Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные способы воздействия в группе




План

Взаимоотношения личности и группы

Лекция 9

1. Формы психологического воздействия групповых структур на личность.

2. Социально-психологические феномены поведения личности в группе.

 

1.Взаимоотношения личности и группы представляются довольно сложными. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус в группе, так и состав, характер деятельности и уровень организации группы и других более широких социальных объединений.

Основной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной деятельности. Целью такого воздействия является изменение поведения партнеров по общению. Конкретно формы воздействия на личность связаны с уровнем организации, содержанием деятельности и величиной группы, соотношением ее формальной и неформаль­ной структур.

Возможны такие ситуации, когда взаимодействие осуществляется в случайно возникающих, стихийно сложившихся группах, не связанных содержательной совместной деятельностью. Причем это, как правило, не микрогрупиы, диады и триады, а более многочис­ленные объединения с неустойчивыми отношениями, которые возникают на короткий срок часто по слу­чайному поводу.

В подобных ситуациях возникают такие способы взаимодействия людей, как заражение, подражание, внушение, убеждение.

Их называют еще массовидными состояниями, характерными для объе­динений типа «масса», «толпа» и т. п.

На возникнове­ние таких состояний влияют средства массовой ин­формации, массовидные формы культуры (например, поп-музыка), массовые формы проведения свободного времени (например, футбольные болельщики), рекла­ма, мода, формы религиозной пропаганды и др.

Заражение — это вид воздействия, который интег­рирует на эмоциональной основе членов одной груп­пы или большие массы людей. Успешное выполнение задания вызывает энтузиазм у всех членов группы. В истории отмечено много случаев эмоционального зара­жения масс: религиозные экстазы (крестовые походы, аутодафе); массовые психозы на почве слухов о пожа­рах, эпидемиях; спортивные азарты; экстазы молодеж­ной аудитории на концертах рок - и поп-музыки и др. Заражение возникает на основе бессознательной, не­произвольной подверженности человека определенным эмоциональным состояниям: гнев, агрессия, ликование, азарт, паника и т. п. Здесь имеет место не сознатель­ный анализ ситуаций или образцов поведения, а пере­дача психических состояний. Поскольку это явление возникает среди множества индивидов, то здесь дей­ствует механизм взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие че­рез заражение, является паника Поводом к пани­ке может быть какое-либо известие, вызывающее эмо­циональный шок. Для всякого человека, оказавшего­ся в ситуации паники, осознание ее причин весьма за­труднительно, так как он сам в большей или меньшей степени оказывается вовлеченным в это состояние. Знание причин и циклов паники очень важно для ее предотвращения. Лица, способные руководить массой, особенно представители правоохранительных органов, должны обладать волевыми качествами и уметь внести элемент рационального анализа в ситуацию паники, захватить «руководство» в этой ситуации и продемон­стрировать образец соответствующего разумного пове­дения, которому люди последуют и войдут в нормальное эмоциональное состояние.

Среди причин, вызывающих эмоциональное зара­жение, следует отметить такие из них.

1. Развитие некоторой общности оценок, установок,
свойственных массе людей.
Например, в условиях мас­совых зрелищ стимулом, предшествующим эмоцио­нальному заражению общности оценок, являются ап­лодисменты при появлении популярного артиста. Спе­циально разработанные приемы массовых воздействий (шествия, музыка, пение, призывы, знамена и т. п.) в комплексе служат для вовлечения массы людей в со­стояние эмоционального энтузиазма. Эмоциональное
заражение может служить дополнительным сплачи­вающим фактором, пока оно не превысит некоторой оптимальной интенсивности. Однако, выйдя из-под контроля, обоюдное заражение может привести к рас­паду нормальных и неформально-ролевых структур и превращению организационно-взаимодействующейгруппы в разновидность толпы.

2. Общий уровень интеллектуального и нравствен­ного развития личностей, составляющих данную общность. Чем выше уровень развития общества, тем кри­тичнее отношение людей к силам, которые стремятся автоматически увлечь их на путь тех или иных пере­живаний, и тем слабее выражен механизм заражения.

Феномен заражения преимущественно рассматри­вается в условиях стихийного антисоциального пове­дения (катастрофы, стихийные бедствия). Однако этот механизм действует и в условиях массовых социально осознанных действий — общественных движениях. Роль заражения видна и в организованном социально пози­тивном поведении (например, роль личного примера в напряженных производственных ситуациях, в военной обстановке). Возможно, что в этих случаях проявляется компенсаторная функция заражения в условиях недо­статочной организации человеческих объединении.

