Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В период Средневековья

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН.

ТЕМА: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

ЧЕТВЁРТАЯ ЛЕКЦИЯ.

1. Характеристика физической культуры в период средневековья.

2. Военная организация и вооружение рыцарского войска.

3. Рыцарская система физического воспитания.

4. Игры в системе физического воспитания рыцарей.

5. Роль спорта в военно-физической подготовке рыцаря.

6. Рыцарские турниры.

7. Физическое воспитание сельского населения.

8. Физическое воспитание городского населения.

9. Военная и физическая подготовка в Чехии во время Гуситских войн.

10. Причины упадка рыцарской системы физического воспитания.

 

 

 

Современная историческая наука использует термин «средние века» при­менительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феода­лизм, феодальный строй. С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья (период становления феодализма V—Х вв.), физической культуре расцвета средневековья (период развитого феодализма XI—XV вв.), и о физической культуре периода позднего средневековья (заката феодализма XV—XVII вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физи­ческая культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного дви­жения.

В различных частях мира к феодальным формам физической куль­туры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Ки­тай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказывались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменяли его. Однако на огромной тер­ритории бывшей Римской империи преобразования рабовладель­ческой формации сопровождались значительными изменениями, обусловленными влиянием стран-завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии. Так, на физическую культуру в русских княжествах значительное влияние оказали Византия и Золотая Орда, на венгров и поляков — немецкие рыцарские орде­на, на ряд народов стран Европы — Турция, а на японцев — ки­тайцы.

Значительную роль в создании феодальных форм физической куль­туры сыграли различные мировые религии: буддизм, христиан­ство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, вы­бирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической куль­туре представителей той или иной веры было различным.

Православная церковь довольно спокойно относилась к запад­ноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое вос­питание детей французского и английского государств, прохо­дившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании па­ствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое совершен­ство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия «аскетизм». Греческим словом «аскет» (упражняющийся в чем-нибудь) в период Сред­невековья стали называть человека, который презрел тело, тер­зает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения чело­вечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонич­но развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, от­шельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удоволь­ствиях.

Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены, были заботиться о военно-физической подготовке фео­далов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физи­ческого воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аске­та, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви.

В период раннего средневековья (V и X вв. н. э.) происходило утверждение феодального способа производства и постепенное закрепощение свободных крестьян-общинников крупными землевладельцами. Классовая борьба в этот период развивалась как борьба крес­тьянства против закрепощения. В процессе этой борьбы склады­вались феодальные государства как органы подавления широких масс крестьянства.

В Западной Европе в этот период (примерно в V в.) оформи­лись государства, в которых постепенно устанавливались фео­дальные отношения. Несколько позднее в Центральной и Вос­точной Европе появились славянские государства.

Первоначально в этих государствах все труженики были сво­бодными земледельцами, обязанными нести военную службу. По призыву короля или военачальника они должны были являться вооруженными и подготовленными для участия в военных похо­дах. Однако организованного военного обучения не существова­ло. Это, обусловило интенсивное развитие народных, самобытных форм боевой и физической подготовки населения.

В период расцвета средневековья происходило развитие феодального способа производства (XI — XV вв.). Характерными чертами этого времени были: общест­венное разделение труда и отделение ремесла от сельского хо­зяйства, возникновение и расцвет городов, зарождение товарного производства и товарных отношений, а также появление обмена между городом и деревней. Тогда же начали складываться пред­посылки для образования феодальных монархий и современных наций. Одним из характерных признаков развитого феодализма была политическая раздробленность государств на самостоятельные герцогства, удельные княжества и поместья Их владельцы не­прерывно ссорились и воевали между собой.

В развитом феодальном обществе значительно усилилась эксплуатация крепостного и зависимого крестьянства. Это привело к обострению классовой борьбы народных масс против феодалов. Особого напряжения она достигла к концу этого периода и выразилась в ряде крупных крестьянских восста­ний. Тогда же усилилась и борьба городов против феодалов за свою самостоятельность.

Большие перемены произошли в военном деле. На смену старому народному ополчению пришло феодальное войско, комплектовавшееся из представителей господствующего класса. Военное дело стало привилегией и обязанностью феодалов. Численность феодальных армий по сравнению с народными ополчениями бы­ла значительно меньше. Главенствующее положение в феодаль­ном войске заняла кавалерия (рыцарская конница).

