Центр, 2000.

6. Социология. Учебное пособие. Пятигорск, 2000.


ВОПРОС 1:

«ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИИ»

 

Основные понятия:

Этимология термина «социология», объект социологии, общество, информация об обществе, виды информации, проблемы информации, содержание информации, особенности информации, основные информационные объекты, социальные факты, предмет социологии, ядро и периферия предметного поля социологии, предметные зоны социологии, категория социологии.

 

Этимология термина «социология»:

«Социология» - производное от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение. Следовательно этимологически социология – это наука об обществе.

 

Объект социологии (определённая область реальной действительности) :

1.Общество – целостная органическая социальная система, характеризующаяся определенной степенью стабильности, динамичности, открытости, самодостаточности и пространственно-временным бытием. Общество является объектом изучения нескольких десятков общественных либо социально-гуманитарных наук, социологию же интересует реальное, актуальное общество и вместе с тем его будущее, т.е. общество прогнозируемое;

 

2. Информация об обществе, его отдельных проблемах и процессах –становится объектом социологии намного чаще, чем сама реальность общественной жизни т.к. социология имеет дело со смыслами, значениями, символами и понятиями.

Виды социологической информации:

объективной (не зависит от воли исследователя) и субъективной (зависит от воли исследователя);

первичной (сведения об объектах социологического исследования, собираемые с помощью письменных и устных опросов, наблюдения, изучения официальных и личных документов и т.д., которые нельзя использовать предварительно не обработав) и вторичной (первичная информация обработанная в сжатую, обобщенную и удобную для использования в научных и практических целях форму);

собранной с помощью различных методов;

собранной на основании многочисленных источников;

Проблемы социологической информации: доступности, надежности, достоверности, возможности её максимально полного и полезного использования;

 

Содержание социологической информации:

различные теории, концепции, выводы, положения, используемые в процессе научно-практической деятельности специалистов;

взаимодействие социальных общностей, их членов, способы и виды их жизнедеятельности в конкретных условиях;

Особенность социологической информации как объекта:

─ определенная часть социологической информации создается по заказу исследователя;

─ собирая первичную информацию исследователи как бы инициируют её появление;

─ в социологической информации отражается состояние массового сознания, индивидуальное и коллективное поведение людей, содержатся оценки и мнения о тех или иных явлениях и процессах социальной действительности;

Основные информационные объекты социологии:

демографический (совокупность данных о рождаемости, смертности, миграции населения);

психологический (совокупность установок и мотивов поведения людей);

общностный (совокупность данных о социальных группах, слоях, институтах, организациях);

отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями);

культурологический (совокупность данных о поведении людей, детерминированном нормами и ценностями жизни и культуры).

 

3. Социальные факты – содержание социальной реальности, выраженной в совокупности информации о ней. Все основные информационные объекты социологии служат базой для получения социальных фактов, которыми она оперирует в процессе исследований.

 

Предмет социологии (предметное поле) (те или иные стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, узловые проблемы данной науки) состоит из ядра ( сущность предмета социологии ) и периферии:

1. Ядро – социальная общность, которая характеризуется как взаимосвязь человеческих индивидов, обусловленная общностью их интересов, материальной, производственной и иной деятельностью, близостью взглядов, верований, субъективных представлений, целей и задач деятельности, а также как устойчивые формы самоорганизации социального субъекта (семья, различные социально-профессиональные группы, этнонациональные и территориальные общности, и даже, человечество в целом).

2. Периферия – совокупность наиболее значимых социальных структур, социальных связей и социальных отношений, изучаемых социологией. Периферия расширяет содержание предметного поля науки, подчеркивая его многоплановость и разнонаправленность согласно входящим в её состав предметным зонам.

Предметные зоны периферии предметного поля социологии:

взаимодействия социальных общностей (субъектов социальных действий и процессов);

социальные действия (акты индивидуальной или коллективной деятельности обладающие общественным значением и имеющие целесообразный характер, т.е. действие рассматривается как цель, процесс, и реальный результат);

социальный процесс (совокупность социальных действий);

социальные институты и организации (своеобразные «узлы», связывающие социальные общности, социальные действия, взаимодействия, социальные процессы в единое системное целое. От их функционирования зависят стабильность и устойчивость системы, поскольку эти «узлы» являются организованными формами совместной деятельности людей);

социальная структура (формируется вследствие динамики и взаимосвязи социальных общностей, социальных действий, взаимодействий, социальных процессов, социальных институтов и организаций);

общество (включает в себя все предметные зоны).