Подражание. В процессе подражания осуществля­ется не простое принятие внешних особенностей по­ведения, как при заражении, а воспроизведение инди­видом черт и образов поведения других людей, т. е. более активный способ их усвоения. В «теории подра­жания» Г. Тарда этот феномен абсолютизируется как основной принцип социализации людей, их взаимодей­ствия в группах, конфликтов и т. д. Включая многие полезные наблюдения, данная теория вместе с тем уп­рощает процессы истории человеческих взаимоотно­шений. Современные экспериментальные психологи­ческие исследования позволяют раскрыть истинную сущность явления подражания и его различную роль в жизни людей на разных этапах онтогенеза и в раз­ных условиях деятельности.

Особую роль играет подражание в развитии лично­сти в детском и подростковом возрасте, выступая ве­дущей формой познания действительности. Оно про­ходит ряд стадий от слепого копирования ребенком поведения взрослых (А. С. Макаренко) до осознанного подражания взрослым у подростков. У взрослого че­ловека подражание выступает вспомогательным сред­ством освоения социальной действительности, с а об­разец принимаются, как правило, внешние cboi поведения, но этот процесс не затрагивает устойчи­вых личностных характеристик субъекта. У взрос­лых подражание имеет место в тех случаях, когда от­сутствует возможность использовать какой-либо дру­гой способ овладения новыми действиями (например, при овладении рабочим навыком, элементарным про­фессиональным действием). Обычно же основным путем овладения новой информацией у взрослых яв­ляются активные способы формирования и усвоения знаний. Поэтому механизмы подражания, как и меха­низмы заражения, у взрослых значительно сложнее. Оно сталкивается с критичностью личности взрослого по отношению к оказываемым на него воздействиям, а также с обратным вниманием личности на воздей­ствующий объект. Эти взаимодействия особенно ус­ложняются в группе. В групповом контексте при ус­воении наблюдаемых образцов поведения индивидом проявляются два плана подражания: либо какому-то определенному человеку (чаще всего — лидеру), либо нормам поведения, выработанным группой. В после­днем случае явление подражания смыкается с пробле­мой конформизма, т. е. давления группы на индивида.

Внушение — это форма нецеленаправленного, неар­гументированного воздействия одного человека или группы на другого человека или на группу. В отличие от сообщения и убеждения, в ситуации внушения ин­формация усваивается некритически, неаргументирован­но. Явление внушения («суггестии») давно отмечено в психологии и заимствовано из медицинской практики и практики воспитания. Феномен внушения в социаль­ной психологии рассматривается как специфическое явление «социальной суггестии» и впервые был ис­следован В. М. Бехтеревым (1903 г.). Специфика вну­шения, в отличие от заражения и подражания, состоит в том, что:

1) здесь имеет место не сопереживание идентич­ных эмоций, а однонаправленное активное воздействие внушающего «суггестора» на другого человека или на группу;

2) внушение, как правило, носит вербальный ха­рактер, тогда как заражение включает ритмы, движе­ния, пантомимику и др.;

3) в отличие от убеждения, внушение не требует логической аргументации, так как здесь достигается не согласие индивида, а принятие им информации с готовыми выводами. Во внушении преобладает эмоци­онально-волевое, а не рациональное воздействие сугге­стора.

Известен ряд условий, от которых зависит эффек­тивность внушений:

а) влияние возраста (дети и подростки более вну­шаемы, чем взрослые);

б) психическое и физическое состояние взрослых (люди утомленные и физически ослабленные быстрее поддаются внушению);

в) авторитет внушающего, особенно руководителя и лидера, создающий эффект доверия к источнику ин­ формации. Авторитет доверия проявляется не только по отношению к личности руководители, но и к груп­пе, которую он представляет. Авторитет может влиять путем «косвенной аргументации», заменяющей при внушении прямую логическую аргументацию;

г) особенности личностей, подвергающихся внушению (суггерендов). Возможен эффект контрсуггестии - со­противления внушению, а также использование суггестором дополнительных средств, чтобы преодолеть «пси­хическую самозащиту» сопротивляющегося суггеренда.

Феномен внушения проявляется в тесной связи с явлениями социальной перцепции, сплоченности. Важ­ным фактором внушения может выступать ранее сло­жившаяся социальная установка. Так, присущая со­трудникам установка на необходимость подчиняться руководителю повышает оказываемый им эффект вну­шения. Феномен внушения связан также с конформ­ностью индивида и тем самым - с вопросами груп­повой сплоченности.

