Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Рыночная конкуренция и ее виды




Q

Монопсония – рынок покупателя (несколько производителей и один покупатель).

 

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Картель – соглашение о квоте выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

 

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля над ценами
Совершенная - множество фирм на рынке; - полная однородность производимой продукции; - свободный вход и выход; - наличие полной информации. контроля нет
Несовершенная
Монополия чистая -продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит только из одной фирмы). очень высокий
Дуополия - производство сосредоточено на 2-х фирмах. частичный
Олигополия - производится однородная продукция (или незначительная дифференциация; - относительно небольшое количество производителей. частичный
Монополистическая - множество производителей, множество действительных или воображаемых различий в продукции. очень слабый

 

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

 

Значение конкуренции:

 

Положительное: Отрицательное:  
1. способствует быстрому приспособлению производителей к изменяющимся условиям производства (сотовые телефоны); 1. способствует ускорению выработки невоспроизводимых ресурсов;  
2. не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт);  
2. обеспечивает выбор в действиях потребителей и производителей;  
3. способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством; 3. не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;  
4. способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на классы богатых и бедных.  
4. нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.  

 

Классификация:

I. В зависимости от законности действий:

1.Добросовестная – методы конкурентной борьбы в соответствии с принятыми на рынке нормами, правилами и законами страны;

2. Недобросовестная – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции:

o продажа по демпинговым ценам (доклад);

o установления контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности (доклад по рейдерству);

o злоупотребление фирмы на рынке в силу ее господствующего положения, например завышение цен (сообщение по империи Рокфеллера);

o дискриминация конкурентов (компромат и др.);

 

II. По охвату рынка:

1. Внутриотраслевая;

2. Межотраслевая.

 

III. В зависимости от применяемых методов конкурентной борьбы:

1. Ценовая (снижение цены за счет снижения прибыли, снижения издержек, ценовая дискриминация);

2. Неценовая (качество, надежность, реклама, сервис, доп. услуги и пр.).

 

IV. В зависимости от степени распространенности:

1. Совершенная (на рынке действуют независимо друг от друга множество продавцов и покупателей с равными возможностями, вход и выход на рынок свободен, информация о всех продуктах в наличии, обмен осуществляется однородными продуктами);

2. Несовершенная (не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции).

 

Виды несовершенной конкуренции:

o монополистическая конкуренция (отличие от совершенной конкуренции в дифференциации продукта по качеству, упаковке, сервису и пр.);

o олигополистическая конкуренция (олигополия) (на рынке доминирует несколько фирм, цена устанавливается по принципу лидерства, пример – рынок сотовой связи, бензин и др.);

o чистая монополия (на рынке один продавец, отсутствуют товары-заменители, вход на рынок невозможен);

 

Естественная монополия – это ситуация, при которой экономия от масштаба (жел. дороги, энергетика и др.) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосредоточен в руках одного производителя.

 

Эффект масштаба:

 

Издержки

 

Qmax,Иmin

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.