Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности структуры типового (базисного) учебного плана

Типовой (базисный) учебный план учебного заведения любого типа отражает деление содержания образования на фундаментальное и технологическое. Эти две линии образования пронизывают процесс обучения и различно проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обу­чения. Фундаментальная составляющая проявляет себя в большей степени в начальной и основной общеобразователь­ной школе. На старшей ступени усиливается объем технологической подготовки. Ее особенность состоит в том, что она реализуется в школе в своей допрофессиональной (общетрудовой) части. В этом заключается первая особенность учебных планов общеобразовательной школы. Второй особенностью является то, что образовательные Области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позво­ляют выделить два вида обучения: теоретическое и практи­ческое. На их пересечении находится такая форма органи­зации учебного процесса, как лабораторно-практические занятия. Однако в Базисном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсут­ствует. Они могут появляться только на старшей ступени школы при начальной профессиональной подготовке в виде производственной практики школьников. кВ структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и фор­мирование личностных качеств школьника, и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности. "Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в учебном плане любого об­щеобразовательного учебного заведения выделяется три ос­новных вида учебных занятий:

~ обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

~ обязательные занятия по выбору учащихся;

~ факультативные занятия (необязательные занятия по выбору)..

В учебном плане выделяются федеральный, национально-региональный и школьный (местный) компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьной образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (pyccкий язык, математика, информатика, физика и астрономия химия и частично такие области, как «окружающий мир» в «искусство»).

Национально-региональный компонент обеспечивает осо­бые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и.региональ­ное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).

Школьный компонент (обязательные занятия по выбор! факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с п.2 ст. 32, Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных годах) общая и
по каждой из его ступеней;

b) недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных за­нятий;

с) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка
учащегося, включая число учебных часов, отводимых на
обязательные занятия по выбору;

d) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуаль­ная и внеклассная работа, деление учебных групп на пол­ группы).

Таким образом, Типовой (базисный) учебный план об­щеобразовательных учреждений, являясь частью государ­ственного стандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и тем самым обес­печивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебный план средней общеобразовательной школы | Экологический контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.