КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Определение и история возникновения гуманистической психологии
Лекция. Кацанов А.О. гр. 9142 ----------------------------------------------------------------------------- Тема: «Гуманистическая и когнитивная психология». Цель: Ознакомить учащихся с данной темой и рассмотреть основные теоретические положения по проблеме. Задачи: 1. Раскрыть содержание данной темы 2. Способствовать эффективному усвоению материала 3. Активизировать познавательную деятельность студентов. Вид лекции: учебно-программная, предусматривает изложение основных вопросов по теме. Основные понятия по теме:
План лекции: I. Определение и история возникновения гуманистической психологии. II. Основные положения гуманистической психологии. III. Основные представители гуманистической психологии. IV. История возникновения и цель когнитивной психологии. V. Основные представители когнитивной психологии. Литература: 1. Морозов А.В. История психологии: Учебное пособие для вузов. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов ВУЗов. 3. Когнитивная психология. Учебник для студентов высших учебных заведений, под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.
Итак, перейдём к детальному рассмотрению вопросов: Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х. гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно гуманистической психологии устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя. Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это направление западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение. Гуманистическая психология уходит корнями, как в гуманитарные, так и в естественные науки, однако особое значение имеют для нее философия и литература. В ней акцентируются проблемы человеческого опыта, поиска смысла, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, самоактуализации, творчества, свободы выбора, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Центральным звеном она считает способность человека управлять собственным развитием. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |