Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы смещенной активности

Смещенная активность имеет одну из трех следующих форм:

1. Мозаичная активность. Мозаичным называется поведение, состоящее из фрагментов различных ФКД. Герой рассказа А. П. Чехова «Папаша», застигнутый женой наедине с горничной, «скинул сюртук и запел какую-то песню». Наиболее распространенная форма мозаичного поведения — нечленораздельная речь.

Мозаичным является поведение школьника или студента, который «мямлит» на экзамене, не зная ответа. В этой ситуации у студента отсутствует программа поведения — заданный вопрос незнаком, что отвечать — неизвестно. Между тем уровень мотивации высок. Поэтому энергия мотивации, направленная на то, чтобы ответить на поставленный вопрос, трансформируется в хаотические движения мышц речеобразующего аппарата. Это поведение настолько типично для плохо готового к экзамену учащегося, что неуверенная манера речи экзаменуемого побуждает экзаменатора занижать оценку — закономерность, хорошо известная не одну тысячу лет.

Обратите внимание, что мозаичной в стрессовой ситуации становится не только двигательная, но и психическая активность. Это проявляется в спутанности мышления, которая обнаруживается на письменных контрольных и экзаменационных работах. На черновиках, которые студенты сдают вместе с окончательным, чистовым вариантом контрольной работы, можно, разобрав ужасный почерк, обнаружить наборы слов, лишенные всякой упорядоченности, согласования и других признаков нормальной речи. Так отражается естественное волнение в первые минуты экзамена, вызывающее мозаичность психической активности.

2. Переадресованное поведение. Переадресованным бывает только социальное поведение. Если какая-то форма поведения не может быть реализована в контакте с конкретным человеком, она осуществляется в процессе общения с другим человеком или объектом.

Переадресованное поведение не обязательно имеет форму агрессии. Например, И. А. Бунин неоднократно описывал в рассказах такую ситуацию: молодой человек страстно влюблен в девушку, но каждую ночь спит с другой, ее подругой. В рассказе Мопассана «Пробуждение» влюбленная женщина отдается другому после долгой прогулки с любимым, но недогадливым мужчиной.

3. Собственно смещенная активность. При собственно смещенном поведении используется ФКД другой мотивации, явно неадекватный для удовлетворения текущей потребности. Чаще всего смещенное поведение имеет форму наиболее привычного для данного субъекта вида активности, т. е. привычного ФКД.

Смещенная активность чаще всего имеет форму наиболее привычной для данного человека формы поведения.

Поэт пишет стихи, художник рисует, если их что-то взволнует, поскольку это привычная для них форма активности. К сожалению, в современном обществе привычными для большого количества людей стали различные формы агрессивного поведения. В частности, непрекращающиеся вооруженные конфликты ведут к тому, что в гражданское общество постоянно вливаются молодые люди, для которых убийство — привычная форма активности. Следует подчеркнуть, что опасность для общества они представляют не потому, что их обучили убивать. Любой врач знает о том, как убить человека, гораздо больше, чем сержант морской пехоты. Но для демобилизованного спецназовца убийство, точнее насилие над другим человеком, — это привычный способ реагирования на любые изменения в окружающей среде, причем один из немногих, в силу его молодости, имеющихся у него стереотипов поведения.

Мотивация полового поведения, возникшая как смещенная реакция на внезапную гибель супруга, бывает причиной развития невротического состояния из-за чувства вины, которое появляется у женщины, по поводу «измены покойнику». Между тем половое поведение как реакция на разнообразные потрясения встречается достаточно часто. Половое поведение как смещенная активность неоднократно описана в художественной литературе, например «В медвежьем углу» А. И. Куприна, «24 часа из жизни женщины» С. Цвейга.

Таким образом, не только невозможность реализации половой мотивации приводит к другим, неполовым формам поведения («сублимация»), но и половое поведение часто является результатом невозможности реализации других, неполовых мотиваций. И тот и другой случай — это смещенная активность.

Еда, агрессия и секс — распространенные формы смещенной активности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Универсальная форма поведения при стрессе — смешенная активность | Груминг — смещенная активность, в которой сочетаются эндокринный и поведенческий компоненты стресса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.