Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синергия – ключевой внутренний ресурс, обеспечивающий воспроизводство социальных образований




Лекция 7.3: Синергия – ключевой эмерджентный эффект и ресурс управления

ТЕМА 7: ЭМЕРДЖЕНТНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

 

1. Синергия – ключевой внутренний ресурс, обеспечивающий воспроизводство социальных образований

2. Генезис осмысления и использования феномена синергии

2.1. Определение синергии

2.2. История формирования синергийной тематики: от мистики – к науке и практическому использованию

3. «Производство» синергии

4. Актуальные аспекты синергийной теории и практики

 

 

Существование социальных образований возможно благодаря эмерджентным эффектам, которые «производятся» в процессе взаимодействия различных феноменов социума (это могут быть отдельные индивиды, малые и большие социальные группы, другие образования). Причём в условиях устойчивого ресурсного дефицита (как известно, обычно ресурсов гораздо чаще не хватает, чем их бывает достаточно) синергия является тем практически неисчерпаемым внутренним ресурсом, который «может принести… не просто выигрыши, величина которого может быть весьма велика, а выигрыш, цена которого (затраты на «производство» которого.- А.К.) может быть одновременно и весьма незначительной»[1]. Тем самым обеспечивается преодоление энтропии в социальных образованиях[2].

Исходя из ключевой роли синергии как необходимого внутреннего ресурса для обеспечения стабильного или расширенного воспроизводства любого социального образования на долгосрочную перспективу[3], следует определить синергию как ключевой эмерджентный эффект. Оперативный (повседневный) прикладной аспект «производства» синергии неизменно актуален в контексте эффективности функционирования социальных образований[4]. Очевидно именно поэтому современная прикладная социальная наука, как правило, ограничивает себя исследованием только эмерджентного эффекта «синергия», игнорируя рассмотрение в качестве эмерджентных эффектов связность и адаптивность.

 

2. Генезис осмысления и использования феномена синергии

2.1. Определение синергии

 

Синергию можно определить как свойство согласованного взаимодействия материальных и идеальных феноменов порождать итог больший, чем была бы арифметическая сумма результатов автономного функционирования каждой из взаимодействующих сторон. В упрощённом виде это может быть выражено формулой 1+1>2.

Сформулированное выше определение синергии не единственное. Есть и другие интерпретации этого понятия. В некоторых случаях синергию рассматривают только как «выражение, имеющее в виду совместные усилия группы людей»5. Есть и такая трактовка синергии: «Взаимодействие многих компонентов (подсистем) в открытых системах, характеризующееся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них»6. Синергию также определяют как «больший эффект целого, чем суммы частей» 7.

Можно привести множество и других различных определений синергии. Это доказывает отсутствие сложившейся в науке традиции однозначного толкования данного понятия, а, следовательно, и недостаточной научной разработанности синергийной проблематики. Как представляется, авторское определение синергии является наиболее универсальным.

 

2.2. История формирования синергийной тематики: от мистики – к науке и практическому использованию

 

В настоящее время в России термин «синергия» стал достаточно часто использоваться в работах, посвященных теоретическим исследованиям в различных областях науки, реже в учебниках и праксеологически ориентированных текстах. Сравнивая публикации отечественных авторов с опубликованными зарубежными исследованиями, можно констатировать, что этот феномен еще не получил должного признания со стороны российских специалистов.

Явным проявлением значимости феномена синергии в условиях современности служит факт распространенности использования этого термина и учета явления в различных науках, практической деятельности, а также в области вненаучного знания и в мистике. «Найдётся едва ли хоть одна научная дисциплина, не использующая понятие синергии»[5], - оценивает значение названного феномена немецкий исследователь С. Райснер. Отечественные исследователи относят синергию к системообразующим качествам социальной организации наряду с целью, иерархией и управлением[6]. Причём очевидное преимущество осознанного практического использования синергии и теоретического рассмотрения этого феномена принадлежит зарубежным специалистам.