В развитом феодальном обществе существовало разделение физической культуры по классовому признаку: ф. к. народных масс (крестьян и горожан) и физическая культура господствующего класса (феодалов-рыцарей). Классовый характер физической культуры в это время проявился, прежде всего, в целях применения физических упражне­ний. Крестьяне использовали их в качестве одного из средств под­готовки к трудовой и боевой деятельности, а возвышавшаяся феодальная знать — в качестве средства укрепления своего могу­щества. Она старалась выделиться из народа не только своим положением, властью, но и физической силой.

В период позднего средневековья (XV – XVII вв.) зарождались буржуазные производственные отношения, и рождалась буржуазная идеоло­гия. Они расшатывали феодальный уклад общества, феодальную идеологию и культуру. Появление наемных, а затей и регуляр­ных королевских войск, изобретение огнестрельного оружия и другой новой военной техники снизили роль рыцарской конницы и привели рыцарскую систему воспитания к упадку. Крупные фе­одалы стали воспитывать своих детей для роли придворных без­дельников королевских дворов, а мелкое дворянство — для ро­ли офицеров регулярных королевских войск. Первые стали вести изнеживающий образ жизни и заниматься такими физическими упражнениями, которые способствовали выработке хорошей осанки и освоению изящных манер. Вторые же наряду с этим проходили и суровую школу военно-физической подготовки.

В это время население городов размежевалось на примкнувший к дворянству патрициат, на вышедшую из народа буржуазию и на трудящихся. Патриции ушли из общегородских стрелковых корпораций и фехтовальных братств, построили для себя роскошные особняки, бассейны для плавания, залы для танцев и игр в мяч. Патрицианская молодежь не готовила себя к какой-либо общественной деятельности. Вместе с дворянской моло­дежью она занималась плаванием, фехтованием, игрой в мяч, охотой и путешествиями.

Буржуазия городов, первоначально вытеснила трудящуюся бедноту из стрелковых корпораций и фехтовальных братств, а к концу средних веков распустила их. Она построила обществен­ные купальни, залы для танцев, фехтования и игр в мяч, но ис­пользовала их не только по прямому назначению, но и в качест­ве притонов разврата и мест для азартных игр. Городская же беднота стала в праздники выходить, за город и заниматься там простейшими физическими упражнениями, играми, борьбой и танцами. Гуманисты позднего средневековья боролись за освобожде­ние системы образования от влияния церкви, и за введение в школах физического воспитания. Большинство из них думало не о народе, который не мог учиться в школах, а о городской буржу­азии.

В период позднего средневековья не было единой физической культуры того или иного народа и единого учения о физическом воспитании. Это был период ломки феодального строя, старой феодальной идеологии и культуры, период зарождения буржу­азной культуры, в том числе буржуазной физической культуры.

В конечном итоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимное влияние создали в средние века многообразие феодальных форм физической культуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты все больше обособлялись в соответствии с характером обществен­ного строя нормы игр и «спортивных» занятий по физическому воспитанию правящих классов и различных слоев, связанных с ними вассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения. Физиче­ская культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там, где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти, осуществление руководящей роли внутри государства требовало также боль­ших физических способностей.

 

 

2. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ РЫЦАРСКОГО ВОЙСКА.

 

В постановке военного дела в средневековье, под влиянием создавшихся политических и общественных отно­шений, произошли значительные изменения. На смену старому народному ополчению, утратившему былое значение, пришло феодальное войско, комплектовавшееся не из свободных крестьян, как это было раньше, а из представителей господствую­щего класса. К этому времени военное дело стало привилегией и обязанностью феодалов.

Численность феодальных армий по сравнению с народны­ми ополчениями была значительно меньше. Исследователи средневекового военного искусства отмечают, что феодальные войска Х — XIII вв. уже не состояли из больших, многочислен­ных армий. Наиболее крупные рыцарские дружины насчиты­вали до 1 000 человек.

Не менее важным изменением в военном деле явилось то, что кавалерия (рыцарская конница) заняла главенствующее положение в феодальном войске. Преобладание конницы в феодальном войске было обуслов­лено, не столько достоинствами самой конницы, сколько плохими качествами пехоты. Пехота, ком­плектовавшаяся ранее из свободных крестьян, после закрепо­щения их утратила былое значение и боевые качества. Вскоре в феодальных войсках к пехоте стали относиться с презрением, ибо она состояла, главным образом, из крепо­стных или рабов. Пехотинец из воина превратился как бы в слугу. Понятие «воин» в это время стало отождествляться с понятием «рыцарь», «всадник».

