Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военно-прикладные виды спорта




ПОДГОТОВКЕ РЫЦАРЯ.

Гораздо большее значение, чем игры, в физическом воспи­тании рыцарей имел спорт. Именно он являлся основой для более высокой ступени физического совершенствования и тре­нировки в военном деле.

Все виды спорта, культивировавшиеся у рыцарей, условно можно разделить на две большие группы: военно-прикладные и общеобразовательные. К военно-прикладным видам спорта следует отнести фехтование, верховую езду, борьбу, метание камня, прыжки и лазание; все это находило непосредственное применение в военном деле. К общеобразовательным видам можно отнести метание копья и стрельбу из лука, уже потерявшие к тому времени непосредственно военное значение, бег и пла­вание, довольно редко применявшиеся в боевых действиях, а также охоту. Общеобразовательные виды способствовали развитию физических качеств и навыков.

Фехтование. Возникновение фехтования связано с военной практикой; колющие удары копьем и рубящие удары мечом играли исключительную роль в боевых схватках во времена средневековья вплоть до изобретения огнестрельного оружия.

Фехтование копьем и мечом в Х—XIII вв. было лишь одни спортивного фехтования, его недостаточ­ная стилизация, по-видимому, объясняются тем, что состязания в фехтовании происходили на турнирах, которые одновремен­но являлись и военной тренировкой и спортивным состязанием. Вследствие этого фехтование превращалось в опасный вид спорта и становилось не вполне пригодным для развлечения. Вероят­но, этим объясняется тот, отмеченный многими исследовате­лями факт, что в средневековых описаниях спортивных развле­чений фехтование почти не упоминается.

В рыцарском воспитании фехтование занимало главенствую­щее положение. Будущие рыцари под руководством учителей с малых лет обучались владению оружием. Обучали фехтова­нию, по крайней мере, в детском возрасте, деревянными и при­тупленными мечами и копьями.

Для совершенствования в искусстве фехтования к рыцарям приглашались фейхтмейстеры — мастера фехтования. Приглашение в замки мастеров фехтования было тем более необходимо, что писаных наставлений и учебников по фехтованию не было вплоть до XV века, и мастера фехтования, та­ким образом, являлись хранителями правил и приемов фехто­вального искусства.

Существовало два вида спортивного фехтования

1) конное на копьях.

2) пешее и конное на мечах.

Конное фехтование на копьях впервые появилось во Фран­ции в XI веке под названием «жут» joute — бой на копьях, и быстро распространилось по другим странам, став излюб­ленным видом состязания на рыцарских турнирах. (В Герма­нии такой рыцарский поединок назывался «тьост»). В фехтова­нии на копьях, как ни в каком другом военно-прикладном упражнении, проявлялись ловкость и умение рыцарей об­ращаться с оружием. По условиям состязания нужно было ударом копья на полном скаку вышибить партнера из седла. Удар производился боевым копьем с затупленным наконечни­ком, а с конца XIII века иногда и с острым наконечником, особенно в Германии.

Основные приемы фехтования на копьях сводились к трем видам ударов: удары в голову, лицо и подбородок; удары в щит или, как говорили в то время, в «четыре гвоздя»; удары мимо щита, в грудь или в плечо. Мощь и неотразимость удара за­висели от силы лошади и от умения рыцаря точно направить копье в цель. Сила удара бывала настолько велика, что при столкновении ломались копья, лошади поднимались на дыбы, и всадники падали.

Поединки на острых копьях были очень опасны и нередко оканчивались тяжелыми ранениями и даже смертью рыцарей.

Удары отражались щитом, прижатым к телу. Иногда про­тивники прибегали к различным уловкам. Они то наклонялись к шее коня, то откидывали корпус назад, то, ловко направив коня в сторону, заставляли противника наносить удар по воз­духу. Рыцарь, ранивший коня, обязан был возместить ущерб, нанесенный его владельцу. Ранение коня считалось грубой неловкостью, свидетельствовавшей о слабости противника в военном деле. Позднее, чтобы избежать подобных ранений, между противниками стали ставить заборы, предохранявшие лошадей от ударов и одновременно служившие ориентиром для всадников, направлявшихся навстречу друг другу.

Рыцари, изъявившие желание участвовать в турнире, рас­пределялись по парам. Распределение происходило тремя спо­собами: по усмотрению герольдов, по жеребьевке, по инди­видуальному вызову.

Затем начинался турнир. Участники его выстраивались друг против друга на противоположных концах ристалища. Герольд подавал сигнал к первому туру, и всадники на полном скаку устремлялись вперед, прижав копье к боку и направив его в грудь или в голову противника. Они сталкивались на середине пути; часто от сильного удара ломались их копья. Если после этого оба всадника оставались в седлах, назначал­ся второй тур. Противники возвращались в исходное положе­ние, получали новые копья и по сигналу вновь бросались в схватку. Турнир продолжался до тех пор, пока один из про­тивников не вылетал из седла, или пока не было сломано уста­новленное число копий. В таких случаях победителем объяв­лялся тот, кто сломал большее число копий у противника. Дюпперон указывает на рыцаря Ульриха Лихтенштейна, который за один день сломал в турнирах тридцать копий.