Впервые синергия стала предметом обсуждения в христианской теологии в богословских спорах начала V в. н.э. между ересиархом (глава еретической секты) Пелагием и его последователями с епископом Гиппонским Августином (канонизированного впоследствии церковью в качестве святого) и поддерживавшими его отцами церкви. Суть спора шла о возможности человека содействовать достижению для себя божественной благодати[7]. Форма написания термина была – «синергизм». Содержательно это догматический взгляд, согласно которому человек должен сам «содействовать» своему исправлению[8]. Вот эта «исправленность» человека, т.е. достигаемая им в его «соработничестве» с богом (как это трактуется исихастами и последователями протестанта Меланхтона) благодать и есть тот результат, достигнуть которого стремятся христиане. В науке этот результат как обобщающая абстракция принято называть «эффект синергии».

Схематически достижение благодати («производство» эффекта синергии) можно представить следующим образом:

христианин + бог = благодать (эффект синергии).

Так, по-видимому, впервые, в форме умозрительных рассуждений выраженных в мистической форме была высказана идея о возможности получения в процессе согласованных взаимодействий большего результата, чем арифметическая сумма результатов автономного функционирования феноменов. И здесь необходимо сделать отступление, содержащее несколько аспектов, имеющих важное значение в контексте адекватного понимания феномена синергии.

Среди исследователей бытует мнение, что спор между Пелагием и Августином и их последователями о возможности сотрудничества человека с богом для своего спасения, с точки зрения науки, актуализировал синергийную тематику. Однако на самом деле то, что в христианской теологии обозначается термином «синергизм», а представителями современной науки и в повседневной светской практике обозначается как синергия, не является тождественным.

При сопоставлении определений синергии (в ее светском научном понимании) и синергизма (в его понимании христианскими теологами) становится очевидным, что в рамках одного и другого определений их исходное положение предполагает согласованное взаимодействие (смысл синергизма в исихазме предполагает «соработничество» Божественной и человеческой энергий, их взаимную содейственность[9]). Однако, в контексте современного научного понимания синергии, результат согласованного взаимодействия определяется как количественное возрастание («больше, чем…»). В то время, как определение синергизма христианскими теологами результатом взаимодействия верующего человека с божественной сущностью предполагает возможность его спасения («другое, чем…». А это уже не количественный показатель результата согласованного взаимодействия, а качественный[10]. И, следовательно, толкование синергизма христианскими теологами в науке имеет в качестве аналога термин «эмерджентность», а не «синергия», т.к. эмерджентность - это качественная характеристика[11].

Фактически в данном случае обозначилось реальное несоответствие между тем содержанием, которое вкладывается христианскими теологами в понятие «синергизм» и его пониманием представителями современной науки[12]. Тем не менее, хотя христианская теология на самом деле фактически «дала старт» рассмотрению феномена эмерджентности, а современные специалисты считают это началом рассмотрения синергийной тематики, сама идея в перспективе оказалась исключительно продуктивной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. При этом следует учесть, что синергия является частным случаем эмерджентности[13].

Необходимо уточнить и еще один важный аспект. В первых текстах, посвященных концепции синергизма (или «взаимосвязи» как еще назывался этот феномен), И. Ансофф в рамках стратегического управления, рассматривая проблему получаемого эффекта 2+2=5 при комбинации стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и стратегических хозяйственных центров (СХЦ) корпораций, фактически не дал определения синергизму, указав только на его источники и получаемый эффект[14]. И только позднее он определил синергизм как такие комбинации, в которых совокупный эффект больше, чем сумма эффектов составных частей[15]. В данном определении он констатировал однозначно выраженный неаддитивный результат согласованного взаимодействия.

А этот-то результат взаимодействия являет себя в терминологии И. Ансоффа и его последователей как проявление синергизма (синергии). Ведь именно эффект (эффект синергизма или по-другому, эффект синергии), получаемый в результате согласованного взаимодействия сторон, является тем уникальным ресурсом, «производство» которого привлекает специалистов для обеспечения эффективной деятельности[16].