Эффект внушения имеет место в таких сферах со­циальных воздействий, как пропаганда и реклама. При пропагандистском воздействии, апеллирующем в ос­новном к эмоциям аудитории, в значительной степе­ни используется внушение. Если же пропаганда в боль­шей мере рассчитывается на логику и сознание лю­дей, то в ней преобладает метод, убеждения.

Приемы внушения особенно ярко проявляются в рекламе. В ней осуществляется прием формирова­ния образа (имиджа) воспринимаемого предмета, ког­да ракурс восприятия умышленно смещается, а внима­ние акцентируется только на определенных свойствах объекта с обращением к эмоциям людей. При этом зачастую сгущаются краски имиджа, и тем самым до­стигается эффект внушения.

Убеждение, в отличие от других ранее рассмотрен­ных феноменов психологического влияния на людей, не является видом стихийного, непроизвольного воз­действия.

Убеждение обеспечивает сознательное при­нятие индивидом сообщаемой ему информации и от­носится к целенаправленным социальным воздействи­ям воспитательного, политического, экономического характера, при котором индивид проявляет определен­ную аналитичность и критичность восприятия. Убеж­дение широко применяется в управленческом процессе как произвольное воздействие руководителя на опре­деленных подчиненных и на группу с целью обеспе­чения определенного конечного результата их деятель­ности и формирования личности. Поэтому убеждение будет рассмотрено нами ниже как способ воздействия руководителя на членов руководимой им группы.

Все рассмотренные виды влияния на людей могут осуществляться как в условиях внеколлективного сти­хийного поведения, так и в совместной групповой дея­тельности, однако они всегда происходят при социальных контактах. Характер и эффективность этих воздействий, с одной стороны, зависят от уровня сплоченности дан­ных социальных объединений, а с другой — оказывают существенное влияние на формирование межличностных отношений в группах и уровней их сплоченности.

2. Воздействие (давле­ние) оказывает существенное влияние на поведение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностя­ми их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологиче­скими феноменами группового поведения. К таким феноменам относятся различные проявления актив­ности личности в группе.

Установки личностиэто проявление неосознан­ных побуждений к деятельности. Теория установки была разработана в психологической школе Н. Д. Уз­надзе, где впервые были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок.

Например, если испытуемому несколько раз дают срав­нить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют еще два аналогичных, но равных объек­та, то человек воспринимает их как разные по величи­не. У испытуемого возникает иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что воспри­ятие объективно равных объектов происходит в усло­виях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными, т. е. при установке как потребнос­ти определенным образом осуществить действие срав­нения. Таким образом, установка — это неосознавае­мое личностное состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть осуще­ствлена та или иная потребность.

В результате повторения «установочных ситуаций» у субъекта постепенно складывается «ряд фиксиро­ванных установок», которые незаметно для самого че­ловека определяют его жизненную позицию в воспри­ятии окружающей реальности.

В социальной практике психологи выделяют формы поведения, в которых проявляются фиксированные ус­тановки личности на восприятие людей и событий. Установка является психологическим механизмом тех стереотипов общения. Например, установка на необходи­мость выполнения приказов руководителя вызывает готовность к выполнению любых распоряжений без критической оценки его как личности. Присматрива­ясь к личностным качествам людей, мы стараемся понять, что они собою представляют, можно ли им доверять и т. п. И тут часто идут в ход сложившиеся установки, социальные стереотипы, житейские пред­ставления, сформировавшиеся у каждого человека, а также уровень психологической культуры в умении воспринимать и критически оценивать других людей1. Примером социального установочного стереотипа мо­жет служить следующий пример: многие люди счита­ют, что профессор всегда рассеян, близорук и не при­способлен к повседневной жизни; студент всегда ве­сел, остроумен, подвижен и никогда не готов к экзамену; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Установка на отношение к спортсменам выражена в поговорке: «Сила есть, ума не надо».

Встречая нового человека, мы сразу же относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом.

Психоло­ги различают три типа установки на восприятие дру­гого человека:

позитивная установка побуждает нас переоце­нивать положительные качества и игнорировать сла­бые качества человека, т. е. мы даем человеку боль­шой аванс, проявляющийся в неосознанной доверчи­вости;

негативная установка приводит к тому, что мы
воспринимаем только отрицательные качества друго­го человека, выражая к нему недоверчивость, подозри­тельность;

- адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются как достоин­ства, так и недостатки; главное — как они сбалансиро­ваны и как оцениваются другим человеком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.