Тяжеловооруженные всадники (рыцари) составляли основ­ное ядро феодального войска. Однако они и в походах, и в сражениях не могли обойтись без вспомогательных воинов. Для таких действий, как эффективное преследование врага и применение метательного оружия, рыцарская конница, «не­вероятно неповоротливая в своих движениях», была непригод­на. В походах и в бою рыцарям помогали конюхи, слуги, и все рыцарское войско нуждалось во вспомогательных воинах раз­личной специальности. Поэтому в феодальной армии, наряду с рыцарями, были вспомогательные войска, делившиеся на легковооруженных всадников, конных лучников, пеших луч­ников, пеших воинов-копейщиков и др. Хотя вспомогательные войска оказывали существенную помощь рыцарям, они все же имели только вспомогательное, второстепенное значение, так как решающей силой были тяжело вооруженные всадники — рыцари. Кроме того, в феодальном войске служили и наемники, отборные, хорошо обученные воины, обладавшие большим военным опытом.

Тактическое взаимодействие главных сил феодального вой­ска —тяжеловооруженной конницы (рыцарства) со вспомога­тельными воинами осуществлялось двумя способами: или войско строилось отрядами по роду оружия или отдельные отряды группировались около рыцаря. Последний способ при­менялся чаще.

Рыцарь с группировавшимися около него пешими и кон­ными воинами и слугами образовывал основную организацион­но-тактическую единицу феодального войска, получившую на­звание «копья». Численность копья составляла от 7 до 13 человек. Высшей административной и тактической единицей фео­дального войска было «знамя», состоявшее из 25—80 «копий». В феодальном войске эти «копья», особенно у немецких рыцарей, составляли так называемый «клин». «Клин» по форме напоминал треугольник, острием направленный на про­тивника. По бокам треугольника выстраивались рыцари, а внутри он заполнялся вспомогательными воинами. Такой строй долгое время был непобедим и неизменно обращал в бегство противника.

Обычным боевым порядком в феодальных войсках было линейное построение, которое особенно часто применяли фран­цузские рыцари. Однако ни колонна клином, ни построение в линию не удерживались в качестве боевого поряд­ка во время сражения. Любое сражение, начинавшееся на­ступлением рыцарей сомкнутым строем, превращалось в пое­динки между рыцарями или в истребление вражеской пехоты. В бою рыцари «предпочитали вступать в боевые поединки один-на-один или же гнать своих лошадей в гущу вражеской пехоты» По масштабам и характеру феодальные войны были мелкими, захватническими и грабительскими. Рыцари стремились вне­запно захватить чужой замок, опустошали поля противника, овладевали его крепостными крестьянами, угоняли скот.

Замок – эта средневековая крепость обороны, он служил надеж­ной защитой не только от врагов, но и от нападений своих же восставших крестьян. Замки строились сначала из дерева, а впоследствии из камня, обносились рвами и крепостными сте­нами и были почти недоступной твердыней. При осаде и штурме замков применялась довольно мощная военная техника, уна­следованная еще от греков и римлян: машины для метания копий, тяжелых стрел и камней, зажигательные снаряды и т. п… В ход пускались тараны, осадные башни (гуляй башня) и прочие, дорогостоящие по тем временам, орудия, которые были по средствам лишь крупным феодалам.

В стратегическом отношении войны феодализма, при от­сутствии твердой воинской дисциплины, не оставили в разви­тии военного искусства почти никакого следа.

Снаряжение рыцарей средневековья, состояло из предохранительного вооружения, наступательного и обо­ронительного оружия, что отражалось и на характере боевых действий и на системе военно-физической подготовки.

Предохранительное вооружение рыцарей в XI веке состояло из брони или кольчуги, заменивших неудобные латы. Броня изготовлялась из кусков кожи, нашитых на материю, а коль­чуга из металлических колец и железных пластин. По форме это были короткие рубашки с короткими рукавами и капю­шоном. Примерно с половины XI века к бронированной рубашке стали прикреплять штаны из того же материала, из которого изготовлялись кольчуга и броня, а в конце XII века под коль­чугой стали носить полукафтаны, поверх же кольчуги надевали рыцарскую мантию (нечто подобное плащу без рукавов).