Отсутствие четкой формулировки термина «синергизм» в первых публикациях и то, как текстуально сформулировал И.Ансофф свое понимание синергизма позднее, отражает уровень развития теории синергии (синергизма) в науке и на практике в лице одного из своих лидеров (И.Ансоффа) в этой области. Формула И.Ансоффа, выражающая суть синергизма (синергии), продемонстрировала его высокую компетентность ученого и управленческого консультанта как теоретика и практика. Отсутствие точного определения феномена в его первой монографии, где упомянут синергизм - состояние теории синергии (синергизма) на тот момент (середина 60-х годов XX века) в управлении.

Заслуживает внимания факт, что механизм «производства» синергии (согласованное взаимодействие) был прекрасно понят исихастами. В частности, богослов Феофан Затворник выразил это следующими словами: «Когда сознание внутри сердца, там и господь; тогда они сочетаются»[17]. Понятно, что в контексте христианского богословия соединение с господом есть факт, обозначающий реальную возможность спасения для верующего человека, а именно – наличие синергийного потенциала, которым обладает комплекс взаимодействий «христианин – бог».

Необходимо также отметить еще один принципиально важный аспект синергийной тематики. Дело в том, что некоторые авторы считают: «Понятие синергии может относиться только к разумной социальной организации жизнедеятельности человека»[18]. Утверждается, что «понятие синергии неприменимо к биологическим и человеко-машинным системам, а уж тем более не может рассматриваться как самоорганизация систем»[19]. Насколько согласуется данная точка зрения с мнением других представителей научного сообщества, станет очевидно из последующего текста.

В науке понятие синергии, по-видимому, впервые было использовано физиологом Ч. Шеррингтоном в монографии, вышедшей в Англии в 1906 году. В ней он употребил термин «синергические мышцы», при описании согласованного функционирования группы мышц человека, участвующих в осуществлении движения[20]. Этот момент стал отправной точкой все расширяющегося процесса научных исследований, посвященных синергийной тематике и осознанного использования на их основе синергии в практической деятельности.

Феномен синергии используется и исследуется многими естественными науками. Это физика[21], математика[22] (в частности, синергию как свойство систем учитывают в процессе использования основных математических и экономико-математических методов[23]), химия[24], биология[25], фармакология[26], биохимия[27], микробиология[28], в т.ч. молекулярная биология[29].

Американской исследовательницей Р.Бенедикт была разработана оригинальная концепция синергии в антропологии. Синергия выполняла у неё функцию индикатора для типологии архаичных культур[30]. Тем самым была создана методическая основа для сравнительной антропологии и социологии: метод сравнения обществ и расположения их в виде некоторого социально-культурного ряда вместо того, чтобы рассматривать каждое из них само по себе как нечто уникальное.

В настоящее время в России сформировался проект синергийной антропологии в качестве альтернативы классической антропологии[31]. Природные аспекты «производства» синергии рассматриваются в социальной антропологии[32].

Отмечается использование понятия «синергия» в философии[33], в т.ч. в философии корпоративного развития[34], в социологии[35], в т.ч. в социологии управления[36], психологии[37], в том числе - в социальной психологии[38], организационной социальной психологии[39], психологии личности[40] и теории мотивации[41].

Внимание к синергизму как к одной из важных концепций корпоративной стратегии было привлечено в середине 60-х годов XX века вместе с развитием диверсификации компаний[42]. С этого времени можно говорить о наступлении своеобразного «синергийного бума» в осмыслении и осознанном использовании феномена синергии в деловой сфере. Синергийная тематика стала также сферой повышенного интереса со стороны профессиональных исследователей в области бизнеса и управления. Можно сказать, что синергия стала «модной» темой понимаемого в широком смысле бизнеса.

