Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие пространственного перемещения предметов

Восприятие движения в зависимости от пространственных и временных факторов:

а) удаленности предмета.

б) скорости их перемещения.

в) от перемещения их в пространстве.

Ф.О. - взаимодействие нескольких анализаторов: зрительных, двигательных, иногда слуховых, вестибулярный аппарат.

Свойства восприятия: целостность, осмысленность, апперцепция, избирательность, константность.

1. Целостность - всегда целостный образ предмета. Например: воспринимая бархат, мы отличаем не только цвет, но и мягкость, хотя не дотрагиваемся до него рукой. Мрамор воспринимаем как твердый, холодный, несмотря на отсутствие тактильных ощущений в момент зрительного восприятия мрамора.

Подобные впечатления возникают рефлекторно как результат опыта. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

2. Осмысленность ~ восприятие это не просто чувственный образ, это и осмысленный образ, это целенаправленное использование его значения, знания сути, т.к. человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными ит.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Видя незнакомый предмет человек стремится и понять суть, и отнести к определенной группе известных ему предметов.

Человек обобщает свои знания и опыт, поэтому точно называет предмет или рассказывает, что он напоминает.


Восприятие может сопровождаться словом, за словом символ, обозначающий предмет.

Осмысленность и обобщенность хорошо обнаруживается при восприятии незавершенных рисунков (силуэтных), незавершенность восполняется нашим опытом, знаниями.

Осмысливая предмет, человек относит его к определенной словесно обозначаемой категории, вызывание словесного суждения (показ иллюстраций), молодая и старая женщины: 1 - увядание, 2 - зеркало жизни.

Простая форма осмысления - узнавание.

а) обобщенное (восприятие общих контуров предмета).

б) дифференцированное (выделение характерных признаков).

3. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта,

запаса знаний, и общей направленности личности (случаи,

воспринимаемые человеком не то что есть, а то что хочется).

Апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Перед восприятием возникает установка (в зависимости от опыта, интереса, направленности). Известно, что восприятие рисунка, модели, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Воспринимается не сам по себе глаз, ухо, и т.п. Все восприятия осуществляются конкретным человеком. И игра одного и того же спектакля разными артистами - новая постановка - неожиданность - своеобразная реакция зрителей.

Воспринимая предиеты, человек выражает свое отношение к ним (материал на лекции воспринимаем на практике по-разному).

4. Избирательность восприятия - предмет и явление действуют в многообразии, и человек не может на все реагировать одновременно.


Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Избирательность заключается в преимущественном выделении одних объектов (свойств, признаков, качества предметов) по сравнению с другими.

Ф.О. - доминирование одного очага возбуждения над другим в коре головного мозга при одновременном торможении ост. участков коры. Например: человек смотрящий в микроскоп (зрительные раздражения 2-го глаза заторможены).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й эксперимент | Предмет и фон восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.