Категория социологии:

Таким образом, социология – это наука

● о становлении, динамике и взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем;

● о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, и их поведении;

● о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом;

● о современном обществе как целостной системе, тенденциях её функционирования и изменений.


ВОПРОС 2:

«ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ»

 

Основные понятия:

Парадигма, основные социологические парадигмы, интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера.

 

Основные социологические парадигмы:

В 20-х годах XX века американский исследователь Томас Кун выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм (от гр. paradeigma – пример, образец). Парадигма – это научная теория, воплощённая в строгой системе понятий, отражающих существенные черты какого-нибудь аспекта действительности; изначальная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем.

В современной социологии существуют пять основных парадигм, которые различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность:

 

Парадигма социальных фактовсводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – функционализм и теории конфликта. Возникновение парадигмы связано с именем Э.Дюркгейма, среди её последователей выделяются П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф;

 

Парадигма социальных дефиницийсоциальная реальность рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов, в связи с чем и строится их социальное поведение. В рамках данной парадигмы сложились такие направления как: символический интеракционизм (рассмотрение человека с точки зрения вознаграждения и расходов (теория обмена), основной мотив – получить удовольствие и избежать боли), феноменологическая социология и этнометодология. Данная парадигма связана с работами М.Вебера, среди её последователей выделяются А.Шуц, Г.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман;

 

Парадигма социального поведенияповедение человека понимается как соответствующая реакция на определённые стимулы, при этом особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения. Опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Представители – психологи Б.Скинер и Дж. Хоманс;

 

Парадигма психологического детерминизмасоциальная реальность рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Возникла на основе учения австрийского психиатра З.Фрейда, в дальнейшем была развита в теориях неофрейдизма Э.Фромма и Д.Рисмена и фрейдомарксизма Г.Маркузе и Ф.Рафха;

 

Парадигма социально-исторического детерминизмасоциальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе её внимания социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Данная парадигма связана с работами классиков марксизма.


Интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера:

 

● является попыткой создания общей социологической теории социальной реальности;

● представлена в виде взаимодействия четырёх уровней социальной реальности:

- макрообъективного (общество, его институты, законы и др.);

- макросубъективного (культура, нормы, ценности и др.);

- микрообъективного (образцы поведения, социальные действия и т.д.);

- микросубъективного (различное видение социальной реальности и т.д.);

● позволяет:

- установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности;

- служит основанием классификации изучаемых явлений;

- требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.

 

 

 
 
ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Д. РИТЦЕРА

 


 


ВОПРОС 3

«СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ»

 

Основные понятия:

Структура социологического знания, функции социологии.

 

Структура социологического знания:

в зависимости от уровня знания выделяют:

1) фундаментальный (теоретический) уровеньрешает проблемы теоретических концепции, методологии и методов социологического знания, занимается социально-философским осмыслением наиболее общих проблем развития и функционирования общества и места в нём человеческой личности, эпистемологическими (эпистемология – раздел философии, развёртывающий рефлективную доктрину науки: её генезис, статус, критерии научности, формы научного познания, ареалы науки, динамику науки) проблемами социологии, механизмами построения структур социальных ассоциаций, математических моделей социальных общностей и процессов, методами изучения социальных процессов, явлений и т.д.

2) прикладной (практический, эмпирический) уровеньизучает социальную реальность, интересы различных социальных общностей, общественное мнение, эффективность социальных институтов, проблем. Для этого занимается сбором многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, с их последующей обработкой, а также обобщением и формулированием первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

3) теории среднего уровня – занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации и подразделяются на:

─ теории социальных институтов (социология: семьи, образования, науки, религии, искусства, армии, политики, труда);

─ теории социальных общностей (социология: малых групп, организации, страт, слоёв и классов, толпы, этноса, феминистская социология);

─ теории специализированных социальных процессов (социология: девиантного поведения, конфликтов, мобильности и миграции, города, социальных движений).

 

в зависимости от понимания предмета исследования выделяется:

1. Микросоциологияизучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, исходя из того, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям. Предметом исследований здесь выступает поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нём перемены. (Использует символический интеракционизм, основанный на теории обмена. Человеческое поведение рассматривается с точки зрения вознаграждения и расходов.)

2. Макросоциологияизучает крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени, а также взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. Для того чтобы понять сущность общества, основное внимание уделяется таким моделям и структурам как семья, образование, религия, экономический и политический строй, т.к. люди, вовлечённые в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. ( Теория конфликта, функционализм).

