Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парламент

Его конституционный статус и место в системе органов государства

 

Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler, от ит. parlamento) — говорить, обсуждение, переговоры, собрание. В. Даль определял его как собрание чинов и выборных, палату, думу, собор, для обсужденья законодательных и др. вопросов.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения возникли еще во времена античности: народное собрание (экклезия) - в Древней Греции; Сенат - в Древнем Риме. Однако родиной парламента считается Англия, где в XIII веке власть короля в соответствии с Великой хартией Вольностей (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).

Современный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Франции, ФРГ, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно называется парламентом. В иных странах этот государственный орган называется иначе (е.д., Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, Федеральное Собрание - в РФ). Е.д.,

Страна Название парламента Верхняя палата Нижняя палата
США Конгресс Сенат Палата представителей
ФРГ Парламент Бундесрат Бундестаг
Франция Парламент Сенат Национальное собрание
Индия Парламент Совет Штатов Народная палата
Россия Федеральное Собрание Совет Федерации Государственная Дума
Англия Парламент Палата Лордов Палата Общин

Парламенты могут иметь двухпалатную или однопалатную структуру. В основе организации двухпалатного парламента могут быть два разных принципа:

- принцип равенства палат;

- принцип нижней и верхней палаты.

На основе равенства палат работали прежние высшие представительные органы СССР и РСФСР. До 1990г. в России действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей.

При равенстве палат парламент существует как единое целое, так как решения принимаются обеими палатами. При осуществлении принципа нижней и верхней палаты происходит обратное: палаты не могут работать совместно, у каждой палаты свои полномочия, своя повестка дня, нет общих постоянных органов, разная численность. Палаты не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы ведения другой палаты.



Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения.

Двухпалатная структура возникла как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). Роль верхней палаты сводилась к органу на «всякий случай». В настоящее время терминология «нижняя и верхняя» палаты связывается с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь «снизу вверх». Палату, начинающую законодательный процесс, называют «нижней», продолжающую его - «верхней».

В современных условиях двухпалатная система существует, как правило, в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Парламенту свойственны три классические основные функции. Это: - принятие законов, - утверждение государственного бюджета, - определенный контроль за исполнительной властью.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное собрание основывается на понимании народного представительства не на основе единой вертикали подчиняющихся снизу вверх Советов, а на разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.


I. Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов РФ, всех социальных слоев российского общества.

Федеральное Собрание состоит их двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания различаются по своему правовому статусу, способу формирования, характеру депутатского корпуса, входящего в них.

Двухпалатная структура Федерального Собрания характеризуется следующим:

1. Палаты имеют разное название. Палата представительства субъектов носит наименование - Совет Федерации. Палата общенационального представительства, учитывая российский исторический опыт, носит наименование - Государственная Дума.

2. Палаты самостоятельны. Самостоятельность выражается в отсутствии подчиненности, в разграничении функций и самостоятельном их осуществлении.

3. Палаты заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

4. Не предусмотрено наличие Председателя Федерального Собрания.

5. За каждой из палат Конституцией закреплен самостоятельный перечень вопросов их ведения. Палаты не могут принимать к своему рассмотрению и решать вопросы отнесенные Конституцией к ведению другой палаты.

6. В Конституции нет особой статьи, закрепляющей компетенцию Федерального Собрания в целом.

7. Каждая из палат образует отдельно свои комитеты и комиссии.

8. Палаты характеризуются разным порядком формирования и избрания.

9. Палаты характеризуются различным характером представляемых интересов. Совет Федерации представляет интересы субъектов федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ независимо от места их проживания на территории РФ, а также интересы избирательных объединений и различных социальных групп населения всей России.

10. Различны полномочия палат и в сфере законотворчества. Федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федерации их одобряет.

11. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

II. Федеральное Собрание определено в конституции и как законодательный орган.

Это означает, что оно является федеральным органом государственной власти, который имеет право издавать федеральные нормативные акты, обладающие высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами, кроме Конституции РФ.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ. Оно является единственным законодательным органом власти РФ. Законодательный орган по Конституции РФ необладает всеобъемлющей компетенцией. Он отражает принцип разделения властей и федеративное устройство РФ. Федеральное Собрание юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции.

Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы обязательные для исполнительной и судебной властей, участвуя в назначении их должностных лиц не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия. Другие государственные органы и их должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов в РФ, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов в России.

Законодательная деятельность по своему значению и объему является главной для Федерального Собрания и осуществляется в пределах определенных в Конституции РФ.

Такими пределами являются:

1) Федеральное Собрание может осуществлять законодательную власть только по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения субъектов федерации. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование.

2) Федеральное Собрание не может пересматривать положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ ( 1 - Основы конституционного строя, 2 - Права и свободы человека и гражданина, 9 - Конституционные поправки и пересмотр Конституции).

Федеральное Собрание может принимать поправки к главам с 3 по 8 Конституции РФ, которые вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2\3 субъектов РФ.

При советской форме государственности правовое положение высшего представительного органа строилось на идеи его полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.

В настоящее время существуют два основных способа уточнения положений Конституции РФ, определяющих статус Федерального Собрания.

Во-первых, по спорным конституционным вопросам или при восполнении пробелов в Конституции возможно толкование Конституции Конституционным Судом РФ (ч.5 ст. 125).

Во-вторых, палаты Федерального Собрания могут решать вопросы организации их работы путем принятия регламентов палат и федеральных законов.

Порядок формирования Совета Федерации и его компетенция

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представители от субъектов РФ в Совете Федерации являются членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом от 05.08. 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Требования о сроке проживания не распространяется:

на членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, избранных (назначенных) до дня вступления в силу этого требования;

на членов Совета Федерации, избранных (назначенных) от образованных новых субъектов РФ,

на военнослужащих, прокуроров, работников органов внутренних дел имеющих в совокупности не менее 10 лет стажа службы (работы) и др.

Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем или группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа.

Решение об избрании представителя в Совете Федерации от представительного органа государственной власти субъекта РФ принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Решение о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа вступает в силу, если на заседании представительного органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим или назначившим его органом в том же порядке, в котором осуществляется его избрание или назначение членом Совета Федерации.

Органами Совета Федерации являются: Совет палаты; комитеты и комиссии Совета Федерации. Должностными лицами Совета Федерации являются: Председатель Совета Федерации, его заместитель; председатель комитета, комиссии его первые заместители и заместители; член комитета, комиссии.

В Совете Федерации не допускается создание фракций и парламентских объединений.

Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля и на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря. Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей.

Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты. Он является постоянно действующим коллегиальным органом. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и постоянных комиссий.

Совет Федерации из числа членов палаты образует комитеты Совета Федерации и постоянные комиссии, а также может создавать и временные комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Он может быть членом одного комитета и не более двух комиссий палаты.

Среди комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации можно назвать: Комитет по конституционному законодательству; Комитет по правовым и судебным вопросам; Комиссию по Регламенту и организации парламентской деятельности; Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комиссию по делам молодежи и спорту и т.д.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями.

Голосование на заседании Совета Федерации может быть количественное, рейтинговое или альтернативное.

Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов.

Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Для определения результатов голосования используются следующие понятия:

- общее число членов Совета Федерации - 176;

- простое большинство голосов - число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации или от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании;

- квалифицированное большинство голосов - число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и др.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ или Регламентом.

Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения.

Компетенция Совета Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 102) к ведению Совета Федерации относятся следующие полномочия :

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента от должности;

е) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению, а по общеполитическим и социально-экономическим вопросам может выступать с заявлениями и обращениями.

Роспуск Совета Федерации Конституция РФ не предусматривает.

Нормативная база:

Конституция РФ;

Федеральный закон от 05.08. 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Парламент

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.094 сек.