Пешее фехтование на мечах не отличалось разнообразием движений. Они сводились к прямым рубящим ударам по ту­ловищу противника. Обманов (вольт) и колющих ударов в арсенале фехтовальных приемов еще не было.

Меч, применявшийся при фехтовании, напоминал боевое оружие, но должен был иметь определенную ширину, длину и вес, и обязательно затупленное острие. Маршанджи в «Поэти­ческой Галлии», рассказывая о рыцарских турнирах, отмечает, что «...рыцари во время турниров были обязаны биться только легким и тупым оружием и положительно запрещалось упо­треблять острое и тяжелое оружие» (Руа, «История рыцарства», стр. 140).

Тем не менее, это «легкое» оружие было еще довольно тя­желым, чем и объясняется ограниченность и однообразие фех­товальных приемов. И сам рыцарь, закованный в металличе­ские доспехи, не отличался поворотливостью. Искусство фех­тования состояло в те времена не в разнообразии приемов, а в физической силе, вкладывавшейся в каждый удар.

Пешее фехтование происходило или на общих турнирных ристалищах, или на специально подготовленных площадках, которые точно измерялись и огораживались каменным забором или изгородью. На огороженном участке иногда расстилалась матерчатая дорожка длиною до пяти локтей, прикреплявшаяся к земле деревянными гвоздями. Но нередко фехтование на ме­чах происходило в любом месте, огороженном только четырьмя шестами.

По турнирным правилам, при фехтовании на мечах не раз­решались удары в лицо и ниже пояса. Защищались от ударов щитом и оружием. Противники не имели права нападать друг на друга до тех пор, пока шлемы не были еще надеты и застег­нуты. Если во время турнира обнаруживался какой-либо дефект в доспехах, например, расстегнутый шлем, то турнир прекращался и возобновлялся лишь после устранения изъяна. Наносить удары можно было только плашмя, удары острием меча запрещались. Число ударов всегда точно определялось; большею частью их было не менее трех. Победителем считался тот, кто после трех ударов, от которых он не уклонялся, не терял равновесия.

В фехтовании на лошадях применялись те же приемы и правила, как и в пешем фехтовании. Победителем счи­тался тот, кто ловко срубал украшение со шлема противника.

Твердо установленных, подробных правил в фехтовании на мечах и копьях в этот период еще не было. Они менялись и варьировались в различных странах и во многом зависели от устроителей турниров. Но основные правила и приемы, ставшие традиционными, почти всегда сохранялись.

Верховая езда. Одним из основных и наиболее распростра­ненных видов спорта у рыцарей была верховая езда, которая в течение всего средневековья имела утилитарный характер. Более широкое, чем в древности, распространение верхо­вой езды в средние века объясняется тем главенствующим по­ложением, которое занимала конница в феодальном войске. (Исключение составляли в древности Персия и Армения, где верховая езда была весьма распространена).

Уже в раннем средневековье, во времена Карла Великого,. половину всего войска составляла конница. В позднем средне­вековье конница почти совершенно вытеснила пехоту. Рыцарей нельзя было представить себе без коней. С конем связано происхождение рыцарства и даже само название (Ritter —всадник).

Однако, несмотря на исключительное значение верховой езды, которая значится первой в числе семи рыцарских доб­лестей, о ней, как о самостоятельном виде спорта, редко упо­минается в источниках. Нет данных, например, о специальных конных состязаниях. Чаще всего верховая езда тесно сочетает­ся с другими видами спорта, на охоте и на турнирах. На охоте рыцарь не расставался с конем; все главнейшие состязания на турнирах происходили также на конях.

Обучение верховой езде начиналось рано, у некоторых на­родов даже с пятилетнего возраста. А достигшие пажеского возраста мальчики отправлялись верхом ко двору сеньора. В замке сеньора молодые пажи под руководством особых коню­ших учились усмирять непокорных лошадей и тренировать их. Получали звание оруженосца они, уже, будучи ловкими наезд­никами. Обряд посвящения молодого барона в рыцари заканчи­вался тем, что к нему подводили коня примерно с такими сло­вами: «Вот благородный конь, назначаемый тебе в помощники для твоих славных подвигов».

Технический уровень и характер спортивной верховой езды определялись следующими требованиями: рыцарь должен был уметь «ездить верхом всеми аллюрами, вольтижировать на лоша­ди и на всем скаку поднимать что-нибудь».