В настоящее время синергия является предметом прикладных исследований в различных сферах бизнеса[43]. В частности, в корпоративном[44], в бизнесе, связанном с реструктуризацией компаний[45] и их оценкой[46]. Указывают на её «производство» в «совместных предприятиях и стратегических союзах, в более тесных отношениях с поставщиками, в уже существующей группе компаний, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам»[47], в т.ч. конкретно – в финансово-промышленных группах[48]. Феномен синергии учитывается и используется в промышленном производстве[49].

Почин рассмотрения феномена синергии в теории организации был сделан столетие тому назад отечественным исследователем А.Богдановым (однако автор «Тектологии» использовал другой термин – «организованность»)[50]. Эта традиция продолжена современными отечественными[51] и зарубежными авторами[52], в том числе и в социологии организаций[53]. Одним из этапов формирования организационной структуры является «установление видов желаемой синергии и способов ее реализации»[54].

Проблемы синергии уже традиционно рассматриваются в менеджменте, причем чаще зарубежными авторами[55], чем отечественными[56], в т.ч. проблемы управления синергией потенциала финансово-промышленных групп[57]. Стал практиковаться учет синергии в теории управления[58], в деловом администрировании[59], в управлении рисками[60], при вертикальной интеграции[61] и системном анализе в менеджменте[62], в сфере оценки качества менеджмента[63], в тайм-менеджменте[64]. Однако, в настоящее время отечественные исследователи относительно синергии в менеджменте чаще всего ограничиваются умозрительными рассуждениями.

Стратегический менеджмент – это сфера постоянного интереса к возможности получения стратегического выигрыша за счет эффекта синергии. Причем зарубежные специалисты здесь явные лидеры[65]. Однако, данная проблема рассматривается и отечественными специалистами по стратегическому управлению[66].

Иногда встречается использование термина «синергия» в логистике[67], в области деловой культуры[68], в т.ч. в корпоративной культуре[69], планировании[70], в т.ч. в бизнес-планировании[71], в разработке и принятии управленческих решений[72] и, в частности, в творческом решении[73], при экспертной оценке[74], при согласовании отдельных проектов между собой[75]. Уже традиционным является рассмотрение синергийных эффектов в финансовом менеджменте зарубежными специалистами[76], а в последние годы и отечественными[77].

Всё более распространенным становится стремление получить эффект синергии и, соответственно, исследовать феномен синергии в маркетинге. Доминируют в этой области зарубежные маркетологи[78], однако, в последнее

время феномен синергии в маркетинге стал предметом исследования и для отечественных специалистов[79]. Причем отечественные специалисты научились учитывать и обеспечивать «производство» эффекта синергии за счет осознанной координации взаимодействия элементов маркетингового коммуникационного комплекса[80]. Синергия широко используется в рекламе, однако публикации на эту тему относительно редки[81].

Еще не получила широкого распространения синергийная тематика в экономике, однако и в этой области к феномену синергии имеется определенный интерес[82], в т.ч. в микроэкономике[83]. Иногда встречаются упоминания о синергии в области автоматических систем управления[84], в исследовании систем управления[85].

В некоторых случаях синергия упоминается в связи с семейной проблематикой[86], в управлении персоналом[87], педагогике[88], в профсоюзной[89] и социальной работе[90], в теории лидерства[91], в интеллектуальных информационных технологиях[92], иногда в сфере соблюдения прав человека[93], в работе с молодежью[94], глобалистике[95]. Достаточно часто эффект синергии используется в групповой форме креативного поиска. В этом случае феномен обозначается термином «синектика»[96]. Эффект синергии учитывается в медиации[97], науковедении[98], семиотике[99].

Выдвинута идея, имеющая фундаментальное значение для эргономики, о «производстве» синергии в процессе взаимодействия человека с техникой, информацией и окружающей средой[100]. Появились отечественные публикации, где рассматривается «производство» синергии в организациях, функционирующих в режиме самоорганизации, сочетающейся с управлением [101].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.