На голову рыцарь надевал шлем или каску конической или яйцевидной формы с пластинкой, прикрывавшей нос. Нижний край шлема образовывал спереди забрало, поднимавшееся вверх при помощи шарнира. Шлем был достаточно крепок и мог предохранять от тяжелых ударов по голове. Он украшался иногда драгоценными камнями, а вверху увенчивался шари­ком или гребнем. Сзади голова защищалась капюшоном. В конце XII века шлем принял форму цельнометаллического колпака, с отверстиями для глаз, ушей и рта.

На ногах рыцари носили сапоги из вываренной кожи, под ними чулки из металлических колец; колени и бедра прикры­вались металлическими коробками или пластинками. Чулки и сапоги поднимались очень высоко, а иногда прикреплялись к подкладке брони или панциря у самого пояса.

Рыцарь, одетый в доспехи, был ходячей крепостью, и в та­ком виде его трудно было сразить. В своем вооружении рыцарь был настолько малоподвижен, что, сбитый с коня, он сам, без посторонней помощи, не мог поднять. Для того, чтобы быть способным носить подобное вооруже­ние и участвовать в боевых действиях в нем, рыцарь, естест­венно, должен был обладать большой физической силой, вы­носливостью и ловкостью.

Рыцарский конь, неотделимый от своего господина, был также защищен броней. Такой воин наводил страх на врагов и вызывал смя­тение среди них. Какое устрашающее впечатление производил такой тяжеловооруженный всадник, видно из того, что вспо­могательные воины противника, которые могли бы оказать ему сопротивление, не решались вступать с ним в схватку.

Кроме предохранительных доспехов, рыцарь имел при себе наступательное оружиемеч, копье, булаву или топор, и обо­ронительноещит.

Наступательное оружие – рыцарский меч представлял собой стальной клинок с кре­стообразной перекладиной и эфесом. Помещался он в ножнах из кожи или дерева и прикреплялся к перевязи слева, В утол­щенную часть эфеса вкладывались частицы святых мощей и других «чудодейственных» предметов. Мечам давали имена собственные, их прославляли в песнях, они нередко пользовались большей известностью, чем сами рыцари, мечом рыцари дорожили больше жизни. Сначала меч был короткий и односторонне острый. Позднее он стал более длинным и обоюдоострым. Мечом действовали, как рубящим оружием. В противоположность римскому воину, рыцарь не употреблял меча для колющих ударов. Искусство рубки тяжелым мечом только постепенно и очень медленно до­полнялось фехтовальными приемами, и только по мере замены его более легким мечом стали намечаться некоторые из таких приемов. Мечом старались убить или ранить противника, силь­нее ударяя по телу. Отражать удар непосредственно оружием особенно не стремились, все надежды возлагались на щит или броню, как на наиболее верные средства самозащиты.

Копье, также специфическое рыцарское оружие того вре­мени, состояло из металлического наконечника ромбовидной формы и длинного древка, на которое он был насажен. Ниже наконечника прикреплялся флажок, опускавшийся книзу и оканчивавшийся несколькими лентами. Копье рыцарь брал только в бой. В походе он держал копье вертикально, несколько наклонно вперед в правой руке, в бой нес его гори­зонтально, придерживая у правого бедра или подмышкой. Копье было ударным, колющим оружием, но иногда оно упо­треблялось и для метания. Рыцарское копье по размерам и действию является прототипом современной пики. Интересно отметить, что в бою сначала пускали в ход копьё, а затем меч.

Оборонительное оружие — щит подверглось наибольшим изменениям при своем развитии. В XI веке щит из круглого, превратился в продолговатый, и прикрывал всадника с плеч до ног. Изготовлялся он из досок, кожи и железных пластин. Поверхность щита снаружи выгибалась, а внутренняя сторона обивалась подушкой. В XII веке щит укоротился до колен, стал более легким и удобным. В походе щит носили на ремне на шее, в бою держали в левой руке.

Успешные действия мечом, копьем и щитом были основаны почти исключительно на физической силе и на умелом манев­рировании конем. Поэтому будущему рыцарю, чтобы стать полноценным воином, нужно было уметь носить тяжелое во­оружение, управлять в совершенстве конем и искусно дей­ствовать боевым оружием. Для этого необходимо было пред­варительно развить в себе выносливость, сноровку и другие физические качества. Эта необходимость определяла задачи и методы рыцарской системы военно-физической подготовки.

Естественно, что рыцарство, как военное сословие, обла­давшее властью и силой оружия поддерживавшее свое гос­подствующее положение, с исключительным вниманием отно­силось к военному обучению молодых людей и к военной тре­нировке рыцарей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гормоны коры надпочечников | Рыцарская система физического воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.