Из аллюров рыцарству позднего средневековья были из­вестны: простая рысь, гарцующая рысь и карьер. Метод обу­чения состоял в том, что сначала учили ездить без седла и без вооружения, а затем в седле и с вооружением. В вольтижиров­ке главными упражнениями были прыжки на лошадь и соскакивание с нее. Часто эти прыжки усложнялись. Молодые ры­цари прыгали на плечи товарищу, сидящему на лошади, и перепрыгивали через голову лошади, опираясь о гриву ее или о луку седла. Излюбленным и достойным рыцаря упражне­нием считался прыжок в седло без помощи стремян (обычно стремена не прикреплялись наглухо к седлу и во время езды не использовались, но употреблялись только для того, чтобы сесть на лошадь). Этот прыжок считался верхом ловкости и служил испытанием для вновь посвященного рыцаря. Такие прыжки в седло без помощи стремян производились на стоянке и на ходу, в легкой одежде и полном рыцарском вооруже­нии.

Из военных приемов особенно распространены были упраж­нения с манекеном. Они также входили в «зачетные» упражне­ния новопосвященного рыцаря. Новый рыцарь, после посвяще­ния, на глазах многочисленных зрителей ловко прыгал, без помощи стремян, на коня, мчался на площадь, где стоял манекен, и на всем скаку метким и сильным ударом поражал его.

Всегда ли обучение прыжкам, особенно без помощи стре­мян, начиналось на живой, а не на искусственной лошади, точно неизвестно. Но так как подобные прыжки были небезо­пасны и для неопытного всадника и для лошади, следует пред­положить, что первоначально обучали прыжкам на деревянном коне. В книге Иоганна Георга (XVI в), посвященной искусству верховой езды, подробно описано устройство деревянного ко­ня с ручками и седлом и большое количество упражнений на нем (до 75). Вряд ли этот конь и все упражнения на нем были изобретены только в XVI веке, более вероятно, что они суще­ствовали и в ранние времена.

Приучаясь с малолетства к управлению конем и упраж­няясь в этом искусстве всю жизнь, рыцари были превосход­ными всадниками.

Борьба была распространена у рыцарства едва ли не так же широко, как фехтование. Следует отметить не только даль­нейшее развитие в те времена этого древнего вида спорта, но и чрезвычайно интересный факт внедрения спортивных прие­мов борьбы в военное дело, т. е. обратное влияние физической культуры на материальную (военную) основу, на которой она возникла.

Приемы, применявшиеся в военном деле, носили название «свободной борьбы» или «борьбы не на жизнь, а насмерть». На войне, когда бывали, убиты кони, поломаны мечи и копья и не оставалось никакого оружия, между противниками начи­налась рукопашная схватка. Особенно характерна такая сво­бодная борьба была для поединков, которые в средневековом военном искусстве имели самостоятельное тактическое значе­ние.

В этой «свободной борьбе», применялись, естественно, та­кие чисто боевые приемы, как переломы рук и ног, удары ку­лаками и локтями в лицо, в нижнюю часть живота и другие – уязвимые места, вдавливание глазных яблок, вырывание волос, даже укусы. Применялся и прием, известный под названием «показ солнца», т. е. загиб головы назад.

Начиная с XIV века, когда стала изменяться военная так­тика в результате изобретения огнестрельного оружия, поедин­ки прекратились. Вместе с другими средневековыми приема­ми военного дела отмерла и «свободная борьба».

В рыцарской системе военно-физического воспитания была принята и чисто спортивная борьба, похожая на современную французскую борьбу. Юноши с малых лет обучались этому ис­кусству у специальных мастеров борьбы.

Приемы спортивной борьбы, по сравнению со «свободной борьбой», не были опасны для жизни и строились на захватах, бросках и подножках. Область нападения ограничивалась точными пределами — от затылка до бедра. Перед схваткой участники иногда снимали верхнюю одежду и оставались в ко­ротких штанах. Схватка происходила на какой-либо опреде­ленной, ограниченной площадке.

При помощи анализа позднейших документов можно установить, что наиболее распространенным из захватов был так называемый «крюк», т. е. захват рукой головы и одновре­менный охват ногой ноги противника. Иногда эти захваты включали и прием «на бедро». Таким же характерным приемом было так называемое «проскальзывание» под рукой: рука про­тивника захватывалась за кисть, голова подсовывалась под подмышку захваченной руки, а другой рукой нападающий обхва­тывал противника за туловище. Когда противник выпрямлялся, создавалась возможность оторвать его от земли и побороть.

Применялись удары в коленную чашечку, а также поднож­ки, служившие часто защитным приемом. К защите относится также удар в подбородок при согнутых ногах.

Конечная цель борьбы состояла в том, чтобы повалить противника на землю при помощи установленных приемов. Задача бросить противника, а не положить его на лопатки, определяла и форму борьбы — в стойке.