3. Метасоциологияпроводит анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и её различных компонентов (концепций, теорий, моделей, методов и т.д.) – её объектом является сама социология извне ( как специфическое социальное явление ) и изнутри ( как особая научная дисциплина ).

 

Функции социологии (внешнее проявление свойств):

В основе выделения отдельных функций социологии лежит, с одной стороны, необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой – выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.

познавательная функция интеллектуальная деятельность, реализуемая через изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. В ходе её осуществления задача социологии будет состоять в выявлении связей между взаимосвязанными социальными фактами, проявляющихся в форме определенных тенденций;

прогностическая функция своеобразное продолжение познавательной функции, чрезвычайно важная и значимая для социологии, позволяющая не потерять чувство нового и видение будущих результатов изменения социального процесса, выражаясь в социологическом прогнозе;

идеологическая функция (функция ценностного ориентирования) социология способствует формированию определённых взглядов, интересов, ценностей, которые будучи осознанными, побуждают личность к практической социально ориентированной деятельности;

● управленческая функция – социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. В случае её реализации – в масштабах общества, регионов, городов, предприятий, организаций – решения становятся более аргументированными и выверенными.


ВОПРОС 4

«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

 

Основные понятия:

Методология, метод исследования, социологическое исследование, принципы социологического исследования, этапы социологического исследования, программа социологического исследования, структура программы социологического исследования, виды социологического исследования, методы сбора социологической информации.

 

Методология:

– это определённый способ видения и организации исследования, система аналитических методов и приёмов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсенала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих перед данной наукой проблем. Она включает правила и критерии интерпретации фактов, исследовательские планы, приёмы сбора данных и др.

 

Метод исследования (теснейшим образом связан с методологией):

– (от греч. «methodos» – учение, теория, путь исследования или познания) – совокупность средств, используемых исследователем при решении интересующих его проблем – от постановки задачи до интерпретации результатов.

 

Социологическое исследование:

─ это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчинённых единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

 

Принципы социологического исследования:

эмпиризм – обязательность конкретного эмпирического изучения той или иной социальной ситуации либо реальной социальной проблемы, связанного, с проведением соответствующего исследования;

прагматизм – обязательность достижения конкретного эффекта в результате использования данных проведённого исследования.

 

Этапы социологического исследования:

1-й – выбор исследуемой проблемы;

2-й – обзор существующих теорий и исследований по теме;

3-й – формулировка гипотезы;

4-й – разработка программы социологического исследования;

5-й – сбор первичной социологической информации;

6-й – обработка собранной социологической информации;

7-й – анализ обработанной информации, подготовка научного отчёта по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика.

 

Программа социологического исследования:

─ это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.

 

Структура программы социологического исследования:

1. Методологический раздел (стратегический документ исследования) включает следующие части: формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных используемых понятий, гипотезы и основные задачи исследования.

2. Методический раздел (документ, отражающий тактику исследования) включает изложение методов сбора первичной социологической информации, определение поля изучения обследуемой социальной совокупности, логическую структуру инструментария для работы над первичными материалами и их обработки.

 

Виды социологического исследования:

разведывательное (пробное, зондажное) – получение оперативной социологической информации, с использованием сжатого по объёму инструментария, при этом изучению подвергается небольшая группа респондентов;

описательное – получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении;

аналитическое – выявляет причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем;

сплошное – вся изучаемая совокупность;

выборочное – часть изучаемой совокупности.

 

Методы сбора социологической информации:

1) количественные (жёсткие) методы:

изучение документальной информации – официальные и неофициальные; первичные и вторичные; письменные, иконографические, статистические, фонетические, компьютерные;

социологическое наблюдение – включённое и невключённое; систематическое и случайное; полевое и лабораторное.

социологический опрос:

• письменный (анкетирование) – индивидуальный и коллективный;

• устный (интервью)

изучение бюджетов времени – соотношение временных расходов, просматривает значение того или иного вида деятельности в жизни человека, его стремление к определённым ценностям и целям.

2) качественные (мягкие) методы:

метод «фокус-групп» – состоит в организации групповой дискуссии (в пределах 15 человек) направлен на выявление различий в понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений конкретными группами. Ведётся модератором – исследователем проблемы, и зависит от степени его подготовленности;

биографический метод – (биографии – автобиографии, описанные) направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека, позволяет постичь внутренний мир индивида и определённую логическую связь и последовательность человеческого поведения;

метод кейс-стади – объектом анализа служит отдельный случай, либо конкретная социальная общность. Предполагает длительное погружение социолога в исследуемый объект, нередко с помощь метода включённого наблюдения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.