Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ретроспектива развития науки и культуры

Элементы психологии восприятия творчества

В 1980 г. Роджер Сперри удостоен в 1981 году вместе с Дэвидом Хьюбелом и Торстеном Визелом Нобелевской премии по физиологии и медицине "за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга".

Из психологии известно, что имеют место две ступени восприятия: чувственная (ощущение с помощью пяти органов чувств; восприятия; представление), рациональная («рацио» - рассудок): понятие, суждение, умозаключение.

Обобщенный принцип дополнительности Бора: психика может рассматриваться как дополнительность материального и «духовного» модусов.

 

 

Единая культура до Сократа.

Наука и культура Древней Греции после Сократа (эллинизм)

Эпоха Средневековья (доминирует религия)

Эпоха Возрождения (Ренессанс), доминирует исусство,появилось учение о гуманизме.

Эпоха классической науки (с Ньютона, Декарта, Бэкона, Галилея и до настоящего времени)

Единая культура, в которой происходит объединение всех элементов духовной культуры (науки, философии, религии, искусства) в рамках нелинейного мышления.

 

1 Условие – 2. Процесс – 3. Приемы – 4. Результат – 5. Формы реализации

Левополушарное мышление:

1 Проблемная ситуация

2 Мышление

3 Анализ, синтез, сравнение, обобщение

4 Продукт мышления

5 Понятие, суждение, умозаключение

 

 

Правополушарное:

1 Неопределенная ситуация

2.Воображение

3 Агглютинация (склеивание), гиперболизация, заострение, схематизация, 4 типизация

5 Предмет воображения

6 Система образов

Искусство – особая форма познания, осмысления, интерпретации окружающего мира; главный смысл искусства – воспроизвести те или иные стороны реальности для постижения истины.

Предмет искусства – этические и эстетические вопросы, личные переживания человека. Наука и философия занимаются предметами, представляющими глобальный интерес для человека в целом и локальный интерес для человека в частности.

Философское осмысление является метауровнем по отношению к научной рефлексии мира. Можно проследить тесную взаимосвязь науки и философии (информация, энергия, виртуальная реальность сперва появились в науке, затем в философии).

Творчество – процесс создания чего-то нового, когда воображение свободно от оков логики. Для творческого мышления характерны черты:

Пластичность

Подвижность (переход от одного аспекта действительности к другому)

Оригинальность

Креативность

Многогранность

Особый вид творческого воображения – мечта (с желаемым результатом).

Воображение – психологический процесс создания новых образов.

Пассивное (например, сны)

Активное (например, представление образа человека)

Творческое

Существуют разные подходы к моделированию творчества, например пятиактная схема:

Накопление знаний

Сосредоточение усилий

Участие интуиции

Озарение

Проверка

Научно-исследовательский цикл (фазы):

Эмпирическая фиксация (выделение объекта исследования, определение его существенных сторон, образование понятий, выделение связи между понятиями)

Теоретическая схематизация (создание модели предполагаемых связей)

Экспериментальное наблюдение

Сравнение (если эмпирически подтверждается гипотеза, то она становится теорией, если нет – то возврат ко второй фазе)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет, цели и задачи курса КСЕ | Наука. Научный метод
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.