Конечно, техника борьбы не ограничивалась только этими основными приемами. Упражнения с камнем. Рыцарям были знакомы все виды упражнений с камнем: метание камня и каменного диска, тол­кание камня и поднятие тяжелого камня. Очень распространен был наиболее древний вид — метание. В Х и XI вв. метание камня еще применялось в военной практике. После появления метательных орудий оно начинало терять связь с военным де­лом, а в XII—ХП1 вв. становилось общеобразовательным ви­дом спорта и только в редких случаях применялось в осадной войне.

Метанию камня также обучали с юных лет, преследуя при этом двоякую цель: укрепить мышцы и развить меткость. В метании камня упражнялись не только пажи и оруже­носцы. У рыцарей оно также было любимым развлечением. Как уже было сказано, рыцарям были знакомы толкание (в современном смысле этого слова) тяжелого камня и метание на дальность. Для каждого вида требовались камни различной формы и веса. Надо полагать, что не все­гда камни были определенной величины, а подбирались они случайно.

В метании на дальность большое значение имела форма камня. Наиболее пригодными для дальнего метания считались камни плоские, как диск. Упражнения с очень тяжелыми камнями заключались в том, что их поднимали с земли и бросали. Так, герцог Кристоф Баварский, живший в XV в., однажды поднял и бросил камень в 364 фунта.

Прыжки занимали видное место в рыцарском физическом воспитании. В отличие от древности, в средние века известны были оба основные вида прыжков: в длину и в высоту. Наибольшей популярностью пользовались прыжки в длину. Они еще сохраняли связь с военным делом и потому они производились в естественных условиях: прыгали преиму­щественно через натуральные препятствия — речки, ручьи, рвы и канавы.

В средневековых соревнованиях прыжки в длину почти всегда были обязательны, а иногда они составляли часть комплекса физических упражнений. Однако в боль­шинстве случаев прыжки в длину были самостоятельным упраж­нением.

Точные правила соревнований и техника прыжков неизве­стны. Можно установить лишь следующее: прыгали большею частью через «широчайшие» рвы» следовательно, с разбега; средневековые прыгуны не знали специальной обуви и ко­стюма для прыжков и прыгали в обычной обуви, в одежде и доспехах. Поэтому разбег, предшествовавший прыжку, не мог быть ни длинным, ни быстрым.

Прыжки в высоту, неизвестные в античном об­ществе, по-видимому, унаследованы рыцарями от древних кель­тов и германцев, и ведут свое происхождение от верховой езды. Вследствие исключительного положения конницы в феодаль­ном войске, ловкие прыжки на лошадь, считаясь необходимым военно-прикладным умением, были главнейшим упражнением в конном спорте, и умение это очень ценилось в рыцаре. В результате стилизации таких прыжков воз­никли и прыжки через лошадь. Первоначально это были, ве­роятно, прыжки опорные, а затем они стали безопорными.

С конца XIV и начала XV века этот вид спорта начинает приходить в упадок. Рыцарское вооружение становилось на­столько тяжелым, что исключена, была всякая возможность легких и быстрых прыжков на коня даже при посадке. Рыцарь не только не прыгал на коня, как раньше, он даже не мог са­мостоятельно сесть на него, и его сажали оруженосцы. Не было уже материальной, военно-прикладной основы прыжков в высоту, и потому они, как упражнения, не получили дальней­шего развития в рыцарском физическом воспитании.

Лазание, как вид физических упражнений, не практикова­лось в древности, но оно было известно первобытному обществу. Однако лазание у рыцарей, не находилось в прямой генетической связи с лазанием у первобытных наро­дов. Оно было связано, с необходимостью лазать по крепостным и замковым стенам во время осады и штурма замков и город­ских укреплений. При таком предположении возникновение лазания, как специального физического упражнения рыцарей, следует отнести ко времени строительства больших каменных замков (XI—XIII вв.) с высокими, в 15 м, стенами и многочи­сленными башнями, между которыми сообщение поддержива­лось при помощи приставных лестниц.

Упражнений в лазание было несколько. Одно из них за­ключалось в том, что молодые, а иногда и более зрелого воз­раста, рыцари влезали на стены, отстоявшие одна от другой на один фут, или вбегали на наклонные стены. О подобном упражнении повествует одна из мемориальных досок мюнхенского королевского дворца, относящаяся к XII веку. На ней написано, что на высоте 12 футов был вбит гвоздь, под ним другой, еще ниже — третий; все они служили отметками для состязавшихся рыцарей.

Рыцарству было известно лазание по канатам, шестам и лестницам. Выполнять эти упражнения настоятельно рекомен­довало «Зерцало рыцаря». Известно, что французские рыцари, чтобы укрепить силу рук, лазали вверх и вниз по наклонной лестнице без помощи ног; они проделывали это упражнение